Полководец-освободитель. Часть вторая

Николай Головкин

1 ноября 2023 года – 445 лет со дня рождения русского военного и политического деятеля, национального героя России князя Дмитрия Пожарского

Первая часть

* * *

Скончался князь Дмитрий Михайлович Пожарский  30 апреля 1642 года в Москве. Царь Михаил Фёдорович, чтя его заслуги, «провожал гроб сего незабвеннаго боярина и почтил оный слезами своими».

Князь Пожарский завещал похоронить себя в Суздале за алтарём Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиевой обители в усыпальнице князей Пожарских и Хованских.   Об этом он писал в духовной грамоте: «А тело моё положить у Всемилостиваго Спаса в Суздале, в головах у света моево у князя Федора Дмитриевича... А как Бог по мою душу сошлёт, отпети надо мною патриарху и митрополиту, а в Суздале погрести архиепископу».

* * *

Впервые его родовая усыпальница упоминается в «Новом летописце». Там сообщается, что в 1612 году, когда ополчение шло из Ярославля на Москву, «князь Дмитрий же Михайлович... пошёл в Суздаль помолитца... и у родительских гробов проститца».

К концу XVII века род князей Пожарских по мужской линии иссяк. Внук Дмитрия Михайловича – Юрий Иванович Пожарский – умер бездетным. Усыпальница оказалась заброшенной: некому было заботиться о могилах предков. В 1765-1766 годах усыпальницу «за ветхостью» разобрали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны ещё в начале XIX века.

* * *

В 1850-х годах, будучи в Суздале, великие князья Николай и Михаил Николаевичи Романовы изъявили желание посетить могилу князя Пожарского. Они были неприятно поражены забвением места погребения полководца-освободителя. На монастырском дворе им показали место, где, по преданиям, прежде стояла усыпальница Пожарских. Теперь это место ничем не отличалось от остальной территории монастырского двора. Великие князья сделали пожертвования на сооружение памятника.

Чтобы вновь обрести могилу князя Пожарского, летом 1851 года археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиевского монастыря. Граф Уваров обнаруживает «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. С разрешения императора и Святейшего Синода была создана специальная комиссия для дальнейшего исследования предполагаемой гробницы князя Пожарского. Исследования показали, что одна из гробниц заключала в себе прах князя Дмитрия Михайловича.

* * *

24 февраля 1852 года с раннего утра в монастырь поспешили жители Суздаля. Епископ Владимирский и Суздальский Иустин отслужил литургию и панихиду. Затем владыка обратился к присутствующим и наказал хранить и оберегать могилу. После этого открытые гробницы были приведены в прежний порядок. Место раскопанной усыпальницы князя Пожарского снова засыпано землёй и обнесено оградой. Над могилой был поставлен скромный столбик с надписью: «Здесь лежит князь Дмитрий Михайлович Пожарский».

* * *

19 мая 1852 года государь император Николай I (он внёс свой вклад как частное лицо) объявил по всей империи добровольную подписку по сбору средств для сооружения на этом месте памятника – дабы он «был достойным на месте погребения великого человека».

Только во Владимирской губернии менее чем за полгода, уже к лету 1852 года, собрали 409 рублей 80 копеек. Самыми активными были жители Суздаля – 241 руб. 50 коп. Всего за шесть лет была собрана значительная сумма – 75 тысяч рублей, достаточная для возведения памятника.

14 ноября 1858 года император приказал: над прахом князя Пожарского в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре возвести на фундаменте прежней палаты каменную усыпальницу в стиле старинной архитектуры; внутри усыпальницы, на месте могилы, поставить простое каменное надгробие, покрытое пеленою с нашивным крестом; открыть через Академию художеств конкурс для составления технического проекта этого памятника.

В конкурсе победил проект профессора Академии художеств Алексея Максимовича Горностаева (1808-1862). Он предложил построить великолепный мавзолей-часовню из белого каррарского мрамора, украшенный искусной резьбой, бронзовыми рельефами, мозаичной иконой Спасителя и надписью на фронтоне: «Боярину князю Дмитрию Михайловичу  – благодарное потомство».

* * *

Возведение мавзолея растянулось почти па четверть века. Закладной камень был заложен настоятелем монастыря архимандритом Иларионом в июле 1863 года.

В 1865 году, уже после смерти Горностаева, император Александр II внёс изменения в проект: «Вместо деревянного киота сделать таковой из мрамора, а икону Божией Матери вместо живописной сделать из мозаики».

Образ Спасителя для исполнения мозаики написал академик Гейдеман в 1867 году. А мозаичные работы были исполнены в 1870 году художником Рикатовым.

* * *

Часовня над усыпальницей Пожарского была торжественно открыта и освящена 2 июня 1885 года. Судя по сохранившимся фотографиям часовни-мавзолея, получился действительно достойный памятник национальному герою. Внутри, согласно указаниям императора, был поставлен массивный шкаф, в котором были размещены вещи, пожертвованные монастырю самим князем Пожарским. Так часовня над могилой полководца стала первым своеобразным музеем князя Пожарского в Суздале.

* * *

Долгие годы мемориал был местом паломничества и поклонения граждан России, неравнодушных к истории своей Отчизны. Вплоть до революции мавзолей находился под наблюдением Императорской Академии художеств.

* * *

В 1923 году революционная власть превратила Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздальский лагерь особого назначения (СЛОН). Монастырские помещения освобождали от церковного имущества, а с монастырского кладбища убирали надгробные памятники.

В 1933 году «благодарные потомки» добрались и до усыпальницы спасителя Отечества. Роскошный мавзолей разобрали, увидев на нём слово «князь». Место захоронения сравняли с землей. Белый итальянский мрамор решили отправить на постройку Дома Советов в Москве. По другим данным его использовали для облицовки первых станций Московского метро.

Мраморное резное убранство мавзолея Пожарского утрачено безвозвратно. Чудом уцелели рельефы с бронзовой двери и мозаичный образ – икона «Спаситель во славе», которая сейчас экспонируется в музее – филиале Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещался лагерь для военнопленных, в частности здесь содержался взятый в плен под Сталинградом фельдмаршал Паулюс. Поэтому вход в монастырь был закрыт.

* * *

В 1955 году был установлен памятник князю Пожарскому работы З.И. Азгура у стен Спасо-Евфимиевского монастыря

В 1963 году усилиями Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимирской реставрационной мастерской на месте разрушенного в 1933 году мавзолея князя Пожарского был установлен скромный памятник по проекту архитектора О.Г. Гусевой. А через 11 лет, в 1974 году, над могилой полководца установили монумент работы скульптора НА. Щербакова и архитектора И.А. Гунста.

* * *

В мае 2007 года у величайших святынь Православия – Казанской иконы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, с которой ополчение князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина шло освобождать столицу, и Владимирской иконы Божией Матери в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, которая также много раз спасала наше Отечество от бед, состоялись молебны о благополучном начале крестных ходов – молитвенно-покаянных шествий Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», которые возглавили архиепископ Истринский Арсений и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ).

Эта программа, которая проводилась с мая 2007 года по июнь 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, была посвящена историческому воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии. Ее организаторы – «Русское афонское общество» и фонд «Андреевский флаг».

 «Русское афонское общество», созданное в сентябре 2005 года для «сохранения православных ценностей, играющих основополагающую роль в духовном развитии личности и общества в целом; духовно-нравственного просвещения населения через ознакомление с традициями православной культуры», призвало всех, кто любит Россию, кому дорога история Отечества и небезразлична память о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском, принять участие в добровольной подписке по сбору средств для воссоздания утраченной святыни.

Стремясь восстановить историческую справедливость, «Русское афонское общество» предприняло поиск документов, имеющих отношение к сооружению мемориала – усыпальницы национального героя. Были найдены все необходимые архивные материалы – чертежи, эскизы, фотографии...

Организаторы проекта были убеждены, что всероссийское почитание князя Дмитрия Михайловича Пожарского, могилу которого в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре еженедельно посещают сотни паломников из разных уголков нашей страны, поможет собрать нужные средства на восстановление усыпальницы великого сына Отечества и о достойном упокоении его праха. Восстанавливали исторический памятник всем миром –  на добровольные пожертвования, поступавшие со всех концов России. Собранных средств хватило на реставрацию не только усыпальницы, но и собора, возле которого князь Пожарский завещал себя похоронить.

* * *

Кульминацией двухлетней работы по восстановлению усыпальницы стало её торжественное открытие 4 ноября 2009 года. Она стала точной копией мавзолея – предшественника. Освящал часовню архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.

* * *

На территории монастыря, в Благовещенской надвратной церкви, размещена постоянная экспозиция «Дмитрий Пожарский – национальный герой России».

На выставке можно увидеть вклады князей Пожарских в суздальские храмы и монастыри (различные ценные подарки), надгробные плиты из усыпальницы Пожарских, а также боевое знамя ополчения.

…Образ князя Пожарского жив в народной памяти и сегодня.

Дмитрий Михайлович Пожарский – пример невероятного мужества и патриотизма. Национальный герой, который помог нашему Отечеству выстоять.

В материале использованы снимки из открытых источников

 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить