Полководец-освободитель. Часть первая

Николай Головкин

1 ноября 2023 года – 445 лет со дня рождения русского военного и политического деятеля, национального героя России князя Дмитрия Пожарского

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642)  вошёл в отечественную историю как участник первого ополчения и восстания против польско-литовских интервентов в Москве в 1611 году, в Смутное время. А с конца октября 1611 года князь Дмитрий Пожарский был одним из руководителей второго ополчения. Вместе с нижегородским купцом Кузьмой Мининым в 1612 году он разработал и осуществил план освобождения Москвы от польских интервентов.

После изгнания поляков был избран законный монарх, и Россия продолжила своё поступательное развитие. Сам князь, возглавляя победившую вооруженную и единственную тогда силу в стране, не только не узурпировал власть, а и вообще трона не добивался. Такое в истории человечества встречается крайне редко. Историк Алексей Малиновский в начале XIX века так написал о князе Пожарском: «Доколе название России, спасённой Князем Пожарским, пребудет на Земном шаре знаемо, до тех пор и он послужит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству».

Князь  Дмитрий Пожарский вдохновлял потомков и в столетии ХХ-м. В годы Великой Отечественной войны по фронтам расходились плакаты и открытки с изображением  героя и его словами: «Наша правда. Бейтесь до смерти».

* * *

 .
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642)

Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года. Его отец, Михаил Федорович Пожарский, потомок Василия Андреевича Пожарского, выходца из Стародубских князей суздальской земли, которые ведут свою родословную от великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Его мать Евфросинья Федоровна Беклемишева была из знатного старинного дворянского рода.

* * *

Самые яркие моменты жизни князя Дмитрия Пожарского связаны с защитой России в Смутное время на рубеже ХVI-XVII веков. Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостой Кузьмою Мининым. Нижний стал центром патриотических сил всей России. На его призывы откликнулись не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье, Сибирь. Дмитрий Михайлович Пожарский умел находить общий язык с людьми всех сословий от холопа до боярина. Поэтому, когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, они единодушно остановились на князе Пожарском, как способном военном и человеке с незапятнанной репутацией.

Хозяйственную и финансовую часть взял на себя  Кузьма Минин. В феврале 1612 года был образован «Совет всея земли». Пожарский и Минин добивались, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооружённое и сильное войско. Ополчение из Нижнего Новгорода двинулось вдоль Волги, собирая в свои ряды новых патриотов, готовых защищать родную землю от захватчиков. В конце июля 1612 года ополчение под руководством князя Пожарского выступило из Ярославля к Москве. Под его знамёнами насчитывалось более 30 тысяч человек!

* * *

 .
Икона Казанской Божией Матери

Когда к оккупированной поляками Москве подойдёт войско, собранное Пожарским и Мининым, оно будет осенено списком Казанской иконы, явленной в граде Казани 21 июля1579 года. В августе 1612 года ополчение на подступах к Москве дало отпор войску польского гетмана Ходкевича, спешившего на помощь польскому гарнизону.

А в это время в ледяном каземате Чудова монастыря в Кремле предаст Богу душу идейный вдохновитель сопротивления Патриарх-священномученик Ермоген (Гермоген). Именно он, бывший казанский священник Ермолай, некогда составил для Государя «Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде…».

 .
Патриарх Московский и всея Руси Гермоген

В осаждённом Кремле находился в то время в плену и прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626). Ночью келия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». В подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни.

Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября/4 ноября 1612 года, русские войска под командованием князя Пожарского, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через два дня – Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нёс Владимирскую икону Богородицы, сохранённую им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

* * *

Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей «для земского совета и для государственного избрания». После долгих споров выборные люди сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова. Земский собор в марте 1613 года единодушно избрал и торжественно провозгласил царём Михаила Фёдоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство «все православные христиане всего Московского государства».

* * *

Первый Романов на российском престоле – государь Михаил Фёдорович – установил второе празднование иконы Божией Матери Казанской в день 22 октября (4 ноября) в память освобождения Москвы и спасения России. Ныне этот праздник отмечается не только матерью-Церковью, но и возрождён как государственный.

* * *

В 1620-х годах на средства князя Дмитрия Пожарского в Москве был построен Собор-памятник в честь Казанской иконы Божией Матери, с которой связывалось чудесное избавление России от польского нашествия. В соборе была помещена чудотворная икона Божией Матери «Казанская», главная войсковая святыня ополчения Пожарского и Минина, один из первых списков с явленного в граде Казани Образа Божией Матери. Со времени постройки собор стал важнейшим храмом Первопрестольной. Среди московского духовенства его настоятель занимал одно из первых мест.

 .
Казанский собор.
Источник фото: Патриархия.ру

После пожара 1635 года вместо деревянного собора был построен каменный на средства  государя Михаила Фёдоровича. Освящён Патриархом Иосифом 15 октября 1636 года. К 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце XVII века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства каменного Казанского собора от него до Лобного места была сделана гладкая деревянная мостовая. Она получила название Красный мост, а возле храма – Красная площадь. Так собор дал имя главной площади Москвы и России.

После революции собор был закрыт не сразу. В 1925-1930 годах под руководством архитектора П.Д. Барановского на средства прихода он был отреставрирован. Но в 1936 году Казанский собор был всё-таки закрыт и разобран.

Казанский образ Пресвятой Богородицы сначала был перенесён в кафедральный собор в Дорогомилове. А когда и он был разрушен,  в Богоявленский кафедральный собор в Елохове.

Во время Великой Отечественной войны Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), избранный в 1943 году Святейшим Патриархом, молился в Богоявленском соборе перед Чудотворным Казанским Образом о даровании Победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошёл к Москве, в столице был проведён крестный ход с этим образом Пресвятой Богородицы.

В Богоявленский кафедральный собор в Елохове, где ныне находится чудотворный список иконы Казанской Божией Матери, ежедневно стекаются богомольцы не только из Москвы и Подмосковья, но и из разных городов России, из-за рубежа.

Казанский собор на Красной площади восстановлен в 1993 году. Освящен 4 ноября Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II.

* * *

При дворе Михаила Фёдоровича Романова князь Пожарский, как талантливый военачальник, играл важную роль в государственных делах. А поскольку война в России всё ещё продолжалась, то он был направлен в 1615 году руководить боевыми действиями против польских отрядов А.И. Лисовского, а затем и против польских войск во главе с Владиславом IV. С чем успешно справился и был награждён вотчинами и поместьями.

Занимался Пожарский и другими государственными делами – в частности, в 1616-1618 и в 1632-1633 годах возглавлял сбор пятины; в разные годы руководил приказами: Галицкой четью, Ямским, Разбойным, Московским судным; участвовал в русско-английских (1617), русско-польских (1635) и русско-крымских (1630-40) переговорах; был воеводой в Новгороде и Можайске.

 .
Михаил Федорович Романов,
первый русский царь из династии Романовых

В 1619 году царь Михаил Фёдорович Романов писал в своей жалованной грамоте:

«...а он, боярин наш, князь Дмитрий Михайлович, помня Бога и Пресвятую Богородицу и православную крестьянскую веру и наше крестное целованье, с нами великим государем царём и великим князем Михаилом Феодоровичем всея Руси на Москве в осаде сидел, и за православную крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за нас великаго государя против королевича Владислава и польских и литовских и немецких людей стоял крепко и мужественно, и на боех, и на приступех бился, не щадя головы своей, и ни на какия королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ нам и ко всему Московскому государству показал, и будучи в осаде, во всем оскудение и нужду терпел».

Продолжение

В материале использованы снимки из открытых источников

 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить