Орудие победы и знамя славы Христовой

3 седмица Великого поста и Неделя Крестопоклонная

Третье воскресенье Святой Четыредесятницы знаменует середину постного пути и именуется Неделей Крестопоклонной, поскольку в этот день совершается торжественный вынос украшенного цветами Креста Господня, который полагается в центре храма для молитвенного почитания верующими. Этот священный символ пребывает среди молящихся до пятницы четвертой седмицы поста.

Многие задаются вопросом: «Как можно возвеличивать орудие казни?» Суть этого почитания раскрывается в православном богословии как преклонение не перед материальным предметом, а перед спасительным подвигом воплотившегося Бога. Все многообразные изображения креста – от венчающих купола храмов до нательных святынь – указывают на неизмеримую жертву, принесенную Спасителем ради человечества. Благоговение перед крестом направлено не к древу страданий, но к Самому Спасителю и Его жертвенной любви.

Богословский смысл Крестной Жертвы заключается в том, что Христос, приняв человеческую природу, добровольно подверг Себя последствиям грехопадения – тлению, смертности, страданиям, хотя Сам был безгрешен. Через Свою смерть на Кресте и последующее Воскресение Господь преобразил человеческое естество, исцелив его от тления. Потому Крест воспринимается не только как символ страданий, но и как знамение победы жизни над смертью, открывающей людям путь в Царство Небесное.

Богослужебная поэзия Крестопоклонной недели выразительно передает эту идею: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: “Идите опять в рай!”».

 .

22 марта, в субботу третьей седмицы по православному календарю в 2025 году празднуется память Сорока святых Севастийских мучеников.

На что обратить внимание в эти дни

«Тем, кто хочет за Ним следовать, Христос дает одну совершенно ясную заповедь в сегодняшнем Евангелии (Мк. 8:34–9:1): Если кто хочет за Мной идти, пусть отвержется от себя, отвернется от себя, пройдет мимо себя, возьмет свой крест и следует за Мной...

Но отвратиться от себя, от себя отвернуться, отвлечь от себя самого внимание можно только, если приковать это внимание к чему-то или кому-то другому. Просто отвести глаза и не глядеть никуда, просто оторвать сердце и ни на что его не направить – нельзя. Как же исполнить эту заповедь Спасителя?

Мне кажется, что мы могли бы начать с чего-то очень простого и доступного каждому из нас. Что, если бы мы услышали Христов голос, говорящий нам – как Он говорит в евангельских рассказах много раз: Без тебя – ничего не могу сделать: будь Моими глазами, видящими ближнего; будь Моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь Моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками Моими, дающими ему то, что нужно...

Если мы так услышали бы Христа, то мы знали бы, что делать; мы знали бы, что мы можем одновременно быть самими собой, в глубоком, осмысленном значении этого слова, и вместе с этим не сосредоточивать свое внимание на себе самих. Мы могли бы тогда вместе со Христом посмотреть вокруг себя и поставить себе вопрос: Кому нужен Христос? Кому нужна Его любовь? Кому нужна Его забота? Кому нужна Его чистота и правда? Кому нужен Его свет?..

Мы могли бы тогда прислушаться к жизни и попробовать услышать не тот громкий гомон земной, который нас глушит, а те голоса, которые поднимаются в мольбе, в тоске, в радости, и отозваться на них…

Подумаем над этим и услышим Христа, говорящего нам: Будь Мной среди народа Моего, – и тогда легко будет, может быть, хоть на мгновение о себе забыть и вспомнить о ближнем вместе с Богом» [1].

Советы святых отцов на третью седмицу Великого поста

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Возлюбленные братия! Воздавая сегодня, по уставу святой Церкви, поклонение честному Кресту Господню телами нашими, воздадим ему поклонение и духом! Почтим честный Крест Христов – орудие победы и знамя славы Христовой, – исповедав каждый с креста своего: “Достойное по делам моим восприемлю! Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!” Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией соделаем крест свой – орудие казни и знамя бесчестия – орудием победы и знаменем славы, подобно Кресту Господню. Отверзем себе крестом рай. Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и бьющегося на кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыносимою тяжестью, увлекающею во ад распятого на нем. “Что я сделал?” – вопиет несознающийся грешник и укоряет в неправосудии и немилосердии правосудного и милосердого Бога, порицает и отвергает Промысл Божий; увидев распятым Сына Божия, насмешливо и лукаво требует от Него: Аще Ты еси Христос, спаси Себе и наю (Лк. 23:39), сниди со креста (Мф. 27:41–42). Но Господь наш Иисус Христос “волею благоволи плотию взыти на крест и смерть претерпети” [2], чтоб крестом примирить с Богом человечество, смертью спасти человечество от вечной смерти. Приуготовляя святых апостолов к великому событию – к имеющему совершиться искуплению рода человеческого страданиями и поносною смертию вочеловечившегося Богочеловека, Господь благовременно поведал апостолам, что Ему надлежит быть предану в руки грешников, много пострадать, быть убитым и воскреснуть. Такое предсказание показалось некоторым из святых апостолов странным и несбыточным. Тогда Господь призвал пред Себя учеников Своих и сказал им: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24)».

Преподобный Паисий Святогорец

«Годы проходят, люди стареют. Итак, не останавливайтесь на перекрестке. Выберите по Вашему усердию какой-нибудь крест и идите одним из двух путей нашей Церкви. Последуйте за Христом на распятие, если хотите возрадоваться радостью Его воскресения.

Человеческие кресты – это просто крестики, которые помогают нам в спасении нашей души. Крест же Христов был очень тяжел, потому что Господь не употребил Свою Божественную силу для Себя Самого».

Елена Якушева
Фото автора


[1] Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь в Неделю Крестопоклонную 28 марта 1976 года. Еженедельная приходская стенгазета «Православие и мир». 17 марта 2023 года. Выпуск № 11 (691)

[2] Тропарь воскресный, глас 2 и тропарь воскресный, глас 5.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!