Философия

Иеродиакон Симеон (Мазаев)

Как-то раз в одном из подмосковных военкоматов произошел забавный случай. Двадцатисемилетний кандидат философских наук пришел оформлять военный билет. На дворе стояла почти летняя жара, и военный комиссар был не в духе. Хмуро взглянув на пришедшего, он достал чистый бланк военного билета и принялся вписывать в него данные. Скоро дело дошло до графы «гражданские специальности».

— Образование? – спросил полковник кандидата.
— Высшее, товарищ полковник.
— Сам знаю, что высшее! Специальность по диплому?
— Философ.
— Твою дивизию! Шутить будем? Я тебе сейчас пошучу! «По диплому» я спрашиваю!

Кандидат молча протянул комиссару документ, в котором черным по белому было написано: «Философ. Преподаватель философии». Гербовая печать не оставляла места сомнению. Делать нечего: скрепя сердце, полковник вписал в билет непонятное слово. Но совесть настойчиво подсказывала старому службисту, что дело нечисто. И в самом деле: чем занимается философ? Какие у него, так сказать, должностные обязанности? Он долго и с усилием тер вспотевшую лысину и, наконец, спросил кандидата:

— У тебя это... права есть?
— Есть, товарищ половник, категория «Б».

Комиссар с облегчением вздохнул, поставил после слова «философ» жирный дефис и добавил: «Водитель категории "Б"».

Кто-то искренне посмеется над этой правдивой историей, но большинство посочувствует военному комиссару. Ведь хотя все бывшие студенты проходили философию, мало кто может уверенно ответить на вопрос о том, зачем она нужна.

Между тем, древние греки, придумавшие сам термин «философия», даже и не искали своему любомудрию практического применения. Они ценили философию превыше всего именно за то, что ею можно заниматься только ради нее самой. Они видели в философе играющего человека, этакого «Прометея» человечества, благодаря которому в мире появляется нечто новое.

Мы привыкли считать игру несерьезным делом. На самом деле – это двигатель всей мировой культуры. Аристотель говорил, что всякое движение с необходимостью должно иметь причину. Особенность ситуации в том, что всякая причина механического движения тоже представляет собой движение и, в свою очередь, также нуждается в причине. Поскольку это должно продолжаться до бесконечности, которую не вмещает наш ум, Аристотель сконструировал понятие первопричины, или «перводвигателя».

В средневековье аристотелевское представление о перводвигателе получило латинское название causa sui (причина самого себя). В мире обнаружилось много вещей подобного типа. Что освещает и нагревает Землю? Солнце. А что освещает и нагревает само Солнце? Ничего. Внутренние ядерные реакции. Что является внешней причиной солености блюд? Соль. А что является причиной солености самой соли? Ничего. И здесь можно говорить только о внутренних причинах. Caus sui имеет особый статус. В Евангелии об этом сказано так: «Если соль потеряет свою силу, чем сделаешь ее соленою? Она уже не годна ни на что, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Чем так ценен гений? Тем, что он из себя воспроизводит то, чего раньше в мире не было. Чем ценен христианин? Тем, что он из любви к своему распятому Богу творит подвиги, которым не может научить его религиозный закон Авраама, Моисея, Мухаммеда или Зороастра. Causa sui – это мотор, источник и начало какого-то нового свойства. Это творческое «святое слово утверждения».

Если рассматривать мировую культуру в «механицистском» ключе, то становится очевидным: как всякое движение требует причины, так любое дело человека нуждается в мотиве, то есть положительном и хорошо обоснованном ответе на вопрос «зачем?» Игра же представляет собой единственную деятельность, которая не нуждается в мотивах. Зачем играет ребенок? Какую цель он преследует? Никакую – он радиирует и заражает окружающих самим духом игры. Так и философия является тем источником, из которого берут начало и впоследствии продолжают питаться науки и искусства.

Игра по своей сути бесцельна, но отнюдь не бесполезна. В процессе игры ребенок приобретает знания и навыки, нужные ему во взрослой жизни. Так и человек, занимающийся философией, приобщается к добродетели, без которой ему не обойтись в жизни вечной. Именно поэтому Сократ называл философию «предуготовлением к смерти».

Парадоксальным образом бесцельное любомудрие оказывается самым полезным для человека делом, и, наоборот, самые, казалось бы, практически ориентированные занятия теряют смысл. Мы привыкли восхищаться и стремимся подражать людям, развившим у себя какие-нибудь удивительные способности. Мы с энтузиазмом рассказываем друг другу о мастерах боевых искусств, которые могут усилием воли изменять массу тела, подтягиваться на люминесцентной лампе, бегать по воде и останавливать сердце. Но спросим себя: а зачем бегать по воде и останавливать сердце? Какое применение своему искусству находят эти мастера в жизни? Нетрудно заметить, что большая часть из них в конце концов оказывается в кино и на телевидении. Досадно за всех циркачей от начала века: есть какое-то обидное несоответствие их доблести и их цели – развлекать праздную толпу. Лучше всего эту мысль выразил апостол Павел: «Если я говорю языками ангельскими и человеческими, а любви не имею, – я бубен звенящий или кимвал звучащий. Если я знаю все тайны, имею всякое познание и всякую веру, так что могу и горы передвигать, а любви не имею, – я ничто. И если я раздам имение мое и самое тело мое отдам на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы».

Философию – науку о добродетели – Сократ считал сердцевиной всякого дела. И действительно, всякий писатель, врач, солдат по своему родовому признаку, прежде всего, человек. Не умея быть настоящим, качественным человеком, как возможно стать настоящим писателем, врачом и воином? Если некто владеет десятью иностранными языками, будучи чужд любви, то он не найдет что сказать миру ни на одном из них. Так стоит ли овладевать профессией, при этом пренебрегая философией как наукой быть настоящим человеком? Вот почему, умирая, философ Сенека сказал: «Я завещаю друзьям то, что остается единственным, но зато самым драгоценным из моего достояния, – образ жизни, которого я держался. И если они будут помнить о нем, то заслужат добрую славу, и это вознаградит их за верность».