Иеромонах Симеон (Мазаев)

Мазаев Сергей Андреевич родился 30 августа 1978 года в г. Георгиевске Ставропольского края.

В 1995 г. окончил СШ № 5 г. Пятигорска.

В 2000 г. окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

С 2000 по 2003 г. — аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Название диссертации: «Тема мужества в философии: онтологический аспект».

В настоящее время - преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии.

Контактный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статьи автора


Дети джунглей, или Зачем нужна молитва

Апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе». Но ведь молитва обычно формулируется в виде просьбы, извещающей Бога о нашей потребности. А именно в этом нет никакой необходимости, «ибо знает Отец ваш (Небесный), в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».


Мужская философия

В издательстве «Даниловский благовестник» готовится к печати книга «Мужская философия». Хотя в названии стоит слово «мужская», на деле эта книга, по словам ее автора священника, философа, преподавателя Московской Духовной академии иеромонаха Симеона (Мазаева), посвящена более конкретной теме – мужественности.


Иллюзии мелкого человека

Беседы, которые мы публикуем в «Прихожанине», как правило, затрагивают самые разнообразные стороны жизни Церкви. Новое интервью, которое мы предлагаем нашим читателям, посвящено более широкой теме – человеку. Что отличает нас, современных людей, от наших прародитей, живших, скажем, две тысячи лет назад. Остались ли мы такими же, какими были они? Может быть, стали лучше или хуже них?


Верность

Будь верен даже до смерти
и дам тебе венец жизни.

Откр.: 2, 10.

Некий германский рыцарь, участник крестового похода, вывел на своем щите девиз: «Мою Честь зовут Верность». В этих словах – резюме его жизни и прямое указание потомкам: вот путь, на котором приобретается слава рода. Впрочем, не только рода.


Законы

«Тошнота». Так называется одно из произведений Жан-Поля Сартра, французского философа XX века. Именно этим словом мыслитель определял мироощущение современного человека, видимо, имея в виду, что головокружение и тошнота – обычные симптомы утраты ориентации в пространстве.


Долг

В романе Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» есть занимательный диалог. Штрилиц беседует с пастором Шлагом:

– Если к Вам придет молодой человек, ваш прихожанин, и скажет, что хочет убить гауляйтера, как вы поступите?
– Я не стану ему мешать.
– Но у гауляйтера трое детей и жена, у котрой парализованы ноги. Итак?
– Я не знаю.


Адамов комплекс

Семейные психологи часто отмечают любопытный факт: если один из супругов совершает измену, ему первому становится в тягость присутствие рядом того, кого он обманул. Казалось бы, все должно быть ровно наоборот. Но нет: именно изменник-муж первым начинает ненавидеть свою подругу по бытию и инициирует большинство семейных скандалов.


Вечные глаголы

В нашем языке есть множество замечательных «крылатых» выражений, дошедших до нас из той эпохи, когда важнейшие истины люди умели выражать не только на языке формул. Зачастую мы произносим эти выражения машинально, реагируя на ситуацию, и даже не задумываемся об их происхождении и смысле. Между тем, в каждом из этих «вечных глаголов» кроется маленькая жемчужинка мудрости.


Философия

Как-то раз в одном из подмосковных военкоматов произошел забавный случай. Двадцатисемилетний кандидат философских наук пришел оформлять военый билет. На дворе стояла почти летняя жара и военный комиссар был не в духе. Хмуро взглянув на пришедшего, он достал чистый бланк военного билета и принялся вписывать в него данные. Скоро дело дошло до графы «гражданские специальности».


Сыновняя почтительность

В Послании апостола Павла к Римлянам есть скандальные слова: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога». От неудобной заповеди не раз пытались избавиться мыслители: дескать, под высшими властями апостол имел в виду не конкретных правителей, а идею общественного порядка. Бездарное начальство можно и должно свергать именно потому, что оно, очевидно, не от Бога, а стало быть, не является властью.


Священное и мирское

Среди поклонников и исследователей творчества А.С. Пушкина до сих пор не утихают споры о том, кто же в действительности является автором скандальной «Гавриилиады», читать которую, не испытывая серьезного смущения, не способен, пожалуй, ни один христианин.


Доказательства бытия Бога

– Но позвольте вас спросить, – после тревожного раздумья спросил заграничный гость, – как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?
– Увы! – с сожалением ответил Берлиоз, – ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога быть не может.


Красота

«Красота – страшная сила», «ею можно и горы свернуть» – говорят герои Достоевского. На протяжении многих веков художники и женщины усерднее прочих стремились овладеть этой силой, подчинить ее своим целям. Но мудрых немного – не постигнув тайны красоты, невозможно ее приручить. И потому искусного в искусстве и по сей день гораздо больше, чем прекрасного, а красивых людей много меньше, чем нарядных и приукрашенных.


Промысл Божий

Жил на свете тиран Спевсипп. При нем неотлучно находился философ Поликарп, который на все, что бы ни случилось, говорил: «Это хорошо!» Однажды они вместе отправились на охоту. Поликарп заметил зайца, который показался за спиной Спевсиппа, натянул тетиву лука и... случайно отстрелил тирану ухо. «Не сердись, царь. Это хорошо.» – по обыкновению сказал философ. «Нет, Поликарп, это нехорошо!» – отвечал взбешенный царь и велел бросить Поликарпа в темницу.


Чудо

Есть две вещи, которые тем сильнее смущают беспорядочный ум, чем дольше он задерживается на них: это чудо и тайна. Здесь легко потерять равновесие и велик риск соскользнуть в крайность.


Третья заповедь

Третья заповедь учит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Буквально имя Господа как святыня не должно употребляться в обыденных разговорах, то есть без чувства благоговения перед Тем, Кто открыл нам Себя в этом имени. Иудеи, следуя этой заповеди, даже само слово «Бог» пишут таким образом: «Б-г». Но в чем заключается глубинный смысл этого повеления? Возможно, Симеон Новый Богослов был прав и третья заповедь говорит о поэзии как о предпочтительном языке богословия.


Шестой день

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... И был вечер, и было утро: день шестой».


Изгнанные правды ради

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить из-за Меня. – Говорит Спаситель в Нагорной проповеди. – Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».


Талант

В числе произведений Леонида Пантелеева, советского писателя и знаменитого выпускника «республики ШКИД», есть коротенький рассказ под названием «Честное слово». Это история о семилетнем мальчике, которого приняли играть в войну, поставили часовым у будки, изображавшей оружейный склад, и ушли, взяв с него честное слово никуда не отлучаться. Вечером игра окончилась, ребята разошлись по домам, совершенно забыв про маленького «солдата». Мальчик плакал от страха и обиды, но, связанный обещанием, пост покинуть не мог.


Только царь способен дарить

«Дивен Бог во святых своих». Люди, достигшие святости, оказывают мощное влияние на нашу жизнь даже после своей смерти. Причем самое удивительное состоит даже не в том, что, приблизившись к Богу, они ходатайствуют за нас у Престола Божия. Странным образом само их житие веками воспроизводится в жизни многих последующих поколений. Сочиненные ими по вдохновению любви поступки закрепляются в культуре в виде народных обычаев, которым повинуются даже самые развратные и злочестивые.


Таинство

Консерватизм и даже некоторую архаичность церковной жизни принято объяснять инертностью, косностью и невежеством верующих. Между тем, находятся умные и высокообразованные люди, готовые принять в Церкви все, вплоть до последней свечки. Так, например, известный русский философ Лосев говорил: «Молиться со стеариновой свечой в руках, наливши в лампаду керосин и надушившись одеколоном, можно, только отступивши от правой веры. Это – ересь в подлинном смысле, и подобных самочинников надо анафемствовать».


Искушение

Чтение Евангелия можно сравнить с восхождением на Эверест: издалека белоснежные вершины вызывают восхищение, но по мере приближения к ним непривыкший человек начинает испытывать нарастающую тревогу и дискомфорт. Тому, кто слышал о Христе краем уха, Его учение кажется романтическим рассказом о свободе, любви и всепрощении.


Дерзновение

Сравнивая себя с человеком Средневековья, наш современник с гордостью осознает собственное превосходство. Еще бы – ведь у него есть гарантированные права, свободный образованный ум и, конечно, техническое могущество.


Познание

В числе произведений А. С. Пушкина есть короткий, но крайне занимательный диалог Фауста с Мефистофелем. Знаменитый доктор вызывает лукавого духа в надежде, что тот избавит его от «тоски и скуки ненавистной». Наука не принесла Фаусту полноты бытия. Даже добившись в ней несомненного успеха, он вынужден признать: «В глубоком знанье жизни нет – я проклял знаний ложный след».


«Вечные» вопросы

Разум, занятый поиском истины, встречает на своем пути три группы проблем, которые традиционно относят к разряду сверхсложных. Таковы, например, математические задачи «Миллениум», многие из которых ждут своего решения уже не одну сотню лет. Ученый, успешно справившийся хотя бы с одной из них, несомненно, будет признан гением.


Правда

Основатель ислама многими христианскими писателями воспринимается как религиозный шарлатан, обманщик и искусный манипулятор. Коран же принято считать «собранием новой лжи и старых басен». Британский философ Томас Карлейль справедливо полагал, что подобные обвинения более всего бесчестят нас самих, ибо личностный портрет Мухаммеда, составленный из самых разных источников, наоборот, говорит об удивительной правдивости этого человека.


Воля

Древнегреческий философ Платон однажды задался вопросом: что есть человек? И предложил следующее определение: «Человек – это двуногое бесперое». Тогда киник Диоген поймал где-то петуха, ощипал его и бросил Платону на стол: «Вот твой человек». После этого скандала к исходному определению были добавлены слова «... и с широкими ногтями».


Теодицея

«Какое зло совершила моя маленькая сестра? – спрашивает студентка священника, рискнувшего заговорить с нею о вере. – За семь с половиной лет своей жизни она никого не обидела, всегда слушалась матери, любила рисовать животных. Она вообще любила животных: когда дворовые мальчишки поймали бабочку, чтобы скормить пауку, сестра бросилась ее отбивать, за что была безжалостно высмеяна. И вот этот ребенок, любивший папу, маму и весь остальной мир, погиб месяц назад под колесами грузовика. И с тех пор каждый день я стала замечать мерзавцев, благополучно живущих до старости. Бога нет. Иначе в мире была бы справедливость».


Дисциплина ума

«Каждый раз в споре с атеистами я убеждаюсь в том, что они правы, – говорил один из преподавателей Московской духовной академии. – Ведь они отвергают не Христа, в Которого мы верим, а того странного бога, что создан их причудливым воображением. Они опровергают не нашу веру, а порожденное их собственным невежеством представление о ней. И в этом отрицании – они правы. Вот только одного не понимаю: зачем ломиться в открытую дверь? Зачем строить себе химеры, чтобы потом героически сражаться с ними? Зачем уподобляться Дону Кихоту, штурмующему ветряные мельницы?»


Эстетизм

Современник, «испорченный квартирным вопросом», испытывает какое-то особое раздражение, подсчитывая в уме деньги, потраченные на строительство и украшение храмов. Эпоха типовой застройки, породившая такие понятия, как «жилплощадь» и «койко-место», отражается в уме человека в виде болезненного вопроса:


Неразделенная любовь

Аскетика, то есть упражнение, освобождающее душу от тиранической власти страстей, традиционно считается уделом монашества. Но, пожалуй, каждый из нас способен оказаться в ситуации, требующей аскетического ожесточения разума и воли. Это отчаяние неразделенной любви


Гражданский брак

Человек, охваченный вдохновением, порой испытывает искушение пренебречь формальностью традиции и закона, выражающейся в правилах стихосложения, композиции, перспективы. Вдохновение романтической любви зачастую невыгодно оттеняет сухую нормативность брака.


Блаженны кроткие

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Смысл этой заповеди ускользнет от нас, если мы не дадим ясный и четкий ответ на три вопроса: кто такие кроткие? Что значит «наследовать землю»? И почему первым удается второе? Какова здесь, так сказать, логика исторического процесса?


Плачущие

Языческая культура построила возвышенный идеал мудреца. Это живое воплощение гармонии, человек, идущий «царским путем» умеренности. Он способен радоваться простым удовольствиям, не расплачиваясь за них страданием и тревогами. Он любит жизнь, но расстается с нею без страха и сожаления. Его душевное состояние – безразличие, бесстрастие и безмятежность. Мудрецу доступна подлинная свобода и потому только он с полным правом может сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал».


Нищие духом

Нагорную проповедь Христа принято считать средоточием христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие».


Духовная жизнь

«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов». Это слова молитвы Антуана Де Сент-Экзюпери. Популярный профессор-богослов мог бы с ним согласиться: «Духовная жизнь это не просто благочестие, молитва, подвиг или отреченность от мира. Это строгая упорядоченность в развитии, особая последовательность в приобретении добродетелей, закономерность в достижениях и созерцаниях».


Двойственная истина

«С вашими Священными Текстами есть одна по-настоящему серьезная проблема: они совершенно не правдоподобны! Как взрослый человек может всерьез слушать рассказы об огненной колеснице пророка Ильи? О Солнце, которое остановилось по молитве Иисуса Навина? Я атеист потому, что я образованный человек и не желаю участвовать в спорах о том, сколько ангелов поместится на острие иглы!» Так говорят скептики.


Вериги

В языке светского человека есть понятие, выражающее недоумение и страх самодовольного ума перед лицом подвижника. Психологически самый простой способ изжить гнетущее недоумение и страх – осудить то, что их вызвало. Этот жест дает чувство превосходства, успокаивая раздраженное самолюбие. Именно таково понятие «религиозный фанатизм». Слабому человеку совсем нетрудно простить сильному его силу, если уверить себя в том, что ее источником является болезнь безумия.


Страх Божий

Популярный профессор Московской духовной академии неизменно предостерегал своих слушателей – будущих священников – от одной нехорошей профессиональной черты – привыкания к святыне. «Знаете как отличить семинариста-первокурсника от бакалавра и магистра богословия? – спрашивал он.


Гений и злодейство

Один из булгаковских персонажей – поэт Рюхин – разглядывая памятник Пушкину на Страстном бульваре, размышлял: «Вот пример настоящей удачливости... какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не понимаю... Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою..."? Не понимаю!.. Повезло, повезло!.. стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро, и обеспечил бессмертие...»


Чистые сердцем

Современная культура, привыкшая превыше всего ценить технологию, в изобилии предлагает «матрицы гениального мышления». Дианетика Рона Хабарда обещает усовершенствовать разум – «твое оружие» – посредством эксклюзивных схем и практик. Предложение потрудиться и пострадать ради заветной цели воспринимается как архаика и отсталость от века.


Эволюция

Когда к Дарвину, уже опубликовавшему свою знаменитую книгу, приступали с расспросами жаждущие познания «совопросники века сего», он спешил их предупредить: «Только не спрашивайте меня про глаз. Глаз возник сразу». Подобно археологам, отыскивающим в земле руины древних городов, многие ученые получают особое удовольствие в том, чтобы находить в человеческом теле следы тысячелетней эволюции.


Последнее наказание

Древнегреческий философ Сократ утверждал: «Человек поступает дурно исключительно по незнанию. Ведь каждый из нас стремится к благу, и никто не желает зла самому себе». Беззаконие совершается там, где не знают о его последствиях. Так, слабый шахматист, делая один неважный ход за другим, сам уменьшает вероятность победы и по собственной воле идет к поражению. Но едва ли это делается нарочно, ведь каждый игрок стремится выиграть. Остается предположить, что проигравший просто «не ведал, что творил», не умея достаточно ясно увидеть перспективы совершенного им хода.


Столкновение со злом

Эта история произошла в одном из РОВД города Москвы. Одному из оперов удалось взять с поличным и при многочисленных свидетелях девочку-воровку, шестнадцати лет от роду, промышлявшую в рейсовых автобусах. Оформив положенные документы и передав дело следователю, офицер, загруженный множеством других дел, вскоре совсем было позабыл о преступнице. Вспомнить ее пришлось примерно через месяц и вот при каких обстоятельствах.


Доверять и быть достойным доверия

«Блажен муж, не ходящий в совет нечестивых и не стоящий на пути грешных, не сидящий в собрании губителей; но в законе Господнем воля его, о законе размышляет он день и ночь! И будет он, словно древо, насажденное при потоках вод, что приносит плод свой во время свое, и лист его не отпадет; и во всем, что он ни сотворит, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, что сметает ветер с лица земли...».


Выброси лишнее и прибавим шагу

Средневековый человек, попади он в наше время, несомненно, удивился бы характерной причуде эпохи: общество, возведшее потребление в культ, отказывает в доверии духовенству и воинству, заметив с их стороны даже самую скромную попытку приобщиться к роскоши. В его время роскошь и праздность, наоборот, считались эксклюзивным правом аристократии.


Девство

В романе «Стать женщиной не позднее понедельника» Василины Орловой описаны метания девушки, которая принимает нервную суету современной жизни за ее пульс, переживает что-то вроде раскаяния пассажира, отставшего от поезда, и потому торопится любой ценой познать брачные тайны. Эту историю можно считать фотографическим документом, фиксирующим то, что обычно называют духом времени.


Последний человек

О конце света можно говорить по-разному. Одни пытаются рассчитать времена и сроки. Другие задаются вопросом о причине. И в самом деле, почему истории предстоит закончиться? Почему Бог намерен в определенный момент прекратить естественную смену поколений?


Не сотвори себе кумира

Человек, руководимый «духом мира сего», ошибается трижды: когда ищет власти, а не суверенитета; богатства, но не свободы; и популярности вместо чести.


Юродство

Один из самых известных университетских профессоров, читая свои лекции по богословию, не без иронии замечал, что такие понятия как «грех» или «бес» вызывают смущение образованной публики, так что напрямую, без культурологических оговорок, использовать их в серьезном разговоре с интеллигентными людьми практически невозможно. И рассказывал следующий анекдот: некий миссионер, выступая с проповедью в техническом ВУЗе, вынужден был отвечать на вопрос о том, как у человека впервые появляется мысль о преступлении.


Прощение

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), – говорил Спаситель в Нагорной проповеди. Именно эта заповедь из числа блаженств, по мнению некоторых исследователей, более всего полюбилась русскому народу. «Мщения русский народ почти не понимает», – писал Савва Яковлевич Дерунов, поэт и этнограф второй половины XIX в. Русские признают либо непосредственную и открытую реакцию на обиду, либо прощение вины. В этой культуре вообще принято мириться и прощать:


Смиренномудрие

Историки рассказывают, что, оказавшись в Париже, Петр I посетил церковь Сорбонны. Разглядывая величественную гробницу кардинала Ришелье, царь воскликнул: «О, муж великий! Я готов отдать тебе половину моего царства, чтобы ты научил меня управлять другой половиной!» На календаре был май 1717 года. Самодержец к тому времени правил Россией уже тридцать пятый год.


Отвага

Древнегреческий философ Пиррон славился невозмутимостью даже среди собратьев-мудрецов. Однажды корабль, на котором он плыл, попал в жесточайшую бурю. Паника охватила людей на борту. И только двое сохранили полное спокойствие: Пиррон, задумчиво поедающий оливки, и маленький поросенок, крутившийся у его ног. Желая успокоить спутников, Пиррон кивнул на поросенка и сказал: «Посмотрите на это бессловесное животное.


Память смертная

Memento mori (помни о смерти!) – в Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника стоял раб, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот по-прежнему остается смертным. Такой обычай позволял успешному человеку сохранять одну из главных добродетелей – трезвость


Мужество

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» есть поразительное по своей глубине и силе признание в любви. Причем делает его женщина – вопреки канонам романтической литературы:


Добро

В Послании апостола Павла к Римлянам есть интересные слова: «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». О какой мудрости идет речь? Разве для осуществления добра нужно еще что-либо кроме горячего желания его совершить?


Честь офицера

В дни, когда мы вспоминаем Великую Победу, приходят на ум размышления и о дне сегодняшнем. У каждого поколения есть свои герои. И пока жива память о них, жив и народ. Но что отличает народ-победитель? Какие свойства души необходимы людям, чтобы идя в бой, не сомневаться в победе и даже быть готовыми умереть за нее? Мы предлагаем нашим читателям вместе с автором поразмышлять о неизменных понятиях чести, мужества, достоинства...


Блаженны милостивые

В Евангелии от Иоанна есть таинственный эпизод. Выходя из Храма вместе с учениками, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Апостолы, помня учение Моисея о болезни как наказании за грех, спросили Учителя


Благодарность

Английский писатель Честерстон однажды заметил, что религиозное воспитание ребенка начинается не когда отец говорит с ним о Боге, а когда мать учит его говорить «спасибо» за вкусно приготовленный пирог. Живое чувство благодарности, подобно пружине часового механизма, является движущей силой веры.


Жертвенная любовь

Романтики, как правило, далеки от мудрости: если они возьмутся описывать любовь, то можно заранее ожидать рассказа об исключительной страсти или прекрасном подвиге, совершаемом, как минимум, во имя всего человечества. Здесь будут безупречные декорации и благородные мизансцены. И, разумеется, герою будет сопутствовать удача, в крайнем случае, драматическая борьба, пусть и с заведомо уготовленным поражением.


Дружеская любовь

«Любой без труда скажет, сколько у него есть овец, но не каждый легко сочтет, сколько у него друзей – настолько они не в цене», – говорил древнегреческий философ Сократ. И по сей день эта насмешка не утратила своей остроты и справедливости.


Романтическая любовь

Религия в представлении довольно большого числа людей прочно связана с Законом, строго регламентирующим жизнь человека от колыбели до могилы. И потому пастырский совет Блаженного Августина: «Люби Бога и делай, что хочешь» – по-прежнему смущает многих.


Выбор веры

В 988 году от Рождества Христова киевский князь Владимир совершил варварский, с точки зрения современного гуманиста, шаг: он насильно крестил Русь. «Кто из вас хочет быть мне другом, приходи на Днепр креститься». Миролюбивое значение этих слов может сбить с толку историка. Но современники Владимира не могли не уловить здесь железного тона: ведь тот, кто не приходил креститься, тем самым свидетельствовал, что не желает быть другом могущественному князю.


Детские искушения. Беседы с дочерью

Христиане до Христа

В древнегреческой мифологии есть рассказ о царе Кодре. Пелопоннесские дорийцы пошли на Аттику войной и осадили Афины. Дельфийский оракул произнес пророчество: «Доряне! Вы возьмете Афины, если не тронете царя». Царь Кодр узнал об этом и решил спасти город ценой собственной жизни. Он переоделся простым крестьянином, вышел за ворота и принялся собирать хворост. Когда враги схватили его, он начал отбиваться, ранил серпом одного из воинов, за что сразу поплатился жизнью. Когда выяснилось, кто был убит под стенами Афин, дорийцы сняли осаду и ушли из Аттики.


Вопросы жизни

Дар Божий

Культура в религиозном понимании есть ничто иное как попытка людей восполнить пустоту в собственной душе. Это стремление прикрыть бездну, открывшуюся в результате разрыва с Богом. Поэзия, музыка, театр, кино, политика и даже футбол – все это имеет сокровенную цель: человек стремится хотя бы на время отвлечься от тоски Адама, изгнанного из рая. Ветхий Завет среди прочего упоминает о том, что Саул, первый царь Израилев, был мучим от злого духа, которого мог отогнать лишь псалмопевец Давид, играя на арфе.


Свет Святой Пасхи

Гордыня

Предлагаем нашим читателям новый рассказ Сергея Мазаева, кандидата философских наук, преподавателя Московской Духовной академии.


Альфа и Омега

Вот уже почти две тысячи лет христианский мир осуждает Иуду Искариота. Но кто может гарантировать, что сам не совершит предательства в тяжелых обстоятельствах? Апостол Петр перед входом в Гефсиманию поклялся Христу: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Подобное говорили и все ученики. И Спаситель ответил Своему Апостолу: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Позже именно так и случилось.


Зеркало для героя

Вы заметили, как много женщин ездят на дорогих и очень дорогих автомобилях по улицам Москвы? Среди них, конечно же, попадаются деловые дамы средних лет, но все же основу этой категории автомобилистов составляют юные леди, возрасту которых еще не может соответствовать требующий аксессуаров статус.


Моногамия

В посланиях к Тимофею и Титу апостол Павел определяет христианский идеал благородства, перечисляя добродетели, необходимые служителю Церкви. Среди них есть и такое: епископ, пресвитер или дьякон «да будет одной жены муж». Единобрачие Апостол счел нормой христианской жизни, однако именно это предложение, с которым Церковь обращается к людям, чаще всего вызывает скептическую улыбку у обывателя. Оправдывая существование в своей жизни многочисленных тайных жен и любовниц, многие рассуждают о том, что единобрачие противоречит самому духу мужественности.


Тайна

«Странные вы люди: о смерти у вас говорить не принято, зато тайна супружеских отношений нарушается повсеместно!» – наверное, так сказал бы средневековый человек, попади он в наше время.


Отец

В послании апостола Павла к римлянам есть фрагмент, который сильно смущает наше патриотическое чувство, выражающееся в привычном презрении ко всякого рода начальству: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Марксисты, ссылаясь на эти слова, весьма опрометчиво обвиняли Церковь в прислужничестве эксплуататорскому классу.


Зависть

Предлагаем нашим читателям еще один рассказ Сергея Мазаева, преподавателя Московской Духовной Академии, кандидата философских наук


   
* * *