Нет в мире виноватых?
Владимир Малягин
По России прокатились беспорядки…
Ну кто еще не высказал своего веского (и конечно же, последнего) слова? Кто не произнес окончательного и твердого приговора той или другой стороне конфликта? Кто, наконец, не пожалел со слезой на глазах о невинных жертвах, в качестве которых может выступать опять же кто угодно из акторов (то есть действователей) этой драмы?
И это естественно. Ведь каждый из нас – живой человек, гражданин нашего общества и государства, душевно реагирующий на подобные события. Как реагирующий? А это уже совсем другой вопрос.
Но лично мне немножко не хватило во всех этих индивидуальных реакциях каждого из нас одного. А именно – спокойствия. И неотделимого от спокойствия анализа. И даже многочисленные анализы политологов, умных и знающих людей, не всегда удовлетворяют. Что называется, не до конца. Потому я решил потратить хотя бы вечер и попробовать самому осмыслить то, что я видел, читал и слышал. Помочь самому себе выработать оценку произошедшего. Да и понять, что вообще произошло…
А чтобы анализ мой был хоть чуть-чуть основательным и системным, я попробую разделить разговор на три уровня. Надеюсь, это поможет мне самому упорядочить мысли и ощущения.
Итак, начнем.
Уровень первый – уличный
На этом уровне у меня сегодня нет абсолютно никаких противоречий с действующей властью.
Ты вышел на несанкционированные протесты? Получи санкционированный ответ. Нападал на полицейского, то есть, на носителя власти? Понеси наказание. Ты его заслужил. Ведь ты участвовал в беспорядках, а ни одно нормальное государство не будет и не должно терпеть беспорядков. Да еще организованных чужими государствами на их деньги, да еще имеющих явно провокационное политическое содержание. А может, это ты организовывал выход детей с молотками за пазухой? За это наказание должно быть особенно жестким.
Только одно беспокоит: а родители этих девятилетних «борцов с режимом» ни за что не ответят? Они ни при чем? А то, что именно их ребенок вышел в толпу с молотком за пазухой – это ничего? Но вот существенный вопрос: а кого он хотел и готов был бить этим молотком (а он обязательно готов был бить молотком по голове, потому что ему 9 лет, и у него-то слово с делом не расходятся)? Того, на кого укажут большие дяди, кто уже упал на землю и не может защититься? И при этом по малолетству не отвечая за свои действия? (Ох, как сильно торчат здесь длинные плэйбойские уши Льва Давидовича с его перманентной революцией и ставкой на безусую молодежь как главную ударную силу любого бунта!)
Вот тут я бы очень хотел услышать, какое наказание понесут они, родители, бросившие воспитание собственных, конечно же, драгоценных и, конечно же, самых любимых чад на чужих людей.
Не на школьных воспитателей, а на анонимных интернет-растлителей и провокаторов. А ведь первая акция (уточняю, кто забыл!) состоялась в субботу, когда и дети, и родители должны быть дома и хоть как-то общаться, что ли? Или они, эти удивительные родители, которые на вид и не родители вовсе, не понесут вообще никакого наказания?
Отдельно хочу сказать о том, как меня огорчила реакция некоторых батюшек в соцсетях. Она на уровне киевских теток 2014 года, орущих на майдане (опять на американские деньги): «Они же дети!». И даже не так. Точнее будет: «онижедети», поскольку фраза давно стала мемом.
Господа (отдельные) православные священники! Вы что, так хотите понравиться очередной фейсбучной или инстаграмовской тусовке, что готовы отрицать очевидное? Готовы отрицать, что все эти «акции» сделаны не здесь, а за бугром и на забугорные деньги, и речь идет о нашем государственном суверенитете? Готовы отрицать, что все они направленны на развал нашего государства и последующую смуту, подобно смуте 90-х? И это в то время, когда вся мировая система шатается, готовая вот-вот рухнуть и погрузить всех нас в хаос? Или вы настолько молоды и глупы (отдельные, отдельные!), что 90-е годы не помните, а историю учить не собираетесь? Если бы вы учили историю, вы бы знали, что все гапоны всегда надеялись, что обязательно будут где-то здесь, при новой (конечно, либеральной!) власти. И ни у одного эти надежды не осуществились, а кончалось всё ранней и быстрой могилой. Потому что вместо обещанной свободы всегда наступала новая жестокая диктатура (ну как в 90-е, например).
Но мне еще одно интересно, господа (отдельные) православные батюшки: приходит, например, очередная память Праведного Иоанна Кронштадтского, и вы ведь в своем храме со слезами на глазах произносите очередную проповедь об этом удивительном человеке? Ведь так? А вы не знаете отношения этого великого святого ко всем революционным провокаторам, гапонам и подстрекателям начала 20 века в России? Знаете? А как это знание и эта любовь к кронштадтскому Пастырю может сопрягаться с вашими сегодняшними постами в соцсетях? Безбрежной и какой-то нечеловеческой широтой ваших убеждений? Но если не человеческой – то чьей же? Дальше продолжать не хочется…
И потом: я, как нормальный обыватель, хочу, чтобы я сам, мои дети и внуки могли спокойно ходить по спокойным улицам наших спокойных городов и весей. В конце концов, мои налоги (и ваши тоже!) должны идти и по этой графе – охрана общественного порядка. Я хочу безопасности. И мне все равно, с какой стороны приходит опасность.
Итак, с первым уровнем всё предельно ясно: действие рождает противодействие. Насилие возвращается к насильнику, только умноженное. Может, кто-то этого не знал? Но каждый нормальный человек это знает. А особенно верующий человек. Или, может, у нас верующих сейчас не так и много?..
Уровень второй – человеческий
Но все мы люди. Банальная истина? Да нет, не очень. Сегодня эту истину в мире уже надо доказывать.
Мы люди, и каждому из нас хочется, чтобы в этом мире с нами обращались по-человечески. Не обманывали, не унижали, не насиловали, не убивали. Наоборот – ценили, уважали, заботились, доверяли и вознаграждали соответственно нашим трудам. В общем, чтобы поступали с нами по справедливости.
Вот оно, это слово. Это понятие. Этот великий принцип, о котором мечтает каждый из живущих на земле. Принцип, по которому истосковался особенно наш русский народ как самый обделенный народ 20 века.
Но нет у нас справедливости. Особенно – по отношению к русскому народу (но это отмечаю попутно и в скобках, поскольку тема отдельная и кровоточащая). Начиная с середины 80-х, с прихода к власти известного меченого генсека, наш народ погрузили в такую глубокую пучину несправедливости, из которой не видно выхода до сих пор. Да и может ли быть иначе при капитализме, особенно таком диком, но вполне централизованном как у нас?
Социальное государство, о котором время от времени вспоминают? А в чем оно? Я здесь не говорю о мерзком и подлейшем ограблении нации в 90-е кучкой шакалов, некоторые из которых и сейчас если не во власти, то при власти. Не об этом даже речь. В чем наша социальная справедливость сегодня?
В том, что наши власти не приняли и никогда не примут закона о прогрессивном подоходном налоге? А ведь в тех развитых странах, на которые они до сих пор кивают, действует именно прогрессивная шкала налога.
В том, что заблокирована конституционная норма о запрете зарубежной недвижимости для людей во власти? Да еще под каким удивительным детсадовским предлогом: «Если дедушка оставил в наследство мазанку на Украине – разве можно за это гнать из Думы?!» И это при том, что, как свидетельствует весьма опытный и знающий спецслужбист Яков Кедми, каждый пятый дом в Лондоне – дом российского чиновника или олигарха! Каждый пятый? Не слишком ли много для страны, стоящей в оппозиции к «коллективному западу»?
В том, что простой полковник (нет, не простой – «настоящий полковник»!) может хранить в квартире десятки миллиардов наворованных денег, а пенсия в стране повышается на очередные 148 рублей?
В том, что население России за 2020 год уменьшилось на 500 000 человек, а состояние наших («наших» – смешно!) олигархов за этот же год при всеобщем и тотальном обнищании выросло на 15 000 000 000 (кому лень считать – 15 миллиардов) долларов (не рублей)? (А нельзя ли хотя бы приличия соблюдать? Или это уже необязательно?)
В том, что телевизор вот уже несколько десятилетий кормит нас отборной пошлостью, а ухмыляющиеся комики являются чуть ли не главными экспертами и авторитетами по всем вопросам жизни?
В том, что наши кино и театр являются постоянными и перманентными разрушителями духа, национальной культуры, нравственности, нашей истории? В том, что наши власти до сих пор не понимают, что слово – это оружие посильнее ядерного? Или наоборот – слишком хорошо понимают и ведут соответствующую культурную политику?
И ведь всё это делается против нас, наших родителей и детей, но на наши с вами народные деньги, отданные государству в виде налогов.
Так в чем же правда, брат?
В капитале наша правда. И это – самая страшная истина про наше сегодняшнее общество и про нашу сегодняшнюю власть. В богатстве и роскоши наша правда. В безнаказанности за преступления, когда можно выгодно продать Родину и купить на эту выручку всё остальное.
А самое страшное – что почти ничего не меняется. Год за годом мы слышим, что скоро… что вот-вот… что буквально через неделю... месяц… год… Слышим, да не видим.
Нет, я не забыл про Крым и Донбасс, про Абхазию и Осетию. Слава Богу, что есть это, иначе было бы и совсем тоскливо. Ведь, как сказал кто-то из древних греков, «человеку для счастья необходимо чувство величия своей родины». Но величие родины подразумевает еще и справедливость ее общества.
Но нет справедливости на нашей земле, есть только декорация, видимость справедливости. Но декорации слишком легко могут упасть и обнажить темное и безобразное закулисье. Однако никто из власть имущих этим по-настоящему не озабочен. Наоборот: мы слышим, что либерализм не имеет альтернативы, что капитализм не имеет альтернативы, что вообще ничто в нашей жизни не имеет альтернативы. Так и подмывает спросить: а это точно? Не имеет? А если проверить?..
Но почему власть имущие не боятся своего будущего? Они что, собираются жить вечно? Причина, видимо, проста: они точно так же никогда не учили истории…
Уровень третий – небесный
Или же они просто не верят в Бога?
Конечно, сердце каждого человека видит и знает только Отец Небесный.
Конечно, никто не может утверждать, что среди нашей власти нет верующих людей.
Есть они, безусловно. И добрые, и искренние, и справедливые. Но то ли их слишком мало, то ли они слишком робки и нерешительны. Или слишком много уже особняков куплено в лондонах и нью-йорках, и там теперь находятся наши подавляющие сокровища, а значит – и наши неискренние сердца? Иначе как объяснить, что в жизни почти ничего не меняется? Что путь к обрыву остается путем к обрыву, а не оборачивается трудной дорогой в гору?
============
Впрочем, это пока всё ещё человеческий второй уровень, уровень нашей людской справедливости, воздаяния и социального равновесия.
Но если попробовать представить на одну минуту (только представить и только на минуту!), что на людей мы смотрим с неба, и не своими человеческими глазами, а Его Очами? Что мы увидим? Миллионы и миллиарды праведников и святых?
Увы, увы… В противовес нашему зарвавшемуся лжепророку, великому художественному гению и великому духовному путанику Льву Николаевичу, провозгласившему, что «нет в мире виноватых», христианская, божественная истина звучит абсолютно противоположно: «В мире нет невиновных». Мы все до одного виноваты перед своим Творцом, перед Его чистотой, правдой, святостью. Виноваты своей бесконечной нечистотой, привычной ложью, неодолимой гордыней. И вся наша правда – это, в общем-то, ложь. Но от того, что эта ложь наша, она не становится правдой.
Мы все виноваты. Но виноватый не может быть судьей. Он может быть только подсудимым. Пожалуй, главная наша вина перед Богом в том, что мы самовольно встаем на судейское место и судим. Судим всех и каждого. Судим и осуждаем, приговаривая, конечно, к высшей мере. А другой меры у нас и нет. В нашем судебном кодексе есть только высшая мера. Ведь когда мы говорим кому-то (или думаем хотя бы): «Я не хочу тебя видеть», – мы приговариваем его именно к высшей мере.
Да, мы все виноваты. Но только вины у нас разные. Дико было бы равнять старушку, укравшую в магазине творожный сырок, с олигархом, ограбившим миллионы таких безответных старушек, лишившим их не только сырков, но вообще достойной человеческой жизни. Да Господь и не будет равнять. Одну Он, может быть, погладит по головке и пожалеет, другого… Впрочем, и этот Суд оставим Судье, ведь он все равно наступит и, возможно, быстрее, чем нам кажется.
===========
Но как тогда всем нам жить в таком негармоничном, в таком отчаянном, в таком обидно несправедливом мире? Особенно, если в нем, этом мире, нет Бога?!
А может быть, Он все-таки есть?..
Но если Он есть, то верующему всегда остается молитва. Только молитва. Или вот так: целая молитва! И в этой молитве – спрятана от чужих глаз наша главная свобода.
Но от властителей государства никто не ждет молитвы, по крайней мере, внешней, показной. Молитвы ждут от монахов, и это правильно. Это, что называется, исторически обоснованно, и наше прошлое это подтверждает.
А от властителей ждут государственных дел и поступков. Ждут силы, потому что самое страшное для страны – слабый правитель. И даже не хочется перечислять примеры, они известны. Ждут, что правители наконец остановятся на гибельном пути к обрыву и повернут на трудную, но спасительную дорогу в гору.
Пришла пора свою веру, если она у нас есть, превращать в дела. Иначе и мы услышим убийственный приговор Спасителя: «Вера без дел мертва…»
А ведь ни один народ из тех, кто когда-то услышал эти слова, не увидел завтрашнего дня.
Февраль 2021
Фото: 123ru.net / osnmedia.ru
Использованы снимки из открытых источников