Вечные глаголы
В нашем языке есть множество замечательных «крылатых» выражений, дошедших до нас из той эпохи, когда важнейшие истины люди умели выражать не только на языке формул. Зачастую мы произносим эти выражения машинально, реагируя на ситуацию, и даже не задумываемся об их происхождении и смысле. Между тем, в каждом из этих «вечных глаголов» кроется маленькая жемчужинка мудрости.
Кесарю кесарево
Сегодня кто-то говорит так, намекая на принцип разделения: «Каждому свое»; кто-то использует это выражение как библейскую цитату в оправдание отделения Церкви от государства; кто-то, словно фиговым листком, попросту прикрывает им собственный конформизм, согласие с «духом мира сего»...
В 63 году до Р.Х. Иудея была покорена войсками Помпея Великого и включена в состав римских владений. Желая уничтожить Иисуса Назарянина, фарисейские ученики задают Ему вопрос: позволительно ли платить подать римскому императору – кесарю? Расчет был прост: если Иисус ответит утвердительно, Он лишается доверия народа, который всеми силами стремится избавиться от власти Рима; если же Он призовет не платить подать кесарю – будет казнен римлянами как бунтовщик.
«Покажите монету. Чье здесь изображение и подпись? Кесаря? Так отдавайте кесарю кесарево, а Божие – Богу». Эти слова не оправдывают ни надежд фарисеев, ни ожидания иродиан. Прямого призыва к бунту против римского императора не прозвучало. Но был указан иной путь обретения национальной свободы. «Отдавайте» – это можно понимать как «верните назад». Не берите у язычников ничего – и они не будут иметь над вами власти. Посмотрите на праотца Авраама, который сказал царю Содомскому: «Даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: "Я обогатил Авраама"».
Так Своим ответом Христос мягко упрекнул в непоследовательности самих иудеев, ведь многие из них неплохо нажились на тех самых римских порядках, против которых восставало их национальное чувство. Вот и сегодня многие выступают против американского политического диктата, но при этом усердно собирают бумажки с портретами американских президентов.
«Отдавайте кесарю кесарево». То есть, откажитесь от римских благ – и вы будете свободны от римской власти без вооруженного восстания и крови. Если римлянам нечем будет соблазнить вас, они не смогут и владычествовать над вами. Своим ответом Спаситель указал на подлинную причину большинства наших политических проблем, которые мы наивно пытаемся разрешить революцией или войной. Мы сами делаемся рабами, забывая вторую часть бессмертных слов: «Отдавайте Божие – Богу». Вдохновение и усердие должно посвящать прославлению Бога. Мы же зачастую отдаем кесарю то, что отмечено изображением и подписью Творца.
Кто не работает, тот не ест
Эту фразу можно найти в статье «О голоде» в 36 томе сочинений Ленина. Присутствует она и в Моральном кодексе строителя коммунизма. А в 12 статье советской Конституции 1936 года сказано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу "кто не работает, тот не ест"».
Удивительно, что люди, стремившиеся уничтожить Церковь и заглушить всякое упоминание о Боге, сами цитировали вечные глаголы Священного Писания...
В начале 50-х годов I века в македонский город Фессалоники прибыл апостол Павел. Его проповедь о конце времен произвела такое сильное впечатление на членов молодой христианской общины, что многие бросали работу, отказывались от всякого участия в мирской жизни и укладывались в гробы в ожидании второго пришествия Спасителя. Непоследовательность их заключалась в том, что они продолжали принимать пищу, не покидая сих убежищ благочестия. Павлу пришлось написать Второе послание к Фессалоникийцам, в котором и прозвучали слова: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб».
Цитируя апостола, советские идеологи понимали его совершенно превратно. Им казалось, что человек, приходящий в мир, должен отрабатывать свое бытие – как будто это некий проступок. Но Господь говорит о человеке иначе: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» Не труд питает человека, а Сам Господь. Как же тогда понимать слова Павла?
Во-первых, он призывает нас не совершать дела благочестия за чужой счет. «Мы, – говорит апостол, – не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременять кого из вас». Во-вторых, он предлагает последовательность как принцип проверки религиозных доктрин. Гуру бесчисленных сект тем и отличаются, что сами не могут выдержать последствия своих заповедей. Что неудивительно, ведь абсолютно последовательна только одна Вечная Истина.
Зарывать талант в землю
Сегодня «талантом» называют выдающиеся способности человека. Но изначально это слово означало самую крупную весовую и денежно-счетную единицу в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. При Александре Македонском один талант составлял почти двадцать шесть килограммов серебра.
Известное выражение возникло благодаря Евангельской притче о том, как богатый господин, уезжая в чужую страну, поручил рабам свое имение, при этом дав первому рабу пять талантов, второму – два, а третьему – один. Первые два раба пустили полученные таланты в дело и принесли хозяину прибыль, а последний пошел и закопал свой талант в землю. По возвращении господин похвалил первых двух рабов и сказал каждому: «В малом ты был верен, над многими тебя поставлю». А третьему рабу, который отдал ему только один талант, попенял на нерадивость: «Лукавый раб и ленивый! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью».
Мы привыкли воспринимать свои творческие способности как подарок, которым можно воспользоваться или отложить в сторону; как ценность, за которую никто не потребует отчета. Но из евангельской притчи становится ясно, что вместе с талантом Господь дает послушание: если ты можешь сделать что-то по-настоящему хорошо, – значит, ты должен это сделать.
Часто при выборе профессии человек озабочен исключительно конъюнктурой рынка труда и совсем не принимает во внимание характер своих талантов. Всю последующую жизнь он тяготится избранной участью и чувствует себя несчастным, даже имея хороший достаток. И наоборот, известный физик Нильс Бор, работая в своей лаборатории, забывал поесть, и его обед часто оставался нетронутым. Однажды ученики решили подшутить на учителем и вместо еды принесли ученому пустые тарелки. К вечеру Бор был абсолютно уверен, что уже пообедал. Схожий эпизод содержится и в Евангелии: проповедовав Слово Божие самарянам у колодца Иакова, Иисус ответил пришедшим с провизией ученикам: «У Меня есть пища, которой вы не знаете... Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Так что не зарытый в землю талант может дать особое ощущение полноты, доставляемое исполнением дела. Такой человек чувствует себя достойным жизни и потому испытывает радость от малейшего ее проявления.