В основе жизни - благочестие

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, в жизни Русской Православной Церкви и Российской Державности особый день – мы отмечаем память князя Даниила Московского.

Святой благоверный князь Даниил появился на свет в неспокойное время – в пору междоусобиц и военной агрессии извне по отношению к тогда еще разрозненной Руси. Страна была разбита на княжества, и каждый князь думал о возвышении лишь своего земельного удела за счет других.  А значит, распри с междоусобицами продолжали раздирать русскую землю.

И вот святой благоверный князь Александр Невский стал первым, кто в этих условиях обратился к князьям с предложением уступать друг другу ради сохранения святой Руси. Слова «святая Русь» как принцип жизни впервые прозвучали именно во времена святого благоверного князя Александра Невского, который приложил немало усилий для того, чтобы объединить страну. Но сделать это было очень трудно, поскольку требовалось во многом изменить  психологию людей той поры. И удалось это самым удивительным образом только его сыну – святому благоверному князю Даниилу Московскому.

В два года святой князь лишился отца, мать – преподобная Васса – ушла в монастырь, который существует до сих пор (Свято-Успенский Княгинин женский монастырь. – Примеч. ред.). Святой князь Даниил родился во втором браке – первая жена его отца Александра Невского умерла. Так вот святой была признана и она. Как, впрочем, и их дочь Евдокия. Целая семья святых – людей, которые старались жить благочестиво, за что Православная Церковь их и прославляет. 

Именно это благочестие и легло в основу жизни отрока, который, потеряв родителей, был воспитан своим дядей, тверским князем. Тот и его воспитывал как князя, что в те времена в первую очередь подразумевало служение, поскольку это мирское звание обязывало защищать подданных, собирать дружину. Иногда князья погибали, защищая свое земное Отечество, им на смену приходили другие, которые принимали в свою очередь те же обязанности на себя.

«Преосвященный Зосима,
епископ Якутский и Ленский.
Книга памяти.»
Название: «Преосвященный Зосима, епископ Якутский и Ленский. Книга памяти»
Год издания: 2011
ISBN:  978-5-89101-452-7
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub   FB2  

9 мая 2010 года, на 47-м году жизни, отошел ко Господу владыка Зосима, епископ Якутский и Ленский (в миру – Игорь Васильевич Давыдов). Владыка прожил короткую, но яркую и наполненную каждодневным духовным подвигом жизнь. Его путь в Церкви был ясен и прям: воцерковление в юности, семинария, монашество в братии Троице-Сергиевой Лавры и Даниловом монастыре, иерейство, а затем – архиерейство на одной из самых удаленных и неосвоенных кафедр. Но где бы он ни служил – в жарком Иерихоне или холодном Якутске – везде его главной, единственной заботой была слава Божия и благоустроение Церкви Христовой.

«Взирая на блаженную кончину владыки Зосимы, – говорит митрополит Калужский и Боровский Климент, – люди будут стремиться, по слову апостола, “подражать его вере” (Евр. 13, 7). Свой короткий крестный путь он прошел мужественно, смиренно и безропотно, став для многих образцом веры и благочестия». О жизни этого замечательного человека рассказывает новая книга издательства «Даниловский благовестник», составленная из воспоминаний знавших владыку Зосиму людей.

Однако в основу жизни князя Даниила легло благочестие. А что это такое? Все мы ходим в церковь, слушаем Священное Писание, но бывают моменты, когда Слово Божие как-то особенно подходит к нашей жизни, цепляя душу. И тогда в сердце словно загорается некий свет, отчего мысли из Священного Писания воспринимаются уже совершенно особо. Перед нами будто открывается некая истина, и ради него, этого особого дара, который послал нам Господь, мы порою круто меняем свою жизнь. Из житий святых нам известно, что подобных озарений бывало немало в судьбах многих преподобных, святых, тех, кто, как-то по-особому услышав Слово Божие, смог решительно изменить свой привычный путь.

Так и святой князь Даниил, воспитанный в благочестии, посещая храм Божий, частенько задумывался над словами Священного Писания, которые мы с вами слышали сегодня. Они звучат так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». А кто такие  «нищие духом»? Это те, кто смиренны сердцем.

Князь Даниил отличался особым смирением сердца. Его старшие братья, всю жизнь воевавшие за звание великого князя, не раз ради этого приводили захватчиков в русские земли, однако титул удержать не могли – он переходил от одного к другому. Князь Даниил не раз страдал от них, но умел смиряться. И когда князь Андрей в очередной раз привел захватчиков, которые заполонили Москву, и князья собрались, чтобы осудить его за это, то Даниил, единственный, встал и поцеловал его.

«Во имя святой Руси!» – эти слова отца, благодаря которым князь Даниил подтвердил его авторитет, стали напоминанием и о том, что нужно объединяться, стараясь забыть о ежеминутном успехе во имя главной цели – единства и целостности Руси. Потому что лишь тогда ее можно сплотить и возвеличить…

Именно его благочестие было положено в основу маленького княжества Московского, что находилось тогда на задворках, отчего старшие и более амбициозные братья уступили его младшему князю Даниилу. Он  смиренно начал отстраивать свое Отечество. Возвел первый монастырь, первый храм Спаса-на-Бору... Положил  свое благочестие в основу жизни своего маленького княжества, которое со временем выросло в город Москву – ныне огромный, знаменитый, богатый. Однако в основе его сегодняшнего процветания лежит личное благочестие одного человека – первого князя московского.

Но мы почитаем его не только как основателя Москвы, но и российской государственности. А еще как миротворца. Ведь не случайно в то время, когда он родился, на земле воцарился 30-летний мир – впервые в истории России, впервые на протяжении всего того смутного, тяжелого, военного периода. И мир этот был тоже обязан личным молитвам, личному благочестию святого благоверного князя Даниила.

Вы можете спросить: какое отношение все это имеет лично к нам? В том-то и дело, что именно личное благочестие каждого из нас более всего и потребно. Если мы живем именно так, то наши близкие, глядя на нас, тоже начинают тянуться к вере и укрепляться в ней, просвещаясь светом евангельским.

Даже после смерти наше личное благочестие может послужить основой дальнейшей жизни наших родных. Священное Писание говорит о том, что за грехи человека Господь наказывает его род до третьего колена. А за праведную жизнь благословляет до восьмого!

Вот почему сегодня, вспоминая князя Даниила Московского, мы прославляем его за личное благочестие, молитвы и труды. Мы вспоминаем и о том, что живем во многом благодаря молитвам и трудам тех святых, которые вымаливали у Господа, чтобы их далеким потомкам жилось хорошо.

И если хотим, чтобы вокруг нас тоже все менялось к лучшему, давайте начнем с себя. Святые отцы говорят: если хочешь кого исправить, начни с себя самого.

Внимая благочестивым примерам наших предшественников, таких, как святые князья Александр Невский и Даниил Московский, как преподобный Сергий Радонежский и многие другие, давайте жить благочестиво. И тогда все вокруг нас тоже начнет меняться к лучшему: как в нашей собственной жизни, так и в судьбах наших близких. И если кто-то из них бросит пить и потянется к храму, то это дадут знать о себе наши труды, которые Господь никогда не оставит, а всегда исполнит по сердечной молитве нашего сердца... Аминь!

Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов), 12 сентября 2007 год.