Нельзя выстраивать преграду между человеком и Христом

Владимир Легойда

 Вы более пяти лет возглавляете Синодальный информационный отдел, который среди прочего отвечает за формирование адекватного публичного представления о Церкви. А важно ли для Церкви общественное мнение?

 Для Церкви важно общественное мнение, но не потому, что мы «боимся» публичной критики или враждебности. Это не так, ведь во времена гонений на ранних христиан, и в недавнее безбожное время Церковь осуждали и унижали,  но от этого она стала только крепче и сильнее.

Церковь  это не корпорация, для которой общественное мнение  бизнес-актив для продвижения своего продукта. Церковь, Глава которой Христос, –  это дверь, ведущая к Богу, в жизнь вечную. Если негативное общественное мнение, вызванное ложью или даже недостойным поведением кого-то, кто называет себя христианином, закрывает людям эту дверь, нас это не может оставлять безразличными. Правдивое представление о Церкви в обществе, разрушающее ложную преграду между Христом и человеком,  это то, над чем может и должен работать Синодальный информационный отдел.

 Известно, что современные медиа дают, как правило, поверхностное представление о любом предмете, в том числе и Православии. Какие книги, на Ваш взгляд, необходимо прочитать современному человеку, чтобы лучше узнать культуру Православия?

 Вы знаете, долгое время большая часть нашего населения была безграмотна. И что же мы откажем им в принадлежности к Православию, к Церкви и к культуре? Нет, разумеется.

Сейчас, конечно, времена другие. Хотя многие, увы, читают не больше, чем наши малограмотные предки. Увы, не думаю, что можно назвать шорт или лонг-лист книг, прочтение которых приведет нас к абсолютно гарантированному результату в духовной жизни. Не все, кто читал Евангелие, становятся верующими. Ведь даже не все, кто видел и слушал Христа, лично стали христианами, а один апостол даже предал его.

Точно так же не все, кто читает Толстого, становятся толстовцами, не все, кто читает Мартина Лютера,  лютеранами и так далее. Даже не все, кто читают журнал «Фома», идут стопами апостола.

Если вы исследователь культуры, то на любой кафедре культурологии вам предоставят список литературы. Но если цель чтения  обрести сокровище веры, то, чтобы вы ни читали, надо прислушиваться к голосу своей совести, которая, как лакмусовая бумажка, среагирует на то, что ведет нас ко Христу, а что от него.

И все же, чтобы не быть обвиненным в уходе от ответа, я бы посоветовал из духовной классики святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Из современных авторов  книги митрополита Сурожского Антония (в первую очередь, «Встреча», «Человек перед Богом»), «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) и книги митрополита Илариона (Алфеева), например «Во что верят православные христиане» и «Христос  Победитель ада». Книг сейчас много  было бы желание.

 Многие приходящие в Церковь ищут в ней и поддержку своим общественным взглядам. Какая Церковь: либеральная или консервативная?

 Когда человек приступает к Чаше в Церкви, мы у него не спрашиваем, кто он: либерал или консерватор. Нельзя вписать Церковь в ту или иную общественно-политическую типологию. Господь судит людей не по признаку их партийной принадлежности. Есть четкие границы, пределы допустимого поведения человека, вне которых  катастрофа и погибель души, да и тела тоже. Консерватизм ли это? Или просто верность истинным представлениям о жизни? Если под консерватизмом понимать ненужность каких бы то ни было изменений, то это не про нас. Церковь  это живой организм, и современная церковная жизнь имеет отличия от церковной жизни, например, в XV веке. Определенные вещи на поверхности меняются, будучи связаны с миром людей, но базовые, принципиальные положения Божественного Откровения остаются незыблемыми.

Церковь считает дарованную Богом человеку свободу великим благом. Но современный философский либерализм (не путать с политическим и экономическим) нередко исходит из того, что свобода человека абсолютна и ограничения ее  зло. Это не так. Свобода  великая сила, но она может и созидать, и разрушать. Задача самого человека, семьи, общества, государства – воспитать ответственность, и тогда свобода будет служить добродетели. В ином случае она сводится к свободе срывать запретный плод с дерева познания, обрекая себя и окружающих на страдания и смерть. Причем обществу ничего не остается, как разрешать срывать этот плод: вчера это было непристойное кино и легкие наркотики, сегодня узаконенная проституция и однополые «браки», а завтра, может быть, еще что-нибудь, например педофилия.

С одной стороны, Церковь неизменна  в области вероучения, догматических вопросов, нравоучения. С другой стороны, Церковь как сообщество верующих людей, естественно, предполагает и даже требует постоянного поиска наиболее соответствующих настоящему времени подходов, христианских оценок, новых методов реализации евангельских задач.

 Вопрос, который может стать проверкой на либерализм в Церкви. Как Вы считаете, как следует относиться к активной жизненной позиции женщин в настоящее время? Каково социальное служение женщины в современной Церкви?

 В Церкви многие направления бы просто не развивались без «твердой» женской руки. Женская природа  это природа материнская, которой органически присуща забота и милосердие, и эта природа приносит плоды в области социальной работы Церкви. Сегодня и на многих приходах Русской Церкви можно встретить те или иные формы служения, где женщины играют основную роль. Работая в этих сферах, женщины действительно обретают полноту жизни и находят профессиональное счастье, а некоторые  и личное.

Другое дело, когда под флагом феминизма женщина пытается доказать себе и окружающими, что она не хуже, чем мужчина. И доказать это пытается, мужчине уподобляясь. А вот здесь и ошибочка. Не хуже  конечно. Но другая  факт. Зачем же превращаться в мужчину-то? И не нужно, и не получится.

 Многие люди сталкиваются с ситуацией, когда совесть человека как бы глуха к евангельскому посланию. Особенно это сложно, когда неверующий близкий нам человек. Как привести его к Богу и в Церковь?

 Это очень сложный вопрос. Наверное, каждый из нас переживал от того, что дорогой нам человек идет ложным путем, не видит или, того хуже, не хочет видеть и искать Бога. Это не может не тревожить христианина, который, подобно Учителю, хочет, чтобы «все спаслись и в разум истины пришли».

Но не надо отчаиваться, если близкий глух к нашим словам. Самый короткий путь к тому, чтобы послужить спасению ближнего,  это быть самому живым свидетелем Евангелия, преображающего действия Божественной силы в современном мире. Когда в христианине есть то, чем может не обладать другой человек, а именно душевный мир и теплота, искренняя радость, чистота сердца, это неизбежно вызывает интерес к вере. Каждый христианин призван быть в этом мире иным, качественно другим и свидетельствовать о своей вере не только словами, но и прежде всего делами, служением ближнему.

Но даже если, как нам кажется, мы сделали все, а дорогой нам человек безучастен, то и тогда не стоит унывать. Молитесь о нем и вспоминайте, что в Царствие Небесное вошел первым разбойник, покаявшийся прямо перед смертью.

 На личном уровне действительно следует проявлять терпение, но как быть с общественным злом: потерпеть и смириться, подставить щеку или бороться за правду?

 Предлагаю обратиться к памяти великого святого, память которого мы особо празднуем в этом году,  преподобного Сергия Радонежского. Во время тяжкой междоусобицы он уходит в лесную глушь, строит церковь в честь Святой Троицы, молится, трудится, борется со страстями и в итоге сам становится обителью Святого Духа. И только тогда он смог сплотить русских князей, чтобы дать достойный отпор татаро-монгольским завоевателям. Настоящая, а не фиктивная победа над злом всегда начинается с преодоления зла в себе самом. Поэтому умение сдержаться, остановить распространение зла на себе  это не слабость, а большая сила и мужество. И только когда произошла эта первая победа, можно увидеть, что именно надо сделать, чтобы помочь другому в этой борьбе.

Из этого не следует, что нужно сначала стать святым, а потом человеком, приносящим пользу обществу, небезучастным к происходящему вокруг. Просто любое наше общественное начинание, а оно немыслимо без борьбы, требует внимания к себе. Чтобы в порыве мы не превратились в борющихся с несправедливостью посредством ненависти и зла.

 Как же бороться с гневом и раздражительностью?

 Нередко гнев  это естественная реакция человеческой души на недолжное, неправильное. И в самом явлении гнева греха как такового нет: мы знаем из Евангелия, что Сам Спаситель гневался на жестокосердие книжников и фарисеев и выгонял бичом из храма торговцев. Но в нашей поврежденной грехом природе гнев стал слишком сильным и трудноуправляемым, что чаще всего он оказывается обращенным не на грех, а на ближних. Чтобы реже гневаться, надо научиться искать и любить волю Божию. Когда человек считает самого себя исключительным и полноправным хозяином своей жизни, то любое препятствие будет вызывать у него либо уныние, либо гнев. Но когда человек верит Богу, вверяет Ему свою жизнь как Любящему Отцу, тогда он более спокойно относится к изменениям в жизни, у него меньше оснований испытывать неудовольство, раздражение или разочарование. Научимся разделять грех и грешника, терпение и преданность Богу  и гнев перестанет быть большой проблемой.

 Церковь призвана говорить на всех языках, в том числе на понятном молодым. На каких принципах должен строиться диалог Церкви с молодежной субкультурой?

 Прежде всего необходимо понять, чему именно противостоит то или иное течение молодежной субкультуры. Молодежь во все времена отличалась своей категоричностью и жаждой подлинности. И когда именно эти стремления находят свое отражение в субкультуре, всегда будет достаточно общих точек соприкосновения между Церковью и молодежью для конструктивного разговора. Однако, к сожалению, нередко приходится наблюдать, как эти благородные мотивы становятся инструментом для манипуляций.

В разговоре с молодежной субкультурой Церковь призвана помочь молодым обрести истинные понятия о Боге, человеке, жизни. Мы можем использовать определенные методы и подходы, которые будут хорошо понятны молодым, как это, например, делали Клайв Льюис и Толкиен, передавая евангельские истины языком аллегорий, образов, притч. Однако здесь надо быть очень аккуратными и осторожными, чтобы в стремлении донести главное содержание не растерять его по дороге и не похоронить под грудами труднопонимаемых и неясных символов и образов.

И еще очень важно, чтобы молодые люди видели в нас не актера из детско-юношеского театра, который хочет под них подстроиться. Тогда будет больше шансов быть услышанными.

«Вечерняя Москва»

 

--

Синодальный информационный отдел
Московского Патриархата
+7 (495) 781-97-61