О любви к ближним, вампирах и домоводстве

Юлия Кулакова

…В моде нынче «исповеди бывшего кого-нибудь», и иногда тоже хочется написать что-нибудь по теме: как говорила незабвенная героиня незабвенной оперетты, «весь город сходит с ума – и я не хочу отставать».

Поможет ли шоппинг от нечисти

Например, «каминг-аут (слово «исповедь» трепать-таки не хочется) бывшей ходильщицы по складам церковной утвари и выставкам-продажам». Чего там только не узнаешь! Вот, например, браслетики, на которых криво налеплены маленькие, плохо пропечатанные иконы. Иконостас целый на руку.

– Что это?
– Это оберег от сглазу! Берите лучше деревянные!
– Почему? – спрашиваешь, уже не предвкушая ничего более интересного, но реальность превосходит ожидания:
– Потому что это из осины, понимаете?
– Нет…
– Так они же от вампиров!
– Да вроде не нападали пока… – и боязливо пятишься к следующему прилавку.

А там тебе уже предлагают «пищевой ладан всего за сто рублей».

– А зачем ладан есть?
– Как же Вы не знаете? Сразу видно, что нецерковная! – горячится продавец.  – Объясняю. Если каждое утро есть кусочек ладана, будешь изнутри светиться и бесы будут бояться!

Наскоро вспоминаю жития отцов-пустынников и девы Иустины, от которых как раз нечистые бегали. Святые ночами молились, строго постились, но про ладан в житиях ни-ни. Нецерковные, что ли, жития писали… переводишь разговор:

– Ой, у Вас брояницы есть? Красивые какие… и всегда молиться можно…
– Это церковный амулет! – недовольствует продавец. – Это не молиться, это на руку надел – и никто не тронет!

От всех ли книг есть польза

А еще можно написать от лица «бывшей чтицы брошюр». Только что пришедший в Церковь, как известно, отличается повышенной восприимчивостью и ради Бога любые горы свернуть готов – без этой силы «первой любви» к Богу, действительно, никуда. Но что происходит, если  ему попадаются не книги серьезных авторов, а нечто, бесконтрольно написанное кем-то, кто сам едва переступил порог храма, «от ветра главы своея»? Мне, помнится, попадались особенно про хозяйство. Про то, что дети должны «держаться в черном теле», никаких подарков им не покупать, одежду – лишь обноски, и целыми днями только работать и работать, и ни за что не оставлять ребенка одного – это делает его эгоистом. Слава Богу, было противоядие в виде литературы о монашестве (к которой сейчас столько претензий предъявляют), из которой я хорошо видела то, что подтверждал и мой личный опыт: у человека должно быть личное время и пространство. Время подумать, осмыслить, келейно помолиться. Время, за которое в голове разложится по полочкам обретенный опыт. Время подумать о прошедшем дне, о своих ошибках или открывшихся возможностях. Вели дневники святители, вели переписку преподобные и их новоначальные послушники, а мои всемерно любимые новомученики Оптинские по свидетельствам собеседников прямо говорили о необходимости времени наедине с собой и с Богом – уж вот кого, думаю,  никто не посмеет обвинить в тунеядстве или эгоизме.

Христианка – раба Божия, а не произвола

Особое место отводилось в хозяйственных брошюрках, разумеется, женщинам. Женщина должна всегда сидеть дома и вот, оказывается, почему. «Если жена дома – она всегда приготовит обед, не надо тратиться на обед на работе. Если жена не ходит на работу – ей не надо покупать вещи, одежду, а это большая экономия семейного бюджета! Ее обязанности по дому круглосуточны; хозяйка не отдыхает: если каким-то образом появилась свободная минута, она должна быть занята рукоделием!» – цитирую практически дословно одну из книг по «православному домоводству».  И – вот он, мой каминг-аут: я даже какое-то время верила этой брошюре. Пока применяла ее к себе. Но когда попыталась мысленно применить к сестрам по вере – пыл угас. Первой моей христианской книгой был подаренный мне игуменией любимого монастыря репринт дореволюционного издания «Женщина-христианка», настоящий гимн христианкам, после которого хочется жить.  И дух «домоводства» особенно с  желанием автора попросту сэкономить на женщине, неумело и кощунственно прикрываемым вроде бы заботой о спасении, резко контрастировал с любимой книгой. Да и попросту представить себе жену христианина, запертой в четырех стенах без приличной одежды для выхода на улицу и без разрешения хотя бы обдумать, что происходит… Не вязалось это даже со старыми  лубочными нравоучительными картинками, где добропорядочный обыватель изображался не только набожным и внимающим проповеди священника, но и неизменно привозящим  жене и детям подарки, вывозящим их «на люди» и устраивающим веселые семейные праздники.

Совершенно неясно было из  «домоводства», что будет, если такая хозяйка вдруг заболеет; впрочем, в конце там было что-то про необращение к врачам и лечение только народными средствами – я уж и дочитывать не стала. Но успела прочитать про то, что женщина, хоть что-то не умеющая по дому, не имеет права ни на малейшее хорошее отношение. Платком по углам проведи: если там осталась пыль – плохая хозяйка! В прежние времена бы пороли! А прежде чем жениться – узнай, как готовит…

Мне живо представилось, что будет, если в моем доме кто-то попытается провести платком по углам, равно как и вмешаться в любое другое семейное дело. Платок, скорее всего, останется в порядке, а вот всунутый не в свое дело нос…  Но описывать это было бы неполезно. Затем как-то само поразмышлялось на тему, зачем некоторые люди пытаются под видом «душеспасительных книг» протаскивать книги о некоторых нравах дореволюционной деревни, с которыми на местах боролась именно Церковь. Именно Церковь возвышала голос против жестокости, против безобразного отношения к женщинам и детям, против умучивания людей непосильным трудом, против невежества, отказа от культуры и грамотности якобы в пользу «работы».  Против – кстати – любопытства, сплетен и нецеломудренного влезания в чужие семейные дела. Против того, чтобы видеть в браке только «приобретение хозяйки в дом». За «исправление» ближнего не ударом, но примером любви.

Много что есть у нас в прошлом. Рассказывали мне историю одной семьи, где свекры женщину выгоняли на общие работы, а больного ребенка оставляли дома одного, не позволяли лечить – некогда, да и затратно. Когда таким образом погиб уже третий ребенок – только тогда супруг решил отделиться от отца и матери, и рожденные далее дети выжили, их потомок и рассказал мне эти факты. А вот пример из нынешней жизни: у сына прихожанки уже третий развод. Избил жену по требованию матери за то, что сноха не пришла в пять утра к свекрови на огород. Она в пять утра и позвонила: что-то не спится, идем копать! А невестка посмела ослушаться – она, барыня этакая, поздно легла и хотела еще часок поспать перед работой… Попытка священника что-то уладить не увенчалась успехом: прихожанка требовала «почитания отца и матери», а сын согласно кивал. О почитании, прежде всего, Бога как  Бога и о любви к ближнему слушать никто не стал.

Не любишь ближнего – не любишь Бога

«Узнать, как готовит»… Много в этом совете практичного, но много ли христианского? Тогда же вспомнилась мне одна история, которой и хочу поделиться. И которая видится мне как раз христианской, хотя ее герои в то время еще мало знали о Христе.

Жил-был на свете молодой архитектор талантливый. Полюбил он молодую талантливую однокурсницу. Но вот беда: хозяйка она была... В общем, как в анекдоте: «Мама, муж просит поставить чайник, а в кулинарной книге про это ни слова!!!» Но не растерялся молодой архитектор. И женился. А на следующий день после студенческой свадьбы говорит жене: «Оль, что-то я хочу фрикаделек...» Оля в слезы: «Ты же знаешь, что я...» А молодой муж ей: «Что ты, что ты! Я у мамки видел, как она готовила, и рецепт вот в доме есть, давай вместе попробуем! Так, берем фарш...» И весело, с шутками да прибаутками, вместе накатали этих самых фрикаделек, наварили и наелись. На следующий день другой рецепт освоили.

Сейчас герой нашего рассказа – пенсионер, ушедший на заслуженный отдых с поста ведущего архитектора очень солидной компании. Дети, внуки... А жена его – давно уж домохозяйка. Уж больно понравилось ей вместе с мужем хозяйству-то обучаться, вот и обучилась на «отлично». А по праздникам к ним вся родня собирается. Ведь лучше бабушки Ольги никто не готовит во всем семействе!

«Когда мужик не Блюхера/ И не милорда глупого – /Белинского и Гоголя/ С базара понесет?» – учили мы в школе наизусть строки Некрасова.  Переводя на нашу тему – радостно, что в наше время всё меньше таких брошюр (по крайней мере, как это видится мне) и всё больше молодые ребята «несут»  не «браслеты от вампиров», а Евангелие и стараются иметь серьезные знания о своей вере. Может, и изживет себя «дикая деревня» и не нужны будут «исповеди бывших …» – ни настоящие, когда человек, действительно, шел ко Христу, а столкнулся с бедой, ни поддельно-коммерческие. Потому что прежде всего будем помнить о любви к Богу и любви к ближним.

«Кто говорит: "Я люблю Бога", – а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4, 20–21).