Князь Даниил. На пути к святости тихими стопами

«За что князя Даниила причислили к лику святых?» – такой вопрос часто задают люди, пришедшие на экскурсию в Данилов монастырь. Трудно представить, что такой вопрос может возникнуть о родном отце князя Даниила – святом князе Александре Невском или о преподобном Сергии Радонежском, или о святых новомучениках Церкви Русской XX века.
Здесь все очевидно: жизнь и подвиги их ярко запечатлеваются и надолго остаются в памяти народной. Это звезды первой величины. Но на духовном небосклоне сияют тысячи звезд, свет которых не сразу бросается в глаза, к ним надо словно приглядеться.
В Православной Церкви традиционно выделяют 9 типов (ликов) святости. Один из них – лик благоверных. Он относится к правителям – царям и царицам, князьям и княгиням. «Не родовитое ли их происхождение и власть в земной жизни служат причиной для их канонизации? Не стоит ли за этим сакрализация власти?» – так и напрашиваются вопросы. Но далеко не все люди власти признаются Церковью святыми. А лишь те, чья жизнь просияла благочестием, заботой об укреплении христианской веры и милосердием к людям. Внимательно изучая жизнь князя Даниила (1261–1303), на правление которого выпал первый век татаро-монгольского ига, мы видим, насколько она соответствует всем критериям лика благоверных. Благочестие и милость – яркие свойства его личности! Укрепление веры христианской: князь Даниил основал три монастыря – Даниловский с церковью святого Даниила Столпника; Богоявленский с одноименной церковью и в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Крутицах с одноименной церковью. Строит князь Даниил и Спасо-Преображенскую церковь на Боровицком холме в Кремле, где спустя почти 30 лет после его смерти возникает монастырь Спаса на Бору.

За всю историю Церкви сформировались особые правила, по которым человека причисляют к тому или иному лику святых. Они, эти правила, менялись со временем. В наши дни существует Синодальная комиссия по канонизации. Она тщательно изучает материалы о жизни человека, а затем передает их на Архиерейский Собор, который и принимает решение об общецерковном почитании святого. Для местного же почитания подвижника необходимо только разрешение Патриарха.
В средние века ключевую роль играло народное почитание усопшего. Например, великий князь Александр Невский. После его смерти, а умер он в ноябре 1263 года, почитание князя выразилось в скором написании житийной повести (во второй половине XIII века). А в 1380 году тело князя переносят в новую гробницу, и к его нетленным мощам притекает с молитвой народ. Так, с открытием мощей в 1380–1381 годах устанавливается местное почитание святого. К лику же общечтимых святых Александр Ярославич был причислен на Церковном Соборе в 1547 году.
284 года – такой исторический период потребовался от упокоения до общецерковного прославления Невского героя в лике святых. На этом примере мы видим, чтобы стать святым, канонизированным Церковью, мало жить свято. Необходимо сочетание многих факторов: народное почитание, открытие мощей, засвидетельствованное почитание на местном уровне, а затем и общецерковное признание. И весь этот путь неразрывно связан с общеисторическим процессом: год открытия мощей великого князя Александра – это год Куликовской битвы (1380), год канонизации как чтимого всей Русской Церковью святого – год восшествия на престол первого русского царя Иоанна IV Грозного (1547).

А что с почитанием младшего сына Александра Невского? Князь Даниил Александрович отошел ко Господу 4 (17) марта 1303 года. К местночтимым святым, следуя данным историка Русской Церкви Евгения Голубинского, князь был причислен Святейшим Синодом в 1791 году. В том же году митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) подготовил к изданию новый вариант Службы святому, сопровождаемый текстом жития, составленным им самим. То есть, путь к церковной канонизации первого князя Московского княжества длился на двести лет дольше, чем у отца, и занял 488 лет.
Первое упоминание о князе со словом «святой» мы встречаем в тексте сказания «О богоснабдимом Великом Князе Данииле Александровиче Московском» в Степенной книге Царского родословия (1564–1566). Первый русский царь приходился первому московскому князю правнуком в девятом колене. Иван IV возрождает в народе память о своем пращуре строительством каменного храма (1561) рядом с местом погребения князя – на братском кладбище основанной им в 1282 году обители. Так царь положил начало возрождению Данилова монастыря, пришедшего в запустение уже к середине XIV века.

С 60-х годов XVI столетия начинают совершать не только панихиды по князю Даниилу, но и службы, что свидетельствует об отношении к нему как к святому. Но мощи князя Даниила были открыты и перенесены в «грозненский» храм лишь 91 год спустя после его освящения. Это произошло при втором царе из рода Романовых – Алексее Михайловиче и при Патриархе Никоне. Обретение мощей князя Даниила можно назвать первым значительным деянием Никона как Патриарха. 25 июля 1652 года его возвели на престол Патриарха Московского и всея Руси, а 30 августа 1652 года совершается обретение мощей.
Вскоре начался и Синодальный период истории Русской Православной Церкви, также не способствующий укреплению религиозного почитания князя Даниила. В 1873 году настоятель Данилова монастыря архимандрит Амфилохий (КазанскийСергиевский) с прискорбием писал: «…и теперь очень многие из Московских жителей мало знают о существовании открытых мощей св. благоверного князя Даниила, первого князя Московского, в Даниловом монастыре».
На сегодняшний день, по официальным данным, на территории России 15 церквей (в их число входят приделы и часовня), посвященных князю Даниилу. Для сравнения: святому благоверному князю Александру Невскому в целом, не только в России, посвящено 1499 церквей. Пять из церквей, посвященных князю Даниилу, были сооружены в XVII–XIX веках. А десять построены после возрождения Данилова монастыря в 1983 году, – с 90 х годов прошлого столетия и по наши дни. Самый последний храм был освящен 24 октября 2023 года в Чеченской республике, в Грозном, – на территории воинской части Росгвардии. (Князь Даниил – покровитель Инженерных войск Российской Армии.) Стены храма украшают удивительной красоты росписи, сделанные мастерами из Палеха.
Можно смело сказать, что за последние сорок лет мы наблюдаем настоящий всплеск почитания князя Даниила. В сердцах верующих людей теплится лампадка надежды, что произойдет и второе обретение мощей святого благоверного князя, исчезнувших в 1932 году.
Вот так из века в век тихими стопами из мира горнего в мир земной, преодолевая исторические преграды, прокладывает к нам путь родоначальник дома Московских князей. Его же молитвами воцарится мир на земле Русской!
Мария Козлова,
к. и., экскурсовод Данилова монастыря
РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!