В начале было Слово. Это известно всем верующим людям Земли, к какой бы вере, какой бы конфессии они ни принадлежали. Ведь Бог именно Словом творил наш мир.
Но козы козами, хлеб насущный – хлебом насущным, а человек, как-никак, существо гораздо более сложное и многосоставное, чем просто биологический объект.
Именно в характерах людей верующих (и исповедующих сознательно свою веру) Достоевский воплощает систему своих христианских взглядов, которую, хотя и с оговорками, можно назвать его учением. Главный образ, важный дляпонимания этих взглядов, – конечно, старец Зосима.
Начиная с «Записок из Мертвого дома» (1861-1862 гг.), вернувших Достоевскому угасшую было в связи с арестом и ссылкой его прежнюю громкую литературную известность, всякое новое крупное произведение писателя оказывалось в эпицентре литературной и общественной борьбы того времени. Но если «Записки из Мертвого дома» имели все-таки более социальное и публицистическое значение, то «Преступление и наказание» (1866 г.), первый великий художественный роман Достоевского, поднимал впрямую уже вопросы духовно-нравственного порядка.
Вряд ли можно назвать другого писателя, чей художественный вымысел так безапелляционно и резко вторгается в живую жизнь, чьи невероятные по виду пророчества сбываются в реальности спустя многие десятилетия с железной и детальной обстоятельностью. Вопросы, с великой силой поднятые в литературе Достоевским, суть вопросы духа и совести – то есть главные вопросы для всякого искреннего людского сердца. Герои Достоевского всегда стоят на грани важнейшего выбора – между правдой и ложью, светом и тьмою, добром и злом.
По России прокатились беспорядки… Ну кто еще не высказал своего веского (и конечно же, последнего) слова? Кто не произнес окончательного и твердого приговора той или другой стороне конфликта? Кто, наконец, не пожалел со слезой на глазах о невинных жертвах, в качестве которых может выступать опять же кто угодно из акторов (то есть действователей) этой драмы?
Отец Геннадий никогда не заботился о внешнем благообразии, вряд ли даже когда-нибудь об этом помнил. Я имею в виду его личное благообразие, — благообразие церковной службы он соблюдал строго и ревностно.
В 2021 лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стал главный редактор издательства Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы В.Ю. Малягин, писатель, драматург, член Издательского совета Русской Православной Церкви. X церемония избрания и награждения лауреатов состоялась 20 мая 2021 года в Зале Церковных Соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. По окончании церемонии Владимир Юрьевич согласился ответить на вопросы «Монастырского вестника».
Господь привел нас с женой в церковь в самом начале восьмидесятых. Первым нашим храмом была церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», что в Марьиной роще (недалеко от нее мы тогда жили), но вскоре мы переехали в центр, и нашим храмом на долгие годы, куда бы мы потом ни уезжали, стала церковь Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке (или в Брюсовском переулке, или на улице Неждановой).