Москва до князя Даниила

Татьяна Петрова

На современной карте святого града Москвы можно найти много имен исторических личностей, причем, как уважаемых, так и совсем не уважаемых – например, разнообразных революционеров-террористов, вся «заслуга» которых состоит в том, что они убили какого-то уважаемого человека. На схеме Московского метро также много имен – есть станции «Бульвар Федора Ушакова», «Бульвар Рокоссовского», «Бульвар Дмитрия Донского» – славного праправнука князя Даниила, победителя на Куликовом поле. А имени подлинного основателя Москвы – князя Даниила – на карте Москвы, можно сказать, нет, потому что далеко не всем московским жителям известно, в честь кого названы Даниловские площадь, вал и рынок, а тем более монастырь. Мало кто знает этого великого благодетеля Москвы, хотя именно при нем Москва начала свое возвышение до стольного града сильного княжества, и начался новый этап Русской истории – собирание Русских земель в единое мощное государство, способное дать отпор любому врагу.

Сейчас иногда можно услышать: «Зачем нам мощное государство? Зачем нам империя? Жили бы маленькими княжествами, как в Европе, и было бы всем лучше». Так могут рассуждать люди, забывшие, что значит жить под игом других народов, когда постоянно приходят дикие орды и разоряют, режут, жгут, уводят в рабство. Попробуйте себе представить всё это более или менее живо, и тогда спросите себя – хотите вы жить в независимом сильном государстве, или в «уютном» маленьком, трепещущем при каждом военном слухе?

Святой благоверный князь Даниил Московский

Итак, имени князя Даниила Московского нет на карте города, который он получил бедным и захудалым, а передал своему сыну уже столицей вдвое большего по территории сильного княжества, куда переселялся русский народ из других земель, в которых о нем так не заботились. Имени князя нет на карте города, который он сохранял от татар, который поднимал на свои личные княжеские средства из пепла. Да и вообще, именно благодаря святому князю Даниилу Бог избрал Москву стать столицей всей Руси, чтобы показать всем нам, что надежно только такое дело, которое начинается не с корыстных устремлений и коварных планов, хотя часто кажется, что на земле побеждают именно такие силы – лукавые, ухватистые, оборотистые, – а со святого человека, его святых дел и святых молитв.

Что же за удел достался младшему сыну великого князя Александра Невского?

Точно назвать год основания Москвы невозможно.

Одна из легенд говорит, что Москва была основана Киевским князем Олегом (Вещим) в конце IX – начале X века. Но все-таки впервые в летописной истории Москва появляется в 1147 году: «И прислав Гюрги, и рече: “приди ко мне, брате, в Москову”. Святослав же еха к нему с детятем своим Олгом, в мале дружине». Так в Ипатьевской летописи рассказывается, как князь Юрий Долгорукий призывает к себе в гости князя Святослава. И было это 4 апреля 1147 года.

Сначала Москва была небольшой, но очень важной пограничной крепостью Владимиро-Суздальской земли. Находилась она в узле оживленных торговых путей – у перевала из речной долины Москвы-реки в долину реки Клязьмы, у слияния рек Москвы и Неглинной, близ рек Всходни (ныне Сходни) и Яузы. «Князь великий Юрий Володимерич заложи Москву на устий же Неглинны, выше реки Яузы», – сообщает Тверская летопись.

План Москвы. Начало 1600-х годов

В Москве пересекались пути на Новгород, Ростов, Владимир, Смоленск, Рязань и Чернигов. В общем-то, здесь пролегала дорога с севера на юг, и не только юг Руси, а гораздо дальше – в Византию, Константинополь. Кратчайший путь из Константинополя на север Руси шел по Дону и выводил к Москве, то есть Константинополь на юге и Москва на севере были конечными пунктами важнейшего торгового пути, связывавшего Русь со всем Средиземноморьем.

О Москве как городе ранние русские летописи впервые упоминают в 70-е годы XII века, в связи с борьбой Рязани и Владимира. В 1177 году князь Глеб Рязанский объявил войну князю Всеволоду Юрьевичу, «поиде ратию к Москве, и пожже Москву всю, и град, власти, и села, и вся пленоваше». В 1207 году в Москву были стянуты войска великого князя Всеволода Большое Гнездо и отряды новгородцев для продолжения борьбы с Рязанью, но Москва опять была выжжена. В 1209 году от Москвы были отбиты войска князей Изяслава Рязанского и Михаила Пронского. В 1214 году князь Владимир Всеволодович покинул Юрьев и поселился в Москве, но в результате междоусобной смуты между братьями Всеволодовичами Москва была осаждена, князь схвачен и отправлен в один из маленьких городков южной Руси.

В 1237 году после жесточайшего разорения Рязанского княжества татары направились к Москве. У Коломны их встретили князья Владимир и Всеволод Юрьевичи с суздальским войском, в состав которого входил и московский отряд. Силы были явно неравны, и монголы победили благодаря своей огромной массе. Ордынцы никогда не вступали в бой, если не имели огромного численного преимущества – буквально в десятки раз. Князь Всеволод бежал во Владимир, чтобы там организовать защиту города, а князь Владимир с дружиной и жителями укрылся в Москве.

«Взяша Москву татарове, – сообщает летопись, – и воеводу убиша Филипа Нянка за правоверную хрестьянскую веру, а князя Володимера яша руками, сына Юрьева, а люди избиши от старца и до ссущаго младенца, а град и церкви святые огневи предаша, и монастыри вси и села пожгоша и много именья вземше отъидоша».

После Батыева нашествия великий князь Ярослав Всеволодович отдал Москву своему седьмому сыну Михаилу Хоробриту, который в 1247 году захватил власть во Владимире, но уже в 1248 году был убит в битве с литовцами. И после этого в Москве не было князя до 1263 года, то есть до того времени, когда ее в наследство получил двухлетний князь Даниил.

Продолжение следует