Иеромонах Симеон (Мазаев). Дети джунглей, или Зачем нужна молитва
Апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе».[ 1 ] Но ведь молитва обычно формулируется в виде просьбы, извещающей Бога о нашей потребности. А именно в этом нет никакой необходимости, «ибо знает Отец ваш (Небесный), в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него»[ 2 ]. Возникает вопрос: зачем, собственно, нужна молитва? Какую роль она играет в нашей жизни? Вокруг себя мы видим значительное число людей неверующих и даже резко отрицательно относящихся к религии. Им чужда практика молитвы, но, тем не менее, многие из этого числа достигают несомненных успехов в различных областях деятельности: побеждают в Олимпийских играх, эффективно руководят огромными корпорациями, двигают вперед науку, медицину, осваивают сложные технологии самого широкого спектра. Освященные ракеты выходят на заданную орбиту ничуть не лучше неосвященных, а молитва священника над новым автомобилем, наоборот, не гарантирует от аварии. Словом, мы видим, как осуществляются слова Христа, сказанные Им в Нагорной проповеди: «Он (Бог) повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»[ 3 ]. Казалось бы, все это обесценивает молитву. Если Господь знает наши нужды лучше нас самих и спешит удовлетворить их вне зависимости от обращенных к Нему просьб, зачем же она нужна? И главное – кому?
В 1893 году вышла в свет «Книга джунглей» Редьярда Киплинга. Рассказ о мальчике по имени Маугли, воспитанном волками, быстро завоевал мировую популярность. Чуть позже, в 1912 году, состоялась журнальная публикация романа Эдгара Райса Берроуза «Тарзан, приемыш обезьян» – со схожим сюжетом. Благодарные читатели по сей день восхищаются художественной фантазией обоих авторов, зачастую не догадываясь о том, что науке известны реальные случаи жизни детей в звериной стае. И первый из них зафиксирован еще в 1341 году в Германии, хотя большая часть таких случаев приходится на долю Индии: с 1843 по 1933 год оттуда поступило более пятнадцати сообщений об обнаруженных детях-волках.
Первым из наиболее известных найденышей является Дин Саничар. Мальчик был обнаружен в 1872 году у местечка Минспури в логове волков. Дикарю определили возраст в шесть лет. Единственными произносимыми им звуками было горловое рычание. Он был крепок, силен, имел острые зубы, ел сырое мясо и передвигался исключительно на четвереньках. Через два года после Саничара в лесах Лакнау обнаружили еще одного мальчика-волка, которому было около десяти лет. От людей он перенял единственную привычку: научился курить.
Иеромонах Симеон (Мазаев) |
Европейский опыт социализации одичавших детей описан в труде естествоиспытателя Пьера-Жозефа Бонатера «Исторические заметки о дикаре из Аверона». Виктор, описанный в труде, издавал звуки, напоминавшие хрюканье. Не умел улыбаться – только странно кривил рот. Был настолько нечувствителен к боли, что мог вытаскивать из огня горящие поленья. Не проявил бы ни малейшего беспокойства, если б рядом стреляли из пушки, но сразу оборачивался на шорох шагов. Есть предпочитал ягоды и каштаны, хотя дрался с собаками за кость. Ненавидел одежду и мог укусить любого, кто, по его мнению, представлял опасность. И упорно рвался на волю. Его воспитанием безуспешно занимался доктор Жан-Марк Итар, в 1800 году назначенный на должность главного врача парижского Императорского института глухонемых. Он же первым выступил в научном сообществе с соответствующим докладом.
Шведский ученый Карл Линней в XVIII веке выделял вышеописанных детей в особый вид живых существ и назвал их Homo ferns. У современных социологов «ферусы» или «феральные люди» обозначают одичавших, нецивилизованных людей. Другое название – «маугли» или «дети джунглей». Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1940 г.
Выдающийся отечественный ученый Л.С. Выготский, занимаясь изучением феномена феральных людей, ввел в научный оборот термин «сензитивный период». Это время наибольшей восприимчивости к освоению базовых человеческих навыков: прямохождение, речь и пр. Если ребенок исключен из активного общения со взрослыми, ему либо крайне сложно, либо и вовсе невозможно овладеть соответствующими навыками. «Более того, эмоциональная сфера также тесно связана с проявлениями чувств значимого взрослого по отношению к ребенку. Сегодня известно множество историй детей-сирот, которые испытали сильнейший дефицит ласки, заботы и любви и потому сами не научились переживать и выражать эти чувства. Как считал Эриксон, до одного года формируется базовое доверие к жизни, и если эта жизнь сурова к ребенку, если его потребности не удовлетворяются, а эмоции не переживаются во всей полноте, доверия к окружающему миру нет, и сформировать его впоследствии искусственно вообще невозможно».[ 4 ]
Можно предположить, что временная жизнь человека от колыбели до могилы – и есть подобный «сензитивный период», в ходе которого формируются важнейшие «базовые навыки» для жизни вечной. И если общение – важнейший фактор развития личности, то, весьма вероятно, без вдохновенно-напряженного взаимодействия с горним миром, без соборной и личной молитвы, в стороне от церковных таинств человек не формируется духовно, оставаясь в конечном итоге неспособным принять подданство Небесного Царства.
Таких поводов к общению с Богом, Ангелами и святыми Церковь предлагает человеку немало, в том числе, через обыкновенный чин освящения квартиры, автомобиля, нательного креста и всякой прочей вещи. Что будет с машиной, если мы ее освятим? Колеса, конечно, не будут крутиться быстрее, окропление святой водой не гарантия от аварии. Но это очень хороший случай в очередной раз приступить к главному и духовно немного возрасти, сердцем и устами устремляясь к горнему миру, подобно тому, как ребенок взрослеет через регулярное общение с матерью, обращаясь к ней даже по мелочам. «Непрестанно молитесь». В этих словах апостола не обязательно заложено требование круглосуточно держать в уме Иисусову молитву – это удел монахов. Это призыв не лениться и использовать всякое событие как повод обратиться к своему Творцу.
В противном случае даже если человек займет пост члена правительства какой-нибудь страны, сделается олимпийским чемпионом по борьбе, академиком, космонавтом, – словом, вполне уважаемым по нашим земным меркам человеком – без общения с Горним миром он будет дикарем для Царствия Небесного.
В чем заключается роковая особенность «феральных» людей? В невозможности социализации и в том, что им крайне некомфортно находиться в мире людей. В 1920 году жители деревни Годамури, обнаружили двух одичавших девочек в логове волчицы. Священник, миссионер и ученый, доктор Джозеф Сингх назвал детей Амалой и Камалой и написал подробный отчет о своих наблюдениях. Амале было около двух лет, Камале – около восьми. Они не реагировали на человеческую речь, скалили зубы и тяжело дышали, плохо ориентировались днем, а ночью метались и выли. Рычали, изгибая спины, на чужаков, ползали на коленях и локтях, но развивали приличную скорость, преследуя кур. Если находили выброшенные потроха, с жадностью пожирали их. От человеческой пищи отказывались, предпочитая сырое мясо. И постоянно рвались в лес. Неволя (а именно так они воспринимали жизнь среди людей) быстро убила обеих девочек. Они не дотянули и до двадцати лет.
Страх, ярость и рычание – вот что видит человек, вторгаясь в обиталище «детей джунглей». Тьму кромешную, плач и скрежет зубов встречает Господь, входя в ад, как говорит об этом Священное Писание. Крайне интересный вопрос: если Бог бесконечно любит всех людей, зачем Он творит ад? Человек, входящий в джунгли, вносит в жизнь лесных обитателей сумятицу и дискомфорт. Так и для дикаря-грешника, не привыкшего к Свету, общение с Творцом и даже само Его присутствие было бы вечным мучением, а жизнь в Небесном Царстве – бесконечной агонией смерти. И потому им отводится особое место – тьма, в котором активность Бога минимизируется практически до нуля. По слову святых отцов, «потому и милосерден Господь, что ад создал».
Клайв Стейплз Льюис был убежден: «Врата ада заперты изнутри». Для человека, привыкшего мыслить Страшный Суд в юридическом ключе – как событие, за которым следует возмездие или репрессивная процедура в виде насильственного водворения грешников в ад – эта мысль показалась бы необычной. И, тем не менее, она вполне логично замыкает христианское вероучение. Тарзан, виконт Грейсток, несмотря на усилия равных ему по происхождению аристократов сам стремится во тьму джунглей, в привычное общество волков и обезьян. Человек, не научившийся ходить прямо и смотреть наверх, в небо, постоянно пытается опуститься на четвереньки. И поделать с этим в какой-то момент уже ничего невозможно.
Так видится личное значение богообщения для человека и – соразмерно ему – роль священника, призванного Церковью инициировать, возглавлять и направлять важнейшее дело человеческого спасения: богослужение и молитву. Известное выражение святых отцов «мир стоит молитвой праведника» – это не просто красивые слова. Это онтологическое утверждение, имеющее вполне ясную логику.