Уверение верующего

Юлия Кулакова

Индия – земля апостола Фомы. Именно об этом думала я шесть лет назад, когда собиралась на самолет Москва–Нью-Дели. Его земной жребий, удел от Бога, и я лечу под его покровительство. Непосредственно.

Перелет, длящийся около шести часов, утомителен. Но если держать в памяти путь святого апостола до Индии, то называть тяжелым всего лишь перелет – смешно. Есть разные версии того, как именно святой Фома достиг индийских берегов. Но любая из них подразумевает лишения и долгие месяцы скитаний по неизвестной земле. В среде людей совершенно чужой, непонятной культуры, непохожих ни на что, прежде ведомое, языков, с враждебным, как бы сейчас сказали, климатом. Зной и сушь были знакомы ему и на родине, но тот, кто побывал в индийских землях, меня поймет. Укрыться негде. В той пещере около современного Ченнаи, где он в последнее время своей жизни скрывался от преследователей, не только невероятно тесно и практически негде распрямиться, но и небывало душно и жарко. Оказаться там – очень помогает понять, насколько святой Фома был готов, несмотря ни на что, служить Богу и людям.

Есть предание, согласно которому, попав в плен к правителю будущего Ченнаи, апостол на вопрос «Кто твой господин?» отвечает: мой господин – Христос Господь, но Он и Твой Господин тоже, и всего того, что есть на земле и на небе. Люди, встреченные Фомой на пути, включая тех, кто чинил ему препятствия и даже хотел убить, для апостола одинаково важны. Одинаково важно их спасение. Он проповедует там, где оказывается, всем, кто находится рядом, кого посылает к нему Господь в каждую минуту его земной жизни. Торговец может думать, что сам решил продать этому чужеземцу товар, потому и слушает его сейчас. Стражник – что опасного иностранца отдал ему в руки правитель. Но для святого апостола каждый встреченный – это посланный Богом человек, нуждающийся в спасении. В том, чтобы услышать о Христе, уверовать и пойти за Ним. По легенде, апостол и проповедовал, и крестил вплоть до самого смертного часа. По земным меркам – возможно, этого времени не хватило ему, чтобы попытаться убежать, скрыться от преследователей. По меркам небесным – он и эти часы прожил так, как велело ему любящее Бога сердце.

Откуда такая крепость в вере? Мы помним, что, услышав, что Господь идет к Лазарю, апостолы испытывают страх, и только Фома говорит: «Идем и мы умрем вместе с ним» (Ин.11:16). Но смелость умереть, видя перед собой Божественного Учителя – это все-таки пока  смелость человеческая, а все человеческое ненадежно.  

«Все могу во укрепляющем меня Господе» (Флп.4:13), – скажет другой апостол. Когда «начинается» в святом Фоме совсем другая смелость, «небесная»?

В Евангелии от Иоанна (гл. 20) мы читаем о том, как явился Господь впервые по Распятии ученикам. И «показал им руки и ноги и ребра Свои», дабы они уверились, и они возрадовались. Вот только явился Он в тот момент, когда не было среди них Фомы: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус» (Ин.20:24). И когда он возвращается, а собратья возвещают ему о явлении Христа – он не верит. Слишком страшно было горе, слишком велики потерянность и сиротство, чтобы в момент поверить. Митрополит Антоний Сурожский писал, что Фома, видимо, не поверил оттого, что не увидел в других апостолах никаких изменений. Человеческую радость – да.  Изменений, которые могли бы произойти, по мысли Фомы, при таком событии – нет. «Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25).

И только через 8 дней (ср. Ин. 20: 26) Господь является ученикам – на этот раз и Фоме – снова. Здесь и происходит знаменитое «уверение апостола Фомы». Почему? Святой Иоанн Златоуст рассуждает так: «Для чего же Он является ему не тотчас, а спустя восемь дней? Для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и тоже, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время».

Как видим, по утверждению святого Иоанна, апостол Фома вовсе не «противопоставляет» себя собратьям. Скорее – предположу – понимает ограниченность человеческого опыта. Чувствует глубже других и горе, и радость, не готов по одному слову «переключиться» к вере в то, что Господь Воскрес. Но, как говорит святитель, – и слушает внимательно каждое их слово о том величайшем событии в земной истории, которое произошло в простой комнатке, для простых людей. Простых людей – которых Господь называл в земной жизни друзьями.

В крепости веры самого апостола святитель не сомневается. «Если бы Фома присутствовал, он бы, конечно, не сомневался», – говорит он. И далее продолжает: «а если бы не сомневался, тщательно не исследовал бы; а если бы не исследовал, не осязал бы; а если бы не осязал, не провозгласил бы Господом и Богом; а если бы не назвал Христа Господом и Богом, мы не были бы научены так Его воспевать, – так что, и не присутствуя, Фома привел нас к истине, и прибыв после, сделал нас тверже относительно веры».

 Только ли – нас, читающих? Святой апостол, видя Христа, сразу узнает Его: «Господь мой и Бог мой!» И приобретает опыт ожидания, надежды, веры – и любви! – который дан Богом только ему. Согласно преданию, то же происходит и по Успении Пресвятой Богородицы: святой Фома отсутствует у гроба Владычицы – но если бы не такое «стечение обстоятельств», мир не узнал бы о том, что Всепречистая была взята Ее Сыном на Небо. По земному разумению, апостолу Фоме постоянно «не везет». Однако каждый раз «невезение» одного человека служит открытию великих дел Господних.

Впору задуматься: когда в нашей земной жизни идет что-то не так, как нам бы хотелось – может быть, это для того, чтобы через нас свершилось что-то по-настоящему серьезное, выбивающееся из хода простой человеческой жизни? Мы, разумеется, не апостолы. Но о спасении каждого заботится Господь, и посылает нам все, нужное для  спасения – нас и наших близких.

«Выше» или «ниже», чем у других, оказался опыт святого Фомы? Таких категорий здесь тоже нет. Каждому из апостолов было дано то, что потребуется именно ему для дальнейшего служения. Как и каждому из нас Господь посылает те силы и средства, которые нужны именно этому конкретному человеку, с его характером и склонностями. Да, мир во зле лежит, и многие люди с детства узнают то, что принято называть «изнанкой жизни». Но немалое количество таких людей избирают в будущем путь помощи другим, пострадавшим так же, как они. Становятся великими воинами, обращающими оружие врага против него самого. И нередко – в интервью или автобиографических вступлениях к их книгам – можно прочесть, что с момента принятия решения служить людям они неизменно ощущают, как Сам Бог помогает им, укрепляет и ведет.

Святой апостол – он, конечно же, чувствовал и жару, и голод. И страдал, и мучился. Но с того момента, когда Господь явился ему для его уверения и сказал «не будь неверующим, но верующим» – видел сквозь морок грешного мира черты грядущего Небесного Царства.

А тем, кто жил в стране Индийской, наверное, несложно было представлять себе то, что рассказывал о Господе Христе Фома. О том, что Сын Творца Вселенной ходил по земле, простой и очень похожий на вот этого проповедующего чужестранца.

Был таким же добрым, терпеливым к людям.

И также звал всех в Небо.


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить