Искушение – это проверка на верность заповедям Божиим

По просьбе читателей «Прихожанина» игумен Иннокентий (Ольховой) отвечает на вопросы, касающиеся жизни Церкви. Верующих порой волнуют вопросы самые разные. К примеру, как правильно исповедоваться? Почему Бог допустил, чтобы Адам и Ева согрешили? И почему крестный ход идет против солнца? Задавайте ваши вопросы, и ни один из них не останется без ответа.

Прихожанин: Отец Иннокентий, почему священнослужители в разные дни года служат в облачениях разных цветов: черном, белом, желтом, зеленом, красном?..

Игумен Иннокентий: Выбор цвета облачения зависит от праздника. В дни Господских праздников священники служат в белом, на Богородичные – в голубом (это цвет Божией Матери). Белое облачение также используется в дни панихид и Вселенских родительских суббот, потому что в христианстве смерть не трагедия, а праздник: человек переходит из худшей жизни в лучшую. Поэтому все погребальные молитвословия, равно как и само отпевание, погребение совершают в белом.

На Троицу и в дни памяти преподобных, – к примеру, в день памяти прп. Сергия Радонежского или прпп. Зосимы и Савваты Соловецких – священники облачаются в зеленое, а на Пасху – в ярко-красное – цвет, символизирующий радость. А вот темно-красный цвет – цвет крови – считается мученическим. В нем отмечают дни памяти мучеников, а также великий праздник Воздвижения Креста Господня.

Великим постом священнослужители в будние дни одеты в облачения черного цвета, а в воскресные и праздничные – фиолетового. Черный цвет – символ покаяния. Фиолетовый тоже скромный, но все же не черный: ведь воскресные дни во время Великого поста – это тоже малая Пасха, и верующим дается некоторое послабление в посте.

Цветовое разнообразие облачения церковнослужителей сформировалось, вероятнее всего, в средние века – в далекой древности, думаю, все было иначе. Да и сегодня не везде поступают одинаково: к примеру, в Греческой Церкви Пасху встречают в белом, а Воздвижение Креста Господня отмечают в зеленом.

Но прошу читателей «Прихожанина» не искать в выборе облачения священника какого-то особого богословского смысла. В принципе, можно весь год служить в воскресном, золотом (жёлтом), облачении, и никакого нарушения не будет. Кстати, в бедных приходах у священника зачастую только и имеется одно облачение, и весь год он в нем служит и благодарит Господа.

*   *   *

Прихожанин: Как поступают со Святыми Дарами, которые остаются после Причащения прихожан на Литургии?

Игумен Иннокентий: Святые Дары, оставшиеся после Святого Причастия, священники потребляют в алтаре сразу же после Литургии, чтобы они не подверглись никакому поруганию. Потом все сосуды тщательно замываются, чтобы не пропало ни одной капли, ни одной частицы Тела и Крови Христовой.

*   *   *

Прихожанин: Нередко воцерковляющиеся люди спрашивают, как правильно исповедоваться: следует ли описывать священнику свои грехи в подробностях или их надо просто обозначать, – к примеру, гордыня, зависть, сребролюбие и т.д.?

Игумен Иннокентий: На исповеди надо каяться в конкретном грехе. Не столько в страсти, сколько именно в том грехе, который совершил. Такой совет дает всем нам преподобный Амвросий: на исповеди нужно говорить о том, в чем согрешили и как согрешили.

Если, допустим, человек приходит на прием к врачу, он же подробно расскажет доктору о своем самочувствии, что с ним приключилось, где болит, когда и как это началось… Так же и на исповеди: священнику, чтобы дать нам лекарство от наших страстей, необходимо понимать, что произошло с человеком, с его душой. Ведь именно из деталей складывается полная картина.

Надо еще понимать и другой важный момент: согрешаем мы и страстью, и тем, что от этой страсти произошло! Страсть – это источник, корень греха, а вот дело, поступок – плод греха! Взять, к примеру, убийство. Страшный грех! Но что подтолкнуло к нему человека, какие страсти? Может, он совершил убийство из-за гордости или обиды, тщеславия или жадности… Грехом является убийство, и в тюрьму сажают, и казнят – за убийство, а не за то, что человек был горд, обидчив или жаден. А живущая в душе страсть даст новые губительные плоды…

Или взять такой грех, как лень. Один человек неустанно трудится, трудится, но считает, что, возможно, он трудится недостаточно упорно. А другой человек, возможно, неделями лежит на диване, пока его жена добывает где-то хлеб насущный. Одинаково ли грешны эти два человека? Думаю, что нет. Вот почему священник должен иметь возможность узнать на исповеди детали.

Грех отделяет нас от Бога, а страсти толкают ко греху. Грех – это всегда поступок, который может проявляться как дело, слово или помышление. Помысел – это начало греха, но помысел может воплотиться, а может так и остаться греховной мыслью. Потому так важно исповедовать и помыслы.

И потому так важно готовиться к исповеди. Если человек считает, что он подвержен гордыни, то он должен подумать, понять и рассказать священнику, в чем эта страсть проявляется, в каких его поступках. Еще раз подчеркну: смысл исповеди в том, что мы каемся не столько в своих страстях, которым мы подвержены, но, в первую очередь, в плодах этих страстей – поступках, которые отравляют наше человеческое бытие и отдаляют нас от Господа.

*   *   *

Прихожанин: Вопрос из Ветхого Завета. Почему Бог запрещал Адаму и Еве вкушать плоды с древа познания. Казалось бы, с точки зрения логики, чем человек больше знает, тем лучше. И если человек стремится к познанию, к расширению своих знаний, то это хорошо. Но получается, что Адама и Еву Бог наказал именно за стремление к знаниям. Почему?

Игумен Иннокентий: Начнем с того, что не Бог наказал Адама и Еву,  они сами себя наказали тем, что отторгли себя от Бога. А что касается познания, то здесь важен источник получения знания. Понимание добра и зла Адам и Ева должны были получать от Бога, а не от вещества. Ведь что такое древо познания? Это вещество, которое могло заменить им Бога. Истину нужно познавать от самой Истины, а не от дерева. Бог хотел, чтобы знание того, что есть добро, а что есть зло, Адам и Ева получили от Него, но в свое время. Он не хотел, чтобы Адам и Ева согрешили, не хотел чтобы они вкусили от древа познания добра и зла,  Он хотел, чтобы они всегда жили в Раю.

Вместе с тем Бог дал Адаму и Еве свободу, а свободы не бывает без возможности выбора. Надо понимать одну важную вещь: хотя Бог и всеведущ, Его воля подвижна (иначе наша молитва была бы бессмысленной), в будущем возможны варианты, и всегда по воле Божией из любой точки есть, по меньшей мере, два пути. Именно поэтому Бог дал Адаму и Еве, как и сегодня дает любому человеку, свободу выбора, свободу самостоятельно принимать решение.

Если у человека есть только понимание добра, но нет возможности выбрать зло, то у человека нет свободы. Он превращается в робота, перестает быть человеком. Бог хотел, чтобы Адам и Ева испытали, что значит свобода выбора. И предложил им выбор: быть с Ним или без Него. Он знал, что если они выберут древо познания, то деревом, веществом заменят Бога. И это будет грех, который навсегда отделит их от Бога.

А потому, давая им возможность выбора, Бог их предупреждал, чего они лишатся: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2, 1617). Но они не послушались – и умерли, стали смертными.

Конечно, какое-то знание это дерево давало. И как сказано в Библии, «и открылись глаза у них обоих» (Быт. 3, 7). Они что-то узнали, получили «смертоносный» критерий добра и зла. Но совсем иной, чем дал бы им Бог. Знание, которое Адаму и Еве давал Бог, было совершенно несравнимо с тем, которое им дало дерево, как Вечная Жизнь и смерть.

И ведь знание, которое получили Адам и Ева, было им не нужно. Есть вещи, которые лучше не знать. Есть знания, которые человека разрушают. К примеру, нам совсем необязательно узнавать самую тяжелую степень опьянения. Или ломку от наркотиков. И зачем нам знать, что такое убить человека. Разве нам нужен такой опыт? Нет, конечно! Адам и Ева получили знание, которое им было не нужно для жизни. Но, главное, из-за этого ненужного знания, полученного от вещества, они потеряли связь с Богом и, став смертными, больше не могли жить в Раю. Их изгнание стало следствием неверного решения. Не злой Бог, рассердившись, их изгнал – нет; став смертными, они уже «физически» не могли находиться в Раю.

Свободе выбора всегда сопутствует искушение. Искушение – это проверка на верность Божиим заповедям. Искушение обнажает и показывает главное: добровольно ли мы следуем этим заповедям или нет. Искушением проверяется наша любовь к Богу. Ведь как часто мы, люди, заблуждаемся на свой счет, обманываем себя. Нам кажется, что мы хорошие и любим Бога. Но возникает искушение, и сразу становится ясно, что именно выбирает человек.

Некоторые отцы Церкви говорят, что, если бы Ева и Адам отказались от яблока, они навсегда остались бы в Раю и никогда более не смогли бы согрешить. Иной раз спрашивают, кто больше виноват: Адам или Ева? Их вина одинакова. Но, как говорят Святые Отцы, Бог ждал от них покаяния, которое в принципе могло бы исправить ситуацию. Но покаяния не было, а было сказано Богу: «Ты Сам виноват, что дал мне такую жену, а она накормила меня этими плодами». Вот что Бог получил в ответ от Адама. Покаяние преображает природу человека. Возможно, если бы Адам и Ева покаялись, все сложилось бы иначе. Впрочем, гадать бессмысленно.

*   *   *

Прихожанин: Отец Иннокентий, некоторые спрашивают, почему крестный ход во время Пасхи идет против солнца, против часовой стрелки?

Игумен Иннокентий: Раньше, до XVII века, до реформ патриарха Никона, ходили по часовой стрелке, по солнцу – как тогда говорили, «посолонь». Но когда патриарх Никон задумал провести богослужебно-каноническую реформу, чтобы привести все церковное богослужение в соответствие с греческими традициями, тогда, в частности, и стали совершать крестный ход против солнца – так, как это в то время делали греки.

Кстати, именно в ходе реформ патриарха Никона двуперстное крестное знамение было заменено на трехперстное, малые земные поклоны – на поясные; произошли изменения в формулировках Символа Веры, а возглас «Аллилуйя» во время богослужения стали произносить трижды, а не дважды, как раньше.

Эти реформы, как известно, вызвали раскол в Русской Церкви. Их следствием стало появление различных старообрядческих течений. Кстати, сегодня старообрядцы продолжают ходить «посолонь».

И все же какого-то особого догматического смысла в направлении крестного хода искать не стоит.

Беседовал Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить