О наших ошибках в пост
Лариса Николаевна! В иных православных брошюрках и в Интернете можно прочитать, что диетологов слушать не надо, дескать, они не понимают в духовной жизни и плохо относятся к посту. Вы диетолог с большим опытом. Как Вы относитесь к посту?
Я не знаю ни одного своего коллеги, который бы плохо относился к посту, утверждая, что он вреден. Пост полезен, вредно бездумное отношение к нему, когда человек пренебрегает здоровьем, напрочь забывая, что врачи даны ему Богом и к их советам полезно прислушаться.
Вот, например, в канун поста пришла на прием женщина с серьезными нарушениями пищеварения. «Чтобы не обострилась болезнь, Вам не стоит исключать молочное, поговорите об этом со своим духовником», – даю ей совет. В ответ категорическое: «Нет! Я всю неделю совсем ничего есть не буду!»
Я не берусь оценивать аскетические подвиги здоровых людей. Но если у пациента проблемы с печенью, желчекаменная болезнь, то отказ от еды и питья может спровоцировать приступ холецистита, желчекаменной болезни. Какой прок от неразумного «подвижничества», если в итоге у больной начнутся печеночные колики, если она лишит себя сил для нормальной жизни, а то и попадет на больничную койку? Был у меня случай, когда пациентка, страдающая диабетом, не сказала священнику о своей болезни, о предписаниях врача не исключать белковую пищу, попросила благословения на самый строгий пост. И получается, что диабетик, которому запрещены углеводы, ест в пост один хлеб и картошку, которые ему категорически противопоказаны. У человека зашкаливает сахар, он выключен из нормальной жизни, часто он уже не может молиться. Он попросту может умереть от комы. А потом начался ропот… Или взять случай, когда на моих глазах девочка-старшеклассница несколько раз падала в храме в обморок – она перед причастием «постилась» несколько дней на воде и просфоре.
Именно о такой ревности не по разуму говорит священник храма Рождества Христова г. Обнинска о. Владимир Войтов: «Знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю “подвижники” ходят “зеленые”, психика у них, можно сказать, “на нуле”. Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних Отцов и по общему мнению святых Отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие “экстремальные” подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: “Я не как все!.. ” Очень трудно от этого чувства избавиться».
Надо всегда помнить, что тело – это храм души, и относиться к нему нужно как к храму. Представьте, как в нашем теле накопились хронические проблемы, началась разруха: печень подводит, поджелудочная барахлит, сердечно-сосудистая система не в норме. И ведь все это плоды нашей жизни. Никто к нам не пришел извне, не положил насильно в рот ничего плохого. Господь нам не посылает болезни просто так или, как самонадеянно думают некоторые, для испытания веры, будто мы уже подвижниками стали. Болезнь-то появилась потому, что ты к своему организму так относился, много потреблял сладкого, углеводистую пищу, жареное, копченое, наедался на ночь, объедался. То есть взял и сам разрушил свой храм. И не хочешь его восстанавливать.
И еще проблема – объедение во время поста той же постной пищей. Переедают, увы, практически, все. Тогда как воздержание в пище подразумевает не только отказ от скоромных продуктов.
Если человек не понимает, что суть поста – воспитывать в себе воздержанность во всем, избавляться от излишеств, то он именно гастрономической стороне уделяет главное внимание. В итоге, придирчиво изучая этикетки продуктов на наличие там сухого молока и яичного порошка, человек может с удовольствием лакомиться «постным» майонезом (который даже в рот брать нельзя, поскольку там ядовитые трансгенные жиры, которые вреднее никотина и алкоголя), лишая растущего ребенка стакана молока, покупать ему «постные» конфеты или печенье с теми же трансгенными жирами, который называют на первый взгляд невинно – «растительный маргарин». Такой жир для растущего организма, да и для любого человека, – яд. Для человека в возрасте – огромная нагрузка на поджелудочную, на печень и на те же самые сосуды, от этих жиров повышается уровень холестерина. Так что люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы, должны в первую очередь отказаться от трансгенных жиров.
Чем лучше питаться в пост? Как-то довелось услышать: «А в чем проблема? Купил батон хлеба, намазал вареньем – и сыт».
И какие будут последствия от такого «сладкого» поста? Сахарный шок.
Да, во время поста увеличивается соблазн есть много сладкого (варенье-то постное!). Но прием сладостей увеличивает нагрузку на поджелудочную железу. Может привести к панкреатиту и сахарному диабету. Сейчас почти и не вспоминают, что в XIX веке сахар в пост не ели, считали скоромным, его заменяли медом, сухофруктами.
«Сласти рождают страсти» – эта поговорка наших дедушек сегодня почти забыта. А зря. Ведь не случайно сластолюбие приравнивается к блуду. Сладкоежку грызет внутренняя страсть, он потакает лакомству. Утрачена культура будничной и праздничной еды, и мы видим, как все больше православных не мыслят своего поста без «постных» конфет, тортиков, печенюшек и других «утешений», которые в изобилии поставляются расторопными предпринимателями. Под видом подвижничества идет неосознанное чревоугодие. Мы вроде и постимся, да все равно какие-то лазейки находим: продукты на столе все те же: колбаса, даже «копченая», сосиски, всякие изыски, только «постные», сделанные из сои с различными вредными добавками. Разве это пост?
И что же тогда есть, как правильно организовать в пост свое питание, чтобы не разрушить здоровье?
Ничего сложного здесь нет. Просто надо знать о структуре и балансе постной пищи. Чаще всего у постящихся идет перегруженность углеводистой пищей, например картофелем, а в нем огромное количество крахмала. Примерно, в феврале картофель начинает зеленеть, его обрезай-не обрезай – в нем образуется салонин, яд, обладающий токсическим действием на организм. Были случаи отравления чипсами «Московский картофель».
Лучше всего, если согласно пищевой пирамиде в основе питания будут зерновые (гречка, пшено, чечевица, овсянка, макароны твердых сортов). Крупы содержат большое количество витаминов, которые со временем не разрушаются. Овощей и фруктов в день надо употреблять от 3 до 5 порций – 500 г, имея в виду, что одна порция – это один апельсин или одно яблоко. Можно заменять их 200 г сухофруктов.
Прекрасный источник витамина С – отвар шиповника, листовая зелень, цитрусовые, все ярко-желтое: помидоры, тыква, сладкий перец.
В рационе должно быть достаточно белка растительного происхождения. Полноценные белки дают орехи, семечки, фасоль, бобы, горох, соя. Белки орехов хорошо сбалансированы по незаменимым аминокислотам. Ежедневно надо съедать около 100 г орехов (около 20 штук), что полностью удовлетворяет потребность также в растительном масле.
Чтобы не было проблем с пищеварительной системой, застоем желчи, питание должно быть дробным. Печень и поджелудочная железа не могут терпеть голода больше, чем 3–4 часа. Лучше придерживаться пятиразового питания небольшими порциями. Это профилактика холецистита, желчекаменной болезни. Пить чистой воды 1,5–2 литра в день, принимать хороший витаминно-минеральный комплекс.
Если вам из-за возраста или по состоянию пищеварения необходимо молоко, то пейте его как лекарство. Конечно, это вовсе не означает, что вы со спокойной совестью можете есть лакомства из молока, например мороженое.
Мне кажется, важнее всего помнить, что главное – это пост духовный, радость души. И если удастся в пост стать немного терпимее к ближним, а на телесном уровне отказаться от вредных привычек – есть много мучного, наедаться на ночь, объедаться, – то это будет маленькой, но значимой победой над собой.
Я бы закончила словами игумена Алипия (Светличного): «Поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести!»
Беседовала Алла Добросоцких
Фото Аллы Добросоцких, газета «Даниловцы» № 43, март 2013 г.