Кресту Твоему покланяемся, Владыко…

Максим Терехов

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются прихожане. Богослужение это отличается особой красотой и продолжительностью и помогает верующим людям восполнить силы в их духовном путешествии к Пасхе Господней. При выносе Креста поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Особое почитание Креста продолжается всю неделю, которая так и называется – Крестопоклонной. Само почитание Креста является неотъемлемой частью жизни Церкви.

В наши дни, путешествуя по городам и весям необъятной России, все чаще можно увидеть на дорогах поклонные кресты, призывающие путешественника вспомнить о Боге и, сотворив краткую молитву, осенить себя крестным знамением. История таких крестов восходит к первым векам христианства и подробно изложена кандидатом искусствоведения Светланой Гнутовой в составленном ею альбоме «Крест в России». Книга была издана в 2004 году издательством Данилова монастыря и получила высокую оценку научного сообщества.

Во времена первых христиан крест был орудием позорной казни. Римских граждан, из уважения к их статусу, в случае достойных смерти провинностей казнили через усекновение мечом. В то время как смерть на кресте не римлян могла быть очень долгой и мучительной, и, наблюдая ее реалии в повседневной жизни, христиане избегали использования креста как символа своей веры. Мы знаем о таких символах, аллегорически изображавших Христа, как Доброго Пастыря, а также в образе рыбы или пеликана, расклевывающего собственную грудь, чтобы накормить своей кровью птенцов.

С прекращением гонений на христиан Крест Христов постепенно стал оформляться как символ христианства. Соборные постановления запрещают аллегорические изображения. Христиане начинают носить нательные кресты и обозначать крестами пространство, требующее молитвенного внимания.

Согласно предложенной Светланой Гнутовой классификации, кресты можно разделить на следующие категории: Поклонные кресты. Их ставят вне храмов для напоминания верующим о Христе. Обетные кресты.  Ставят по данному обету как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение. Охранные кресты. Служат духовной защитой от нечисти, болезней и всякой беды. Памятные кресты. Устанавливаются в знак памяти о каком-то значимом событии: на местах сражений или гибели людей с целью призвать к молитве за них. Кресты на храмах и часовнях. Обозначают религиозную принадлежность зданий. Кресты на могилах. Обозначают места захоронения православных христиан.

Дополненная нами двумя последними пунктами классификация, является достаточно условной, так как любой крест, обозначенный как Крест Христов, требует молитвенного сосредоточения от верующего человека. Как доказательство условности такой классификации я приведу несколько примеров того, как кресты на могилах становятся поклонными.

Однажды я пришел в Новоспасский монастырь помолиться.  В монастыре я встретил знакомую садовницу, которая там работала. У меня были житейские проблемы, и я ей о них рассказал.

– Пойдем, я тебя к владыке подведу, он поможет,  – сказала она.

Я удивился, зная прекрасно, как непросто попасть на прием к владыкам, а тут вот  так запросто – раз, и подведут. Садовница повела меня в сторону дома наместника, и я оказался перед крестами.

– Ну, вот владыка, – сказала она.
– Где владыка? – спросил я, напряженно оглядываясь.
– Вот здесь, – сказала она, показывая рукой на могильный крест с надписью «Архиепископ Алексий (Фролов)».

Владыку, покойного ныне наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, очень любили сотрудники, насельники и прихожане обители, и почти сразу после смерти стали почитать его могилу. Молиться пока за упокой души владыки, а там – как Господь рассудит. Я приложился с такой молитвой к могильному кресту, который стал для многих прихожан поклонным. На душе стало легче.

Интересен случай с почитанием креста схимонахини Гавриилы, похороненной на кладбище возле Тихвинского храма в Алексеевском. Подробно о жизни этой подвижницы читатели могут узнать из книги «По земле как по небу» – издательства Данилова монастыря.

Еще один пример почитания могильных крестов как поклонных можно наблюдать на могилах недавно почивших лаврских старцев. Их могилы всегда украшены живыми цветами. Память об отце Кирилле и отце Науме живет в сердцах многих верующих людей. У кого-то из них жизнь изменилась от единственной встречи со старцем, кто-то окормлялся у лаврских духовников постоянно. Когда знавшие старцев батюшки служат на их могилах панихиды или литии, сразу собираются люди, чтобы молитвенно почтить память усопших и душой соприкоснуться с ними. Потому как у Бога все живы.

Поклонные кресты есть в большинстве монастырей и каждый из них имеет свою уникальную историю. В Даниловом монастыре такой крест находится рядом с поминальной часовней, где захоронены останки, найденные на месте практически разоренного в советское время монастырского некрополя. Перед этим крестом братия обители совершает заупокойные службы в память о монахах монастыря, пострадавших в годы гонений.

На монастырских кладбищах часто бывают захоронены неизвестные Церкви святые. Миром и покоем веет от монастырского креста. Имена подвижников скорее всего мы уже в этой жизни никогда не узнаем, но места их поминовения обозначены крестами. Такие кресты часто содержат надписи и молитвы, прочтение которых дает подсказку о том, какая молитва нужна на этом месте.

Вот текст с обратной стороны поклонного Креста в Покровском монастыре в Хотьково: «Крест хранитель всея Вселенныя. Крест – красота Церкви. Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва». Краткое и емкое напоминанине паломнику о вселенском значении Креста Христова.

Иногда кресты могут содержать целые духовные рассказы о событиях, послуживших причинами для их установления. Крест на могиле иерея Алексия Грачева, погибшего вместе со своим другом, экономом Данилова монастыря архидиаконом Романом (Тамбергом), является своего рода притчей о жизни пастыря, похороненного возле храма, настоятелем которого он был.

 .

В центре композиции благословляющий Христос с предстоящими Иоанном Предтечей и Пресвятой Богородицей свидетельствуют о пастырском служении отца Алексия.

Слева от Христа – преподобный Роман Сладкопевец, святой покровитель архидиакона Романа, лучшего друга батюшки, с которым они вместе погибли в автокатастрофе, справа от Христа – святой Геннадий Цареградский, святой покровитель еще одного почившего друга – протоиерея Геннадия Огрызкова.

Ниже находится икона Рождества Христова, она напоминает нам о том, что он был настоятелем Христорождественского храма в Митино. Крест высечен из толстой каменной глыбы, на правом и левом его торцах есть место для изображения других святых покровителей, которые сопутствовали батюшке и его семье при жизни пастыря.

По левую руку Христа мы видим святых мучениц Ирину и Анастасию, ниже святых мучеников Александра и Павла. Это духовный образ семьи батюшки – святые покровители матушки Ирины и детей – Анастасии, Павла и Александра.

По правую руку Спасителя – святитель Тихон Патриарх Московский и всея России, святой благоверный князь Даниил Московский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Алексий Московский.

Здесь задача для прочтения этого аллегорического повествования о жизни пастыря немного усложняется. Святитель Алексий является покровителем как самого иерея Алексия, так и его духовника – епископа Солнечногорского Алексия, к которому батюшка сначала ездил окормляться в Троице-Сергиеву лавру, а затем в Данилов монастырь  – святые покровители этих обителей и изображены на кресте.

Саму идею памятника, как духовной биографии человека, разработал ныне покойный архитектор Дмитрий Сергеевич Соколов, одно время руководивший архитектурными мастерскими Данилова монастыря и спроектировавший за свою жизнь больше сорока православных храмов. Часовню преподобного князя Даниила с поклонным крестом проектировал тоже он. Первый подобный биографический крест был установлен на могиле протоиерея Геннадия Огрызкова. Архитектор нарисовал, а резчик Александр Иванович Коровин изваял эти кресты.

Сама идея крестов-биографий в наши дни не получила дальнейшего развития. Крест на могиле отца Алексия тоже можно отнести к разряду особо почитаемых. Ежегодно в день его памяти на его могилу приезжают десятки священников, чтобы отслужить панихиду или литию, и многие благодарные чада, чтобы молитвенно почтить память доброго пастыря.

Почитание крестов на могилах как поклонных свидетельствует нам о том, что Христос всегда и вовеки Тот же, и взявшие Его Крест и достойно пронесшие его через свою жизнь последователи могут вставать в один ряд с праведниками после своей смерти. Канонизация святых – дело сложное и долгое. Необходимо собрать множество фактов и свидетельств о чудесной помощи почившего святого, но при этом надо понимать, что именно благодать привлекает людей на могилы праведников. На православных кладбищах много крестов, но немногие из них становятся поклонными.      

Молитва перед Крестом освящает пространство вокруг него и дает начало духовной жизни в тех местах, где ее прежде не было, или возрождает ее там, где она была утрачена в годы гонений.

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить