Смерть как часть бытия

Современная культура не любит думать о смерти. Во всяком случае, господствующая культура. А господствует сегодня в мире (по крайней мере, в его медийном пространстве), как известно, культура, которую, обобщая, называют западной. И настолько эта культура не любит думать о смерти, настолько хочет забыть о ней, что становится ясно: человек западной культуры смерти всерьез боится. Он не хочет не то что думать о ней  он не хочет о ней помнить. Точнее, хочет забыть. Поскольку бог комфорта и всяческих удобств, которому молится сегодня добрая половина мира, подразумевает жизнь именно и только здесь, среди бесконечных приспособлений, служащих твоему удобству.

А поскольку западный человек боится смерти, он хочет каким-то образом от этого страха избавиться, сублимировать этой страх (поскольку страх тоже некомфортное чувство, а значит, нарушение основного принципа этой культуры). И вот он (в лице своего главного и почти единственного идеолога  Голливуда) начинает смеяться над смертью и мертвыми. Начинает пародировать и смерть, и мертвецов. И идут по экранам десятки и сотни фильмов про зомби, в которых эти самые зомби всегда оказываются врагами живых людей. То есть нас с вами.

Надо ли говорить о том, насколько это  трусливая и подлая ложь о смерти? Души наших усопших, нуждающиеся в нашей молитве, нашей памяти, нашей любви, предстают на экранах безобразными чудовищами, в которых надо стрелять, стрелять, стрелять из всего, что стреляет… Которых надо убивать во второй раз, пулями разбивая их головы. И это понятно: убивая мертвых, они как бы убивают смерть. Во всяком случае, они так думают, они на это надеются.

Причина подобной трусости, думаю, очевидна: человек, отрицающий Бога и вечную жизнь (то есть всю духовную, а это значит, главную, сферу своего бытия), остается с жалким обрывком всей полноты жизни  только с жизнью физической, земной, посюсторонней. С видимым миром, позитивистской реальностью, которая нас окружает. Если за гробом нет НИЧЕГО (а что еще обиднее  вместо тебя вырастет лопух, как говаривал известный герой Тургенева), то сам момент смерти становится абсолютным и окончательным уничтожением. Уничтожением ТЕБЯ… Да что там тебя  МЕНЯ!..

Поэтому так девственно-чист ужас людей, оказавшихся вдруг рядом с внезапной смертью во время терактов: они уже совсем забыли о том, что смерть существует, они живут для полноты собственного ежедневного удовольствия, а им грубо и бестактно об этой самой смерти напоминают. Говорю это не с иронией, конечно (да и какая тут возможна ирония!), но все же с некоторым недоумением: разве мы не знаем, что смерть существует? Что она подстерегает (во всяком случае, может подстерегать!) каждого из нас за любым поворотом нашего пути?

А вот, получается, не знаем, не помним, не хотим думать и верить.

Да, мы знаем, что в мире существуют катастрофы, но уверены, что погибнем не мы. Да, мы помним, что случаются даже теракты, но убеждены, что убьют не нас. Ну, конечно, в жизни есть куча разных болезней, но не мы заболеем – мы знаем об этом!.. Заболеют другие.

И эта абсолютная неготовность к смерти  главная ахиллесова пята любого живущего человека. Ну, или почти любого.

…Потому что, когда Свечкины переехали в Рогожино, Петр Петрович постепенно начал понимать, что все же существует и иное отношение к смерти. Не то чтобы христианское, когда ты каждую минуту должен быть готов к жертве за свою веру, за ближнего (это слишком высоко, слишком идеально и требует всегдашней готовности, постоянного напряжения всех твоих духовных сил!), а, скажем так, обыденное, природное. Крестьянское.

Начнем с того, что сельский человек не просто видит смерть своих животных, своих птиц,  он в ней участвует. Притом самым непосредственным образом. Курица стареет и перестает нести яйца  ей надо когда-то рубить голову и отправлять в суп. То же касается уток, гусей, индеек. Не вечны козы и даже коровы. А такие существа, как кролики или овцы, так и вообще выращиваются исключительно на мясо.

Это городской житель (а особенно жительница) может не связывать в своем утонченном сознании кусок любимой колбасы с живой свиньей, а классический бараний шашлык  с овцами, пасущимися на поле. Городскому жителю простительно. А житель деревенский эту связь прекрасно ощущает.

Естественно, что оканчивать жизнь своих питомцев приходится самому хозяину. И странно бы было, если бы это было иначе. Нет, конечно, за долгую жизнь Петру Петровичу приходилось слышать о мужчинах, которые, например, не могли отрубить голову курице и чуть ли не падали при этом в обморок. Но знал он также и о том, какие чувства вызывали подобные мужчины у окружающих. В лучшем случае это было удивление, а обычно  просто презрительная усмешка.

(Исключение в этом деле составляли большие и сильные животные: тут во все времена нужны были и опыт, и умение, которые не всегда наличествовали у хозяина. Позвать знающего соседа заколоть огромного борова, который от смертного ужаса мог натворить в хозяйстве немало бед и даже кинуться на людей, было не стыдно. Ведь цель была сократить до минимума мучения самого животного и неудобства его хозяев).

В общем, борова Свечкины заводить не собирались, а с остальными своими питомцами Петр Петрович решил, как настоящий теперь уже сельский житель, управляться сам, буде это понадобится. И это понадобилось.

Началось все с кур.

Кур Свечкины купили прямо в первое лето, ближе к осени. Куры были какой-то симпатичной коричневой масти и, как говорили продавцы, настоящие несушки.

Поначалу они действительно несли яйца и даже весьма неплохо, но потом, с наступлением холодов, дело как-то застопорилось. А потом и вовсе остановилось. Соседи, призванные для совета, сразу определили: курам в сарае, где они жили, просто-напросто холодно. А что было делать? На строительство теплого курятника у Свечкиных не было ни денег, ни сил, ни особого желания.

А куры тем временем потихоньку сдавали. Вот одна из них уже не смогла встать утром. Петр Петрович почитал литературу (интернета в сегодняшнем понимании еще не было), купил лекарства и шприцы и начал спасать своих несушек.

Эту картину надо было видеть! Утром, набрав в шприц лекарство прямо в доме, Петр Петрович шел через сад к сараю, подняв шприц наподобие копья к небу, чтобы этим самым копьем поразить недуг, мучающий его питомиц. В это время он сильно напоминал известного Рыцаря печального образа. Тем более что особо и радоваться было нечему.

Но то ли копье было недостаточно велико, то ли лекарство как-то не пришлось несчастным птицам, только дело птицеводства становилось все хуже. Одна за другой все новые куры обезноживали и уже не могли подняться.

Довольно быстро настало время, когда Свечкины задумались, не пора ли сменить стратегию лечения. Тем более что одна курица к этому времени уже в буквальном смысле откинула ноги. Анна Ивановна обратилась за советом к всезнающему соседу Михаилу. Михаил подумал и ответил, что одно очень хорошее лекарство ему известно. «Какое?»  с надеждой вопросила Анна Ивановна. «Топор»,  ответил Михаил…

Так вот и пришлось Петру Петровичу взять в руки топор, чтобы спасти хотя бы оставшихся кур. Спасти если не для их собственной жизни, то хотя бы для жизни семьи.

Еще у Свечкиных были кролики. Странные существа, к которым ты как-то не можешь привыкнуть. Во всяком случае, привыкнуть настолько, чтобы их полюбить. Всю свою жизнь они заняты одним, нет, двумя делами. Первое и главное их дело  они грызут. Грызут все, что им попадается на зуб. Грызут всегда, даже, кажется, ночью. А второе дело  они размножаются. И делают это тоже быстро. Буквально как кролики.

Свечкины держали кроликов несколько месяцев, а потом им надоела эта потенциально доходная деятельность. Во-первых, они поняли, что не так уж и любят крольчатину. Во-вторых, кроличьи шкурки (тоже ведь важная статья дохода для кролиководов!) требовали такой тщательной и тонкой выделки, что Свечкины, прочитав однажды руководство по выделке, убедились, что это занятие  им точно не по силам.

Охладев к великому делу кролиководства, Свечкины не могли придумать ничего иного, кроме как всех кроликов съесть. Тем более что вопрос, чем накормить семью в каждый из дней, всегда стоял перед этой самой семьей в полный рост. Во всяком случае, в описываемые трудные годы.

С кроликами расправиться было просто: по совету соседа (который этих кроликов держал долгие годы) Петр Петрович просто стрелял им в лоб из пневматического пистолета. Дело в том, что у кролика очень тонкая и нежная лобовая кость. Поэтому любой сильный удар в кроличий лоб оканчивает жизнь животного мгновенно.

А вот с козами вышла совсем иная история…

Во-первых, и сами козы  это вам не куры и не кролики. Это существа по-настоящему высокоорганизованные, существа со своими характерами. А во-вторых… Во-вторых, Свечкины любили своих коз.

Как мы помним из предыдущего, летом Свечкины водили Асольку в общественное стадо к козлу. А месяцев через пять (то есть следующей зимой) Асолька принесла в семью козленка. Его назвали Афонька.

Афонька был живым и любопытным, как любой детеныш. Его поселили в комнату возле входа, соорудив для него специальный ящик (оставлять его в сарае со взрослыми козами было в морозную зиму невозможно  он бы просто замерз). Но из ящика его часто выпускали побегать, и тогда Афонька носился по всему дому, взбирался на скамью и смотрел, что интересного и вкусного есть на кухонном столе, забирался на какое-нибудь возвышение и потом начинал в панике пронзительно блеять, требуя, чтобы его оттуда сняли…

В общем, до поры-до времени Афонька пользовался всеми привилегиями детства. Но…

Но надо было думать и о будущем. Афонька, как ни крути, был козленком, а не козочкой. А это значит, что вырасти он должен был во взрослого козла. Что такое взрослый козел, многие из читателей знают. А кто не знает, сообщаем, что пройти летом мимо двора, в котором живет взрослый козел, возможно только при одном условии  если вы покрепче зажали нос и задержали дыхание. То есть «козел вонючий»  это не фигуральная, а буквальная формула. Констатация факта.

Да и держать в своем дворе, скажем, козла-производителя Свечкины как-то не рассчитывали. А что еще от него, как от козла молока, получить можно?

Пока шла весна, время терпело. Пришла пора, потеплело, и Афоньку перевели в сарай, вместе со взрослыми. Он был существом безобидным (хотя любил бодаться) и вообще особых хозяевам забот не приносил.

Наступило лето. Козы перешли почти полностью на подножный корм. Афонька пасся вместе со всеми. Траву он ел с охотой и даже с жадностью. В какой-то период Петр Петрович начал замечать, что живот Афоньки как-то уж слишком надулся и больше похож на барабан.

То ли интуиция Свечкина-старшего сработала, то ли голос свыше прозвучал… В общем, Петр Петрович как-то решительно и быстро зарезал Афоньку. Это было несложно, поскольку за полгода тот не успел так уж сильно вырасти. Но что же показало вскрытие? Оказалось, что пищеварение козленка нарушено, и буквально в ближайшие несколько дней его ждала смерть от кишечной непроходимости по свидетельству приглашенного ветеринара. А тогда его бы просто пришлось отвезти подальше в лес, вырыть яму и закопать. Вот и не верь после этого предчувствиям…

Оставались еще две взрослые козы, с которыми Свечкины пока что не собирались расставаться. Но, как известно, человек предполагает…

Внезапно Анна Ивановна стала как-то неважно себя чувствовать. И даже падать в обмороки. Анализ крови оказался весьма необнадеживающим. Когда профессор-гематолог начала интересоваться образом жизни Анны Ивановны, она пришла в состояние гнева: козье молоко каждый день?! Утром, днем и вечером?!! Да вы что, пещерные люди?.. Ну и т.д. Оказалось, что именно Анне Ивановне по ее показаниям никак нельзя было пить козье молоко каждый день. А остальная семья его уже давно перестала пить, поскольку надоело. В общем, девать эти ежедневные три литра просто некуда. И что теперь делать с козами, которых ведь надо кормить, за которыми надо убирать?..

Асольку, уникальную зааненскую козу, вскоре удалось пристроить к знакомым в большое, почти фермерское, личное хозяйство. А Косульку никто не хотел брать, поскольку ничем особенным она не выделялась среди козьего племени. Что называется, рядовой его представитель. Просто некому было взять Косульку.

В общем, участь Косульки была решена на семейном совете. И это была грустная участь. Как ни храбрился Петр Петрович, как ни крепился, но этот вечер остался в его памяти весьма нерадостным воспоминанием. Видимо, коза что-то почувствовала, поэтому Свечкину пришлось попотеть в ее загоне. Как с тем пресловутым боровом, который заранее чувствует свою смерть и сопротивляется всеми силами.

Конечно, Петр Петрович ни за что бы не позвал на помощь кого-то из соседей  это он всегда считал ниже своего достоинства. И, конечно, в конце концов он справился со своей задачей. Но осадок какой-то грусти остался.

Так о чем мы?

О том, что в крестьянской жизни смерть твоего домашнего животного  это часть его и твоего бытия. Вечного крестьянского круговорота жизни и смерти. И всякий нормальный крестьянин всегда относился к таким смертям именно как к необходимой и естественной части общей и единой в своих проявлениях крестьянской жизни.

Но естественность и необходимость смерти твоих коз, коров, лошадей, этот непрекращающийся круговорот начал и концов, рождений и смертей своим молчаливым языком говорит и тебе, человеку, о твоем пути в этом мире. Естественном пути.

Оттого-то так спокойно относились наши предки к смерти. Оттого заранее готовили себе одежду, а то и домовину, которую держали до поры где-нибудь на сеновале. Но, сколачивая себе гроб, точно так же, как и все остальные, выходили на покос, на пашню, на жатву. К смерти готовься, а хлебушек сей. Потому что с твоей смертью не заканчивается жизнь.

Ни твоя, ни народная.

В.Ю. Малягин

Продолжение следует ...

См.: начало