«Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу…» Часть вторая

Николай Головкин

См.: начало

27 июля  День памяти Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), 180 лет со дня  гибели

***

«Нищий» – одно из пророческих стихотворений Михаила Юрьевича! Лермонтов – как тот безвестный нищий, уже в юности он провидел свою трагическую судьбу.

Да, Россию, где появился на свет ещё один гений, по-прежнему называли Святой Русью, а царя помазанником Божиим, Отечество наше, словно святую обитель, почитали христианские народы, и Россия  защищала их на Балканах и Кавказе.

Но, с другой стороны, Россия, где многое зависело от мнений высшего света, погрязшего в интригах и масонских заговорах, не смогла по достоинству понять и оценить Лермонтова также, как и Пушкина.

«Я думаю, что у поэтов есть что-то общее с пророками, – отмечает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. –  Неслучайно наши два великих поэта обращались к образам пророков. Причем, если Пушкин взял за основу образ пророка Исайи, то Лермонтов избирает другой образ из Библии пророка Елисея, который был гонимым и над которым смеялись дети. И неслучайно Лермонтов вслед за Пушкиным говорил о пророческом призвании поэта. Он писал: «Не смейся над моей пророческой тоскою…».

Пророки это те люди, через которых Бог говорил с людьми. Наши великие поэты и писатели (здесь нельзя не вспомнить Достоевского, который совершенно очевидным образом обладал пророческим даром), конечно, тоже были людьми, которым Бог что-то открывал. Несмотря на их личную греховность, несмотря на их интерес (как у Лермонтова) к демонической тематике, на их падения и взлеты, которыми сопровождалась вся их жизнь, Господь даровал Божественную окрылённость их творчеству, чтобы мы научились верно и твердо воспринимать и постигать священную силу их вдохновения»1.

…Пройдёт 7 лет после паломничества в Троице-Сергиеву лавру, и Лермонтов напишет всколыхнувшее всю Россию стихотворение «Смерть поэта» – на известие о гибели Пушкина.

В его обличительных гневных строках Михаил Юрьевич смело заявил светскому обществу то, о чём не смели говорить даже друзья погибшего первого поэта России. В заключительных строках «Смерти поэта» Лермонтов грозил всем, кто был повинен в гибели Пушкина, страшным судом:

<…> Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата <…>

 Литерные критики, его современники, отмечают, что Лермонтов ворвался в отечественную лирику как наследник Пушкина.

А высший свет невзлюбил Лермонтова. Вместо почестей ему был уготован «кремнистый путь», первая, а за ней вторая ссылки на Кавказ, откуда он уже не вернулся.

***

В 1842 году Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова, позаботилась о том, чтобы сохранилась молитвенная память о внуке.

В память о Михаиле Юрьевиче, погибшем здесь на дуэли, она прислала из далёких Тархан в Пятигорск в Скорбященскую церковь старинную дорогую икону Божьей матери «Всех скорбящих радость».

Чудесным образом эта икона, датируемая XVIII веком, сохранилась до нашего времени и теперь находится в Свято-Лазаревском храме на старом пятигорском кладбище2. Перед святыней можно помолиться о упокоении души великого поэта.

***

«Особую роль в поэзии Лермонтова играют исповедально-молитвенные мотивы, – отмечает митрополит Иларион. – У него есть несколько прекрасных стихотворений с одним названием «Молитва», в которых он отражает и свой опыт молитвы, и говорит о взаимоотношениях с Богом не просто в некой риторической форме, но раскрывает интимно-духовные отношения личности к Богу. Именно человеческие, душевные и сердечные тона «Молитвы» определяют характер религиозного чувства поэта»3.

Вспомним некоторые стихотворения Лермонтова, исполненные тёплого религиозного чувства:

   По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
   Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
   Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.
   И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
(Ангел, 1831)

<…> Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой,
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой!
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
(«Ветка Палестины», 1837)

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Тёплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
(Молитва /«Я, Матерь Божия»/, 1837)

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
(Молитва /«В минуту жизни трудную»/, 1839)

<…>Молитву детскую она тебе шептала,
И в знаменье креста персты твои сжимала,
И все знакомые родные имена
Ты повторял за ней,  скажи, тебя она
Ни за кого еще молиться не учила?
Бледнея, может быть, она произносила
Название, теперь забытое тобой...
Не вспоминай его... Что имя? звук пустой!
Дай Бог, чтоб для тебя оно осталось тайной.
Но если как-нибудь, когда-нибудь, случайно
Узнаешь ты его ребяческие дни
Ты вспомни, и его, дитя, не прокляни!
(Ребёнку, 1840).

Это – жемчужины русской поэзии, отразившие наиболее ярко молитвенное состояние души Михаила Юрьевича.

«Проходят годы, – отмечает Мануэлла Дамианиди, – время не властно над поэтом, чем больше проходит перед нами поколений, которые примеряют к себе его бессмертную «Думу», тем больше восхищаемся мы высокодуховными творениями Лермонтова: «И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу», «Завещание», «Молитва странника»:

<…>Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит<…>.

Такие стихи мог написать, несомненно, религиозный человек, который знал, что «Спит земля в сиянье голубом…». И сколько бы не прошло лет, гений М.Ю. Лермонтова живёт, и будет жить вне времени и вне пространства»4.

«Тёмный дуб склонялся и шумел...» – тоже пророческая строчка Лермонтова. И мы, как тот дуб в Тарханах, посаженный бабушкой поэта, склоняемся перед памятью русского гения, молимся о нём, читаем произведения Михаила Юрьевича, передаем следующим поколениям его духовное наследие.


1 Поэзия Лермонтова бессмертна!  - Там же

2 Дамианиди М. Ф. Свято-Лазаревский храм. М.,  Изд-во «Гелиос-АРВ», 2005

3 Поэзия Лермонтова бессмертна!  - Там же

4 Дамианиди М. Ф. «В минуту жизни трудную…». Там же


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить