Доброе принимайте, худое – отвергайте

Священник Вячеслав Пушкарев

С отцом Вячеславом Пушкаревым, главой миссионерского отдела Иркутской епархии, мы познакомились, когда приехали с семьей на конференцию протестантов, перешедших в православие. Именно этот священник несколько лет назад встречался с нашими друзьями-неопятидесятниками, после чего вся община во главе с пастором Игорем Зыряновым приняла истинную веру.

С первой встречи отец Вячеслав поразил нас открытостью, эрудицией и энергией. Сразу начал общаться как с давними друзьями, провел экскурсию по своему храму Святой Троицы в поселке Хомутово (даже на колокольню сподвиг подняться), рассказывал истории и делился планами на будущее. При этом он успевал уделять время бесконечным прихожанам, подходящим благословиться после вечерней службы, каждого называл по имени-отчеству, справлялся о делах и передавал поклоны родным.

Спустя время мы вновь встретились с отцом Вячеславом и побеседовали о его пути к священству и об отношениях с инославными.

 Отче, пять лет назад благодаря Вам группа протестантов перешла в православие. Расскажите, как это произошло.

 Они приняли Православие благодаря Богу, а не благодаря мне. Господь побудил их искать ответы на вопросы о православии, и они обратились в один из храмов нашего благочиния. Я увидел, что это нормальные искренние люди, которые находятся в заблуждении и хотят узнать правду о православной вере.

Я и до этой встречи хорошо был осведомлен о том, кто такие современные протестанты и неопротестанты, знал все течения и движения. Дело в том, что незадолго до своего обращения я общался с пятидесятниками, баптистами, харизматами, мне было интересно, чем они дышат. В 90-е годы работал на телевидении, делал интервью с ними. И уже тогда замечал, что в целом это честные, хотя и заблуждающиеся ребята. Впрочем были среди них и нездоровые люди.

Когда я столкнулся с группой отца Игоря Зырянова (который тогда еще не был священником), как говорится, протянул им руку дружбы. Мы устроили что-то вроде лекций, я приезжал к ним, мы пили чай, разговаривали. Я много рассказывал им о нашей вере, разрушал стереотипы, отвечал на вопросы, знакомил с историей Православия.

В итоге после всех этих визитов они сказали: «Что нам мешает стать православными?» Того, кто не был крещен, мы окрестили, тех, кто уже принимал когда-то это Таинство, присоединили к Церкви.

Члены общины теперь прихожане храмов. Двое лидеров  Игорь Зырянов и Максим Гаськов – сейчас православные священники, отец Игорь еще благочинный и глава центра «Путь к дому», работающего с протестантами.

 Как лучше всего рассказывать протестантам о Православии?

 Могу предложить свой проверенный способ (смеется). Протяните им руку дружбы, как это когда-то сделали мы. Доброе берите, от плохого бегите. Дружба учит понимать чужую душу как свою, рождает сочувствие и любовь. А любовь возвращается обратно. Дружить вообще можно со всеми, только греха не надо делать.

 Отец Вячеслав, истории о поиске Бога всегда интересны. А как вы сами стали христианином и священником?

 Молился Богу с детства. Из-за неуемной любознательности я рос шкодливым мальчишкой. Бывало, взрывал и поджигал что-нибудь, за что мне доставалось от отца. Когда понимал, что меня вот-вот накажут, прятался и просил: «Господи, помилуй!» И если забывал помолиться  обязательно наказывали.

Осознанный интерес к Православию появился, когда служил в армии в Тбилиси. Однажды зашел в кафедральный собор и когда вышел оттуда, понял: все, моя жизнь перевернулась.

Интересно, что в библиотеке нашей части я обнаружил много информации о православной вере. Эти данные нашлись не где-нибудь, а в Большой Советской Энциклопедии. Решил посмотреть, что означает слово «епископ» и поразился, сколь много там всего написано о Церкви и ее Таинствах. Идеологический налет игнорировал, а факты жадно черпал. Можно сказать, самое первое образование получил, благодаря этой книге.

После службы в армии отучился в мореходном училище, затем в университете, который окончил экстерном, работал в школе учителем истории. За время учебы завел семью. Моя супруга Анна, с которой знали друг друга с детства, тоже была верующей, вместе мы ходили в церковь, потом я был рукоположен в диаконы.

Мне было 28 лет, когда меня вызвал к себе Владыка и сказал: «Жатвы много, а делателей мало. Хотите стать священником?» Супруга пообещала, что согласится с любым моим решением, и я решился принять сан. С 1997 года я настоятель храма, с 1998  начальник миссионерского отдела, с 1999 руковожу Верхоленским благочинием, куда сегодня входит четыре района.

 Какое время после принятия сана было для Вас самым сложным?

 Первые несколько лет были очень непростыми. Я на себе почувствовал, каков священнический удел. Многим неосведомленным сегодня кажется, что попы живут спокойно: только кадилом машут и живот наедают. На самом же деле служение – это тяжелый путь, нередко связанный с материальными трудностями и душевными страданиями. Это переживания, которые случаются, когда сталкиваешься с открытыми душами людей. Когда видишь, какие люди и каков ты сам, остро чувствуешь свое недостоинство. Не понимаешь, как ты вообще попал на это место. Начинаешь переживать – не из-за трудностей, а именно из-за душевных терзаний, чувствуешь большую внутреннюю боль. Но это все поначалу. Потом переживания проходят. Господь успокаивает, дает духовные радости, дарует плоды служения: строятся храмы, растет число прихожан, люди меняются к лучшему.

 Отец Вячеслав, Вы знакомы и общаетесь с известным в православном мире миссионером и монахом отцом Иоакимом (Парром) из США. Как произошло знакомство с ним?

 Мы познакомились через моего бывшего прихожанина, он был отличный специалист, которого пригласили на работу в Америку. Этот человек остался там жить, посещал православный храм, со временем стал священником, а затем принял монашество. Он 6 лет подвизался в монастыре у отца Иоакима (Парра), через земляка мы и познакомились. Когда отец Иоаким приезжает в Москву, мы встречаемся, беседуем. Если нужно, я обращаюсь к нему по каким-то духовным вопросам, благо современные средства связи это позволяют.
Отец Иоаким – очень сильный монах и большой духовный труженик, ему за 70, и он тяжело болен, при этом он проповедует христианство, где только можно, и призывает к этому всех православных.

 А Вы несете это его послание своим прихожанам? Они у Вас миссионеры?

 Конечно, несу. Только наш народ очень сложно раскачать. Но потихоньку-полегоньку люди рассказывают о вере близким, приводят в церковь семьи, а потом и друзей. Так что миссионерская работа на приходе ведется.

 Обсуждали ли Вы с отцом Иоакимом последние международные события?

 Нет, мы никогда в беседах не касались подобных тем.

 По Вашим наблюдениям, чем православные американцы отличаются от православных россиян?

 Когда я был в США, у меня сложилось впечатление, что большинству народа абсолютно все равно, что происходит в мире. Только малая часть американцев интересуется международной обстановкой. Россияне же, напротив, интересуются всем и всегда.

Что до отличий… Для православных США большая беда  не сходить в воскресенье в церковь. Впрочем, не только для православных. Даже в самом маленьком городке множество церквей различных деноминаций, и в выходной массы народа отправляются на богослужение: потоком идут амиши, баптисты, пресвитериане, копты и, конечно, православные. У нас такого потока среди православных пока не наблюдается. К сожалению.

 А чему американским верующим стоит поучиться у нас?

 Искренности и жертвенности. В США легче быть верующим. Приведу только один пример. Когда ты отдаешь десятину в церковь, на приходе тебе выдают чек, который ты прикладываешь к налоговой декларации, и эта сумма не облагается налогом. Получается, верующим там быть выгоднее, чем неверующим.

 Отец Вячеслав, как Вы считаете, все, что сегодня происходит в мире и в России, поможет нам измениться: поднять сельское хозяйство и промышленность, стать более духовными и нравственными?

 Есть хорошая поговорка: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

 Вроде бы гром грянул уже.

 Это не гром, а так, раскаты. На самом деле нашему обществу необходим хороший толчок, чтобы мы встряхнулись и взялись за ум. А в общем все просто: россиянам нужно стать христианами. Тогда все мы будем честно жить и хорошо трудиться. И тогда, возможно, Господь по милости Духом Святым откроет нам тайны науки, которые пока еще скрыты. Мы получим уникальные технологии, которые помогут создать экологичную эффективную промышленность, которой нет ни у кого в мире.

 Дай Бог, чтобы так и произошло.

Отец Вячеслав Пушкарев

Досье:

Родился в 1967 году.
Потомок шорских казаков Пушкаревых и франко-швейцарского дворянского рода Шевалье.
Воцерковился в 1993 в храме Святого Софрония Иркутского (г. Усть-Илимск Иркутской области).
Во время учебы в ИГУ 6,5 лет преподавал историю в средней школе.
В 1995 рукоположен в диаконы, через четыре месяца  в иереи.
В 1997 исполнял обязанности клирика Знаменского Кафедрального собора Иркутска, был представителем Иркутской епархии в ВС и МВД.
В этом же году был назначен настоятелем разрушенного храма Святой Троицы села Хомутово.
С 1998  руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии, с 1999  благочинный Верхоленского церковного округа. 
Протоиерей. Награжден орденом Сергия Радонежского III степени, медалью «За объединение УОБАО и Иркутской области». 
Женат. Имеет семерых детей. 
Окончил мореходное училище, Иркутский государственный университет, Тобольскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию. Аспирант КДА и ИГУ, старший преподаватель вуза.
Активный публицист, автор учебника по краеведению «История земли Илимской» и брошюры «Гербалайф & K. Панацея, или Новая болезнь XX века?»

Подготовила Елена Есаулова