Нравственные ценности проистекают из человеческой природы

11 декабря 2015 года в Патриаршем зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с представителями Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Открывая мероприятие, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молодежи со словом, в котором, в частности, сказал:

Базисные ценности  это те ценности, которые проистекают из человеческой природы, то есть, в первую очередь, ценности нравственные. <…> Нравственность всегда первична по отношению к законодательству. Тем из вас, кто связывает себя с законодательной деятельностью, нужно ясно понимать: все законы вырастают из нравственности, из представлений о справедливости. Ведь что такое справедливость? Это отображение нравственного чувства. Это же не умозрительная система  это сердце реагирует, причем не нужны никакие рациональные определения. Человек сам понимает, что сталкивается с несправедливостью  в быту, в общении, в транспорте, в ЖКХ, где угодно. Рационально мы это не описываем, всем и так все ясно, потому что это чувство проистекает из нашей природы. Что противоречит нравственной природе человека, то и несправедливо. Вот были несправедливы законы апартеида, законы фашизма, люди это чувствовали и против этого боролись.

Поэтому нужно помнить, что нравственность всегда первична, а право из нее произрастает. Сейчас мы вступили в совершенно особую эпоху: впервые за всю историю человеческой цивилизации право бросает вызов нравственному чувству. Я имею в виду принятие целого ряда законов в странах Запада, которые касаются однополых «браков». Нас убеждают, что все в порядке, но нравственное чувство говорит: нет, это не так. Мы не судим таких людей, тем более никому не дано право их преследовать. Но поелику это расходится с нравственным чувством абсолютного большинства, то очевидно, что законы не могут оправдывать и вводить в систему права то, что расходится с фундаментальными нравственными принципами.

Я глубоко убежден в том, что если все политические партии в нашей стране будут соотносить свою правовую деятельность и политическую практику с отстаиванием фундаментальных нравственных ценностей, то наш плюрализм будет работать во благо. Мы будем сохраняться как народ, как общество, как государство вне зависимости от того, кто выиграет очередные выборы, парламентские или президентские. У нас будет гарантия исторического существования. Думаю, это самый главный вопрос, касающийся политического будущего нашей страны.

<…> Очень важная тема  тема свободы. Господь создал нас действительно свободными. Очень часто люди говорят: «В Бога не верим, потому что в жизни много несправедливого». Помните у Карамазова про слезу ребенка: «Как же так? Где же Бог? Если бы Бог был, разве бы Он допустил? А если Он допускает, значит, Его нет». Но почему-то никто не задумывается о том, что если Бог создал нас совершенно свободными, то всякое вмешательство, включая пресечение наших человеческих бесчинств,  это вмешательство в нашу свободу.

Это удивительный алгоритм человеческой жизни, исполненной свободы от Бога. Конечно, в какие-то моменты жизни Господь может вмешаться, – например, по молитвам матери, спасая ребенка, по нашим молитвам, в каких-то иных обстоятельствах. Но мы свободные люди и, выбирая добро или зло, действуем свободно. И когда нам говорят, что свобода выбора есть абсолютная ценность, я с этим не согласен. Какая абсолютная ценность, если человек избирает зло, если в результате свободного выбора он наносит боль другим людям, провоцирует войну или совершает другие беззакония? Поэтому свобода является Божественной нормой жизни, а вот реализация свободы  это наша ответственность.

<…>Поэтому я и говорю, что свобода  это, в первую очередь, свобода внутри человека. И от чего же мы должны быть свободны? Очень просто сказано в слове Божием: подлинная свобода есть свобода от греха. Современный человек может сразу сделать кислое выражение лица: «О чем это они опять?» О том самом, что не внешние факторы закабаляют человека,  мы сами своими инстинктами, своей похотью делаем себя рабами той или иной модели поведения, и Господь призывает нас освободиться от этой внутренней тирании.

(Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с представителями Молодежной общественной палаты и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации)

Источник: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси