«Это был человек-подвиг...». Часть вторая

Николай Головкин

Окончание. См.: Начало

4 ноября 2023 года 20 лет со дня блаженной кончины одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), с именем которого связана целая эпоха в жизни нашей Церкви.

* * *

Владыка всегда помнил и любил свой «первый университет». По его инициативе в МИИТе (ныне Российский университет транспорта – Примеч. Ред.), первом из крупнейших технических вузов страны, в ноябре 2001 года начала работу кафедра теологии, которую он сформировал и возглавлял до конца своих дней.

С благословения митрополита Питирима в МИИТе возрождён домовый храм Святителя и Чудотворца Николая, освящённый Святейшим Патриархом Алексием II. В храме начнутся регулярные богослужения.

Из воспоминаний доктора технических наук, профессора Бориса Алексеевича Лёвина (1949-2023), президента Российского университета транспорта (2018-2023), ректора МИИТ (1997-2018):

«Традиции и атмосфера МИИТа во времена, когда здесь учился владыка Питирим, гармонировали с убеждениями верующего человека, воспитанного в религиозной среде. Атеистической агрессии со стороны руководства вуза и студентов не было. Как вспоминал владыка, все студенты знали, что в актовом зале некогда был храм. Место бывшего алтаря не было занято. Не наблюдалось и гонений на студентов и преподавателей, посещавших храмы».

«Мы знали, – отмечал владыка, – что актовый зал был некогда домовым храмом. Конечно, о его восстановлении не могло быть и речи. Но как-то негласно одобрялось, что подиум расположен не на месте алтаря, и священное место ничем не занято. Воинствующего атеизма мы не замечали. Преобладал общий дружеский тон. Посещавшие храм не вызывали удивления или критики. Однажды один из студентов рассказал о своей озорной выходке у стен храма. Его никто не поддержал, тем более, никто не одобрил».

Бережно сохранялись духовные и исторические традиции страны. Студенты не увлекались спорами о вере, не стремились «перевоспитывать» верующих. Это деликатное отношение формировалось благодаря взвешенной позиции руководства МИИТа, его преподавателей и учёных, многие из которых – по воспоминаниям Владыки – сами посещали храмы».

---.
Монастырский музей Библии.
Фото: Владимир Ходаков

Во многом именно благодаря усилиям владыки Питирима, когда он стал наместником Иосифо-Волоцкого монастыря, началось возрождение студенческих отрядов в МИИТе. Сегодня эта традиция продолжается. Ежегодно отряды добровольцев, как много лет назад по благословению владыки, участвуют в восстановлении обители. Здесь студенты не просто штукатурят, красят и укрепляют фундаменты соборов, но и с большим энтузиазмом работают на молочной кухне, ферме и пасеке, занимаются инвентаризацией книг в историко-библиографическом музее при монастыре. Пребывая в обители, волонтеры приучаются к труду, но самое главное – приобщаются к святыням русской культуры.

* * *

Будучи викарием Московской епархии, митрополит Питирим выполнял многочисленные церковно-общественные поручения. Из воспоминаний священника Михаила Сергеева, клирика храма святого апостола Андрея Первозванного в Люблино, старшего иподиакона митрополита Питирима в 2000-2003 годах: «Хочется вспомнить последний земной год жизни владыки Питирима. Это был, наверное, самый насыщенный год его жизни. По благословению Патриарха Алексия II владыка в составе официальной делегации Фонда Андрея Первозванного побывал на схождении Благодатного Огня на Пасху 2003 года. Находясь рядом с ним в храме Воскресения Христова в Иерусалиме и предвкушая появление Огня, который не обжигает, я вспомнил пророческие слова его духовного отца преподобного Севастиана Карагандинского: «Будешь служить Пасху как Патриарх», сказанные владыке ещё до его архиерейской хиротонии. Действительно, в связи с болезнью Святейшего Патриарха Алексия, митрополит Питирим не только привёз Благодатный Огонь в Москву, но и возглавил Пасхальную службу в Храме Христа Спасителя. Это была его последняя Пасха здесь, на земле».

* * *

В июне 2003 года митрополит Питирим перенёс тяжёлую операцию и после нескольких месяцев болезни скончался 4 ноября 2003 года – в день празднования Казанской иконе Божией Матери и памяти семи отроков Эфесских. Два дня, 5 и 6 ноября, гроб с телом митрополита Питирима находился в московском храме Воскресения словущего на Успенском Вражке (в Брюсовом переулке). Все эти дни в храме Воскресения словущего совершались заупокойные богослужения, и тысячи верующих приходили сюда, чтобы проститься с владыкой. Затем гроб был перевезён в Богоявленский кафедральный собор в Елохове, где 7 ноября было совершено отпевание митрополита. На это отпевание пришла «вся церковная Москва», многие ученики и соработники владыки Питирима. Службу, в которой участвовали двадцать архиереев, возглавил Святейший Патриарх Алексий II, сказавший перед отпеванием тёплое задушевное слово о своём многолетнем соработнике.

Митрополит Питирим похоронен в Москве на Даниловском кладбище, где ранее упокоились его родители – протоиерей Владимир и матушка Ольга, а также его родные братья и сёстры.

* * *

В память о митрополите Питириме с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на базе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) 24 февраля 2004 года был создан «Фонд «Наследие митрополита Питирима». Фонд проводит Рождественские Питиримовские чтения с участием студентов и преподавателей университета, Духовной академии, насельников Иосифо-Волоцкого монастыря, видных общественных и религиозных деятелей. Усилиями Фонда в университете проходят концерты с участием знаменитых артистов России. Помогает воспитывать будущих путейцев и созданный Фондом Литературно-Исторический Клуб (ЛИК) МИИТа. Перед студентами, преподавателями выступали: Валерий Ганичев, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Юрий Поляков, режиссёр Владимир Хотиненко, Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, бывший первый секретарь МГК КПСС, член Политбюро и по сей день активный политик Юрий Прокофьев, известный политолог Николай Стариков…

* * *

Ныне «Фондом «Наследие митрополита Питирима» руководит советник ректора РУТ (МИИТ) профессор Александр Аполлонович Выгнанов. В 2006 году Александр Аполлонович, в то время первый проректор МГУПС-МИИТ, поделился со мной своими воспоминаниями о владыке: «Особую любовь, трогательную, но и, как всегда, деятельную, владыка питал к своей аlma мater. Нам было известно, что у нас в МИИТе учился митрополит Питирим. Но случая познакомиться с ним всё не представлялось. Познакомились в 1996-м, когда мы готовились отмечать 100-летие нашего университета. На этом празднике владыка был одним из самых почётных гостей. Выступил с приветствием и благословил наш коллектив успешно трудиться следующие 100 лет. После нашего знакомства владыка стал бывать у нас в МИИТе на всех торжественных мероприятиях и концертах.

---.
Фото: Владимир Ходаков

С марта 1999 года начал работать общеуниверситетский постоянно действующий семинар «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия». На заседаниях семинара выступали православные учёные, священники. Председателем семинара до своей кончины был владыка Питирим. Несмотря на крайнюю занятость, он часто принимал участие в заседаниях семинара, выступал перед слушателями.

Усилиями владыки в МИИТе в ноябре 2001 года начала работу кафедра теологии, а предмет этот был введен в курс общегуманитарной подготовки инженеров. Владыка посещал занятия, очень требовательно относился в первую очередь к себе, но также и к другим преподавателям. Сам он был блестящим лектором. На его занятия ходили не только студенты, но и преподаватели, и сотрудники разных кафедр университета. При создании кафедры теологии владыка просил предоставлять полную характеристику всех кандидатов в преподаватели. Отбор был очень строгий. С каждым кандидатом владыка обязательно беседовал. Он просил ответить, в чём кандидат в преподаватели видит цель обучения студентов, выделить направления, которыми более всего владеет, рассказать, чем он, кроме преподавания, может быть полезен кафедре.

Владыка принял деятельное участие и в возрождении Никольского домового храма МИИТа. Эту идею он высказал ещё в середине 1990-х. Было, конечно, непросто – в числе первых восстановить церковь внутри гражданского вуза. Но владыка всех нас – и ректорат, и преподавателей, и студентов – настроил на то, что это надо обязательно сделать. И вот 26 апреля 2001 года храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении митрополита Питирима.

<…> Митрополит Питирим был потрясающе интересным человеком. Его обаяние всегда притягивало к нему самых разных людей. Он умел тонко чувствовать собеседника, любую аудиторию. Общение с ним было всегда школой для любого думающего человека. Он всех поражал своей энциклопедичностью – глубокими знаниями не только истории христианства, особенно Православия, но и в самых разных сферах. Митрополит Питирим был ещё и художником, и музыкантом, и прекрасным фотографом…

Владыка прекрасно знал русскую поэзию. Любимым поэтом у него был Тютчев. Любил музыкальные произведения на его стихи. Скажем, «Весенние воды», «Сирень». Из композиторов любил Рахманинова, его «Всенощную». В своих выступлениях он всегда мог сказать самое главное, именно то, чего от него ждала аудитория. Владыка никогда не выступал с призывом: «Давайте построим царство свободы, высокой нравственности, культуры!». Да, мечтать об этом можно. Но есть цели, которые нужно успеть в своей земной жизни реализовать. Поэтому владыка всегда был предельно конкретен в постановке задач.

Он был философом. И философом прозорливым. Умел быстро проанализировать ситуацию и сделать какие-то прогнозы – краткосрочные, долгосрочные и, соответственно, выделял цели ближайшие и более дальние. Любил выступать перед студентами первых курсов МИИТа. В отличие от тех, кто выступал с назиданиями, он единственный говорил очень лаконично, искренно, продуманно. И это действительно записывалось в память, западало в душу. На встречах с нашими студентами общие призывы типа «Учиться, учиться!» он не делал. А если и говорил, что нужно овладевать знаниями, то опирался на собственный пример, вспоминая, как ему в своё время учёба в МИИТе помогла стать организованным, рациональным в расходовании бюджета собственного времени человеком, умеющим поставить цель и выверить путь к её достижению. Если он произносил слово «учиться», то тут же пояснял «почему надо учиться, особенно сегодня, и на что обратить внимание».

Как известно, практически вся инженерная школа в России началась со специалистов железнодорожного транспорта. И сегодня транспорт играет решающую роль в развитии любой национальной экономики и вообще в развитии цивилизации. Общаясь со студентами МИИТа, митрополит Питирим всегда это подчеркивал. Владыка вновь и вновь повторял молодежи, что надо овладевать не только профессиональными навыками, знаниями, но и обязательно быть порядочным и культурным человеком.

---.

Митрополит Питирим хорошо понимал международную ситуацию. «Мне не представляется, – это одно из его предвидений, которые он неоднократно высказывал, – что нынешняя Россия может стать одним из могущественных центров экономического влияния, каким был в своё время Советский Союз…». Но в тоже время он постоянно подчеркивал: «Тем не менее, Россия сохранит и, более того, преумножит достижения как мировой центр духовности и культуры». В этом он был не только глубоко убежден, но и многое для этого делал. Его деловитость сопровождалась продуманным воздействием на умы и души людей. В то же время митрополит Питирим был потрясающе деликатен в постановке проблем и никогда не адресовал просьб. Но если его собеседник был чутким, то он понимал: владыка нуждается в какой-то поддержке. Или даже не он лично, а кто-то другой, о ком он сейчас говорит. И тут собеседник владыки реально оценивал, чем может помочь.

Владыка был не только многогранно талантливым. Он ещё был трудолюбивым. Добивался в разных направлениях своей деятельности совершенно потрясающих результатов. Такой человеческой мобильности, организованности, энергичности и целеустремленности мог бы позавидовать любой, кто сегодня записан в гении. Но для него не было альтернативы. Думаю, его земной путь был предопреден свыше. А также всеми предшествующими поколениями его семьи. Он же стал священнослужителем в девятом поколении. Все, кому довелось знать митрополита Питирима, не могли не заметить его аристократизма в лучшем смысле слова.

<…> Меня всегда поражала его афористичность. Настолько ясно он думал и логично мог изложить. Владыка Питирим многим политикам давал уроки ораторского искусства. На любом торжестве владыка никогда не говорил более полутора-двух минут. Но слова его были настолько точны и продуманны, что глубоко ложились на ум и сердце, оставаясь в памяти на долгие годы.

В 2002 году начальник Пограничных войск России генерал-полковник Тоцкий пригласил митрополита Питирима в ГКЗ «Россия», где проходило собрание по случаю 70-летия отдельного погранотряда Москвы. Туда владыка пригласил и меня. Никто не знал, что ему придётся выступать. Но, открывая вечер, генерал-полковник Тоцкий сказал, что не хотел бы начинать это торжество пока собравшихся в зале не благословит выдающийся иерарх Русской Церкви митрополит Питирим. Оценивая про себя эту ситуацию, я, профессор университета, подумал, что же можно сказать такое (когда ты не готовился), чтобы запомнилось навсегда, и как продумать это выступление в течение 15 секунд пока поднимаешься на сцену. Кстати, ещё я всегда подчеркиваю, когда говорю о владыке, что у него была не походка, а именно поступь. Другого слова я подобрать не могу. Митрополит Питирим поднялся на сцену и сказал буквально следующее: «Граница между добром и злом всегда проходит через сердце. Вам выпала высокая честь охранять сердце России – Москву от зла. Я желаю вам в этом преуспеть». Овация зала. Все! А что ещё?! И это запомнится на всю жизнь – у кого есть память, у кого есть сердце. И примерам такого его красноречия несть числа. Слава Богу, сохранилось порядка 90 аудио- и видеозаписей с выступлениями владыки.

По средам он читал у нас в МИИТе лекции. На них я тоже бывал. А после лекций в моем кабинете мы пили с ним вдвоём кофе, вели доверительные, непринужденные беседы, обсуждали многие проблемы.

Говорили и о возрождении Иосифо-Волоцкого монастыря, наместником которого был многие годы до своей блаженной кончины владыка. Обитель требовала непрестанных забот – реставрация, археологические работы, книгоиздательская деятельность… И он делился своими мыслями по этому поводу. Владыка стал наместником обители в годы, когда монастыри только начинали возвращать Русской Православной Церкви. Ещё не накоплен был опыт их восстановления. Тем не менее, владыка уже думал не только о строительно-реставрационных работах, но и о возрождении традиций.

Как известно, Иосифо-Волоцкий монастырь всегда был крупным книжным центром, где подвизались богословы и историки Церкви. Эту традицию заложил основатель обители – преподобный Иосиф, а продолжили такие столпы русского летописания и церковной историографии, как митрополиты Московские и всея Руси Даниил и Макарий. Поэтому владыка Питирим стремился возродить монастырь именно как научно-культурный центр Русской Православной Церкви.

При нём совершилось обретение мощей преподобного Иосифа Волоцкого. И одного этого достаточно, чтобы войти в историю Православия. Владыка проделал колоссальную работу по реконструкции Успенского собора, по укреплению фундамента самого монастыря, по развитию инфраструктуры. Думал он и о том, чтобы обитель стала ядром экономического возрождения края, и о старых традициях монастырской благотворительности… Но, увы, не всё получалось так, как он хотел.

<…> Ставя высокие цели, владыка Питирим никогда не придерживался пресловутого принципа «цель оправдывает любые средства». Он восстанавливал монастырь только «чистыми руками». Не привлекал к таким делам каких-то случайных или, я бы сказал мягко, нечистоплотных людей. Это ещё раз подтверждает, что он был чист не только помыслами, но и своей деятельностью.

МИИТу принадлежит заслуга возрождения стройотрядовского движения в стране. К концу движения ССО советского времени изменились приоритеты: на первый план выдвинулось зарабатывание денег. Но ведь главная цель движения – духовное и патриотическое воспитание студенческой молодежи. Символично, что первый после длительного перерыва миитовский отряд отправился в 1996 году, в год 100-летия вашего вуза, на реставрацию Иосифо-Волоцкого монастыря.

Митрополит Питирим благословил безвозмездный труд студентов. Мы нашли 20 добровольцев. Это были ребята вполне современного вида. Увидев их, владыка пошутил: «Александр Апполонович, если я встречу таких вот ребят на улице в вечернее время, постараюсь отойти в сторонку». И наш ректор Борис Алексеевич Лёвин, и я приезжали в Иосифо-Волоцкий монастырь каждую неделю. Когда я приехал туда через месяц, ближе к завершению работы этого отряда, почти все 20 человек перестали курить.  А если кто-то и курил, то только за оградой монастыря. И как высокую честь они воспринимали встречи с владыкой. Поменялся и тон их разговоров. «Александр Апполонович, если можно, попросите владыку, чтобы он сфотографировался с нами на память», – услышал я просьбу наших студентов. После этой поездки они, во-первых, изменили в лучшую сторону своё отношение к учебе. Во-вторых, многие из них стали посещать храм. И, в-третьих, до конца учёбы они ежегодно ездили в монастырь и безвозмездно помогали в различных работах. Вот каково влияние владыки на людей предельно приземлённых, тех, кто в значительной степени исповедует потребительскую идеологию сегодняшнего дня. Прямо на моих глазах происходила их психологическая, нравственная метаморфоза. Эти ребята поверили, что есть светлое начало в нашей жизни, несмотря на все её проблемы. Но они и поняли, что о светлом надо не только мечтать – для этого надо и потрудиться. И сегодня, когда владыки нет с нами, наши отряды по-прежнему безвозмездно продолжают работать в монастыре.

<…> При содействии Московского метрополитена на Даниловском кладбище был открыт памятник владыке. Установлены также его барельеф в домовом храме МИИТа и гранитный крест в Иосифо-Волоцком монастыре в память всех его строителей и игуменов. Ежегодно организуются «Питиримовские чтения». Изданы книги «Новый Завет Господа Иисуса Христа», «Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого». Сняты документальные фильмы о подвижнической деятельности владыки. <…> Мы пытаемся осуществить те идеи, которые не успел реализовать владыка. <…> Многогранная церковно-общественная деятельность владыки как бы «сшивала исторические российские разрывы». Недаром митрополита Питирима ещё при жизни мы с любовью называли «наш железнодорожный батюшка». Его совместные с руководством нашего университета усилия привнесли в облик старейшего железнодорожного вуза России множество изменений, сделавших МГУПС-МИИТ в ещё большей мере правопреемником знаменитого Императорского училища, основанного царем-страстотерпцем Николаем. Сегодня в Московском университете путей сообщения бережно хранят всё, что связано с именем митрополита Питирима».

* * *

Вечная память выдающемуся церковному деятелю - митрополиту Питириму, оставившему яркий след в новейшей истории страны и Церкви!

С течением времени подлинный масштаб личности владыки Питирима как богослова, проповедника, церковного иерарха становится всё более очевидным.

В материале также использованы снимки из открытых источников

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!