Всегда есть в чем покаяться перед Господом

Всегда есть в чем покаяться перед Господом

Игумен Иннокентий (Ольховой) продолжает отвечать на вопросы, которые задают читатели «Прихожанина». В каком возрасте надо приводить детей на исповедь? Почему на Троицу храмы украшают травой и ветками березы? Почему на иконах не изображают Бога Отца? Вопросы бывают самыми разными: о современной жизни Церкви и о том, как жили первые христиане. Спрашивайте обо всем, что вас волнует, и ни один ваш вопрос не останется без ответа.

«Прихожанин»: Почему, отмечая христианский праздник Вход Господень в Иерусалим, люди приходят в храм с веточками вербы, которые священник освящает во время службы? А на Троицу – с ветками березы? Именно березы, а не клена, дуба или тополя?

Игумен Иннокентий: Сначала о вербе. Помните, как описывает евангелист Лука торжественный въезд Христа в Иерусалим? «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Лк. 12, 1213). В наших широтах пальма не растет, поэтому и было выбрано дерево, которое «просыпается», оживает к этому празднику, – верба. Это дерево испокон веков считается на Руси символом жизни, символом воскресения, и Вход Господень в Иерусалим прихожане встречают в России вербой, а на Востоке, освященными накануне пальмовыми крестиками.

Украшать храмы на Троицу ветвями березы – чисто русская традиция. Какой-то особой религиозной идеи здесь нет. Троица – праздник летний: природа ожила, земля дала свои всходы. Как у Шмелева: сегодня Земля – именинница! А как украсить дом Господень на праздник? Конечно же, цветами и ветками красивых деревьев. Береза, столь любимое русскими людьми дерево, входит в полную силу как раз к Троице. Вот поэтому березовыми ветками и украшают храмы в нашей стране. В Греции, к примеру, на Троицу в храмах раскладывают сено. Кстати, так же поступают и во многих наших сельских приходах: полевые цветы, ветки березы и скошенная трава. А то, что некоторые прихожане пытаются на Троицу освятить принесенную с собой березу, это просто ошибка: березу, в отличие от вербы, не освящают. 

* * *

«Прихожанин»: С какого возраста детей следует приводить на исповедь? Кто-то считает, что с 7 лет, кто-то – с 23?

Игумен Иннокентий: Человек начинает грешить рано, очень рано. И чем раньше ребенок будет исповедоваться в своих грехах, тем лучше. Первые детские капризы – это тоже ведь проявление греха, нашей падшей природы. Любой малыш прекрасно понимает, когда он в чем-то провинился: взял без спроса конфету, капризничал в магазине, требуя игрушку… Только покаяться-то в своем грехе он не может, если родители не отведут его на исповедь. На исповеди же в присутствии священника, перед крестом и Евангелием, бывает посеяно доброе семя, которое со временем приносит свои плоды и помогает сформироваться хорошему духовному устроению в душе маленького человека.

Только пусть малыш исповедуется перед священником в том, что он действительно понимает, а не в том, что ему подсказывают родители. Зачем ребенку перечислять миллион грехов, которые он не совершал? Пусть это будут один-два греха, с которыми он сможет искренне обратиться ко Господу: «Прости меня, Боже! Я виноват в том, что не слушался маму и папу».

Надо еще понимать, что если родители наказали малыша, но при этом он не покаялся в грехе, то примирения с Богом у него не произошло. Преступники, получившие наказание в виде тюремного заключения, далеко не всегда получают прощение от собственной совести и нуждаются в покаянии перед Богом.

И, в общем-то, незачем ждать, когда ребенку исполнится 7 лет. Это у католиков считается, что ребенок до 7 лет безгрешен, и в этом возрасте у них происходит обряд конфирмации. На самом деле, думать, что маленький ребенок святой, –  заблуждение. Малышу всегда есть в чем покаяться перед Господом!

* * *

«Прихожанин»: Недавно Англиканская Церковь разрешила рукополагать женщин в епископы. Православная Церковь осуждает эту позицию. А почему нельзя женщине быть священником?

Игумен Иннокентий: Начнем с того, что рукоположение женщин в духовный сан осуждает не только Русская Православная Церковь, но и Католическая. В этом вопросе мы следуем раннехристианским традициям. Еще апостол Павел говорил, что женщине не дозволяется учить в церкви, а только дома спрашивать у мужа: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1Тим. 2, 1113).

Все апостолы были мужчинами, и епископы были мужчинами. Женщины находились рядом с Христом и его учениками – Мария Магдалина, Марфа и Мария, сестры святого Лазаря, – но они не были апостолами, не были священниками. Господь открывался им, но учить они не могли.

А то, что Синод Англиканской Церкви разрешил женщинам становиться епископами, есть последовательное отступление от апостольских традиций. Они ведь и однополые браки венчают. Что тут скажешь! Все это весьма и весьма прискорбно.

* * *

«Прихожанин»: С какой целью Спасителю перед распятием предлагали «вино со смирною», а потом и на кресте давали уксус, смешанный с желчью?

Игумен Иннокентий: Распятие – очень мучительная казнь, и потому на Востоке существовал обычай: преступнику перед распятием давали прокисшее вино (именно прокисшее вино называли уксусом), куда добавляли некое дурманящее средство, от которого человек терял рассудок. Такой напиток уменьшал физическое страдание. Считалось, что таким образом преступнику как бы оказывалось снисхождение. Но Господь, едва отведав и поняв, что ему предлагают, отказался – Он хотел испить чашу страданий до конца, без смягчения или снисхождения.

Да, в разных Евангелиях этот напиток называют по-разному. «И привели Его на место Голгофу, что значит: “лобное место”. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15, 2223). «И пришедши на место, называемое Голгофа, что значит: “лобное место”, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27, 3334). Но по сути и «вино со смирной», и «уксус, смешанный с желчью» одно и то же – дурманящее средство.

* * *

«Прихожанин»: Почему на иконах мы видим Иисуса Христа, Сына Божия, но не видим Бога Отца?

Игумен Иннокентий: Это не случайно: написать образ Бога Отца невозможно. Помните, что написано в Евангелии от Иоанна? «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18).

Мы изображаем на наших иконах то, «что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши…», как об этом говорит апостол Иоанн Богослов.

Спаситель, Бог Сын, воспринял человеческую плоть. Его видели и осязали апостолы. Даже апостол Фома, чтобы поверить в Воскресение Христа, вкладывал свои пальцы в его раны. Дух Святой спускался с небес в виде голубя. А Бог Отец никогда не являлся в тварном виде. Слышали лишь Его голос: из Неопалимой Купины на Синае, на Иордане, во время Крещения Христа, на Фаворе, во время Преображения Господня. Поэтому на Седьмом Вселенском Соборе было окончательно утверждено иконопочитание. Не как изображение Божественной Сущности  она неизобразима, – а как изображение воплотившегося Бога Слова, Богородицы и Святых, имевших человеческую природу.

Раньше ошибочно писали на фресках и иконах так называемую «Новозаветную Троицу», где Бог Отец сидит на престоле. Но потом, на Стоглавом Соборе, было запрещено изображать Святую Троицу в таком виде. Хотя кое-где это изображение сохранилось до сих пор.

Беседовал Петр Селинов