Будем молиться за Украину. Любовь к Родине не мешает верить в Бога

Игумен Сергий (Рыбко): «Будем молиться за Украину. Любовь к Родине не мешает верить в Бога»

Как соотносятся вера и патриотизм? Этот вопрос в последнее время из теоретического стал вполне практическим, а зачастую и болезненным. Его обострили украинские события. Об этом говорим с игуменом Сергием (Рыбко).

Все святые любили Отечество

– Отец Сергий, могут ли национальные интересы разделять православных верующих разных национальностей?

– Всё дело в том, что патриотизм и национализм может быть разный. Бывает фанатичный, агрессивный – это великое зло. А бывает здравый, разумный – это благо. Я и сейчас называю себя русским националистом, понимая под этим своё особое отношение к России и русским, но это ни в коей мере не означает, что я испытываю отрицательные чувства к другим народам. Для меня немыслим призыв, подобный тем, что звучат у наших соседей: типа "москаляку на гиляку". Да и вообще, у меня фамилия украинская, а среди предков люди разных кровей. Но я горжусь, что русский, и считаю необходимым восстановление в паспорте графы "Национальность", чтобы наши дети вырастали полноценными людьми, а не какими-то национальными кастратами.

А ведь русскими националистами были великие люди России – от благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского до философов Константина Леонтьева и Ивана Ильина. Русские святители, преподобные отцы, новомученики и исповедники, все святые, в земле Российской просиявшие, говорили о любви к своему Отечеству и народу. В этом смысле наш президент Владимир Владимирович Путин – такой же русский националист. Да и как президент великой державы обязан им быть. Точно так же и здоровый украинский патриотизм – это любовь к Родине, стремление жить самостоятельно, в дружбе с соседями, но без деления граждан на первый и второй сорт, без прославления персон типа Степана Бандеры.

– Однако гораздо громче звучат сегодня слова о враждебности России и русских.

– Этот миф насаждается не православными. Да и вообще, у власти в Киеве сегодня – не православные. Яценюк – католик, Турчинов – сектант, Юлия Тимошенко окружает себя иконами, но принадлежит к раскольнической церкви Филарета. Отсюда и агрессивная националистическая риторика, ненависть к русским, к России. Это вообще чуждо православному сознанию. Православный человек - патриот, но у него нет ненависти ни к другим народам, ни к людям иной веры. Православие – религия вселенская. Господь наш Иисус Христос пришёл в мир, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины (1 Тим. 2, 4), независимо от их национальности, цвета кожи и цивилизационной принадлежности. Крещённый в православие негр, еврей, китаец, человек любой национальности для меня так же дорог, как православные русские. Мы все – члены одной Церкви и составляем одно тело, Глава которого – Христос. Православный негр для меня ближе и роднее, чем русский язычник.

20 наших храмов на Украине уже закрыты

– Почему же в Киеве такое влияние имеют люди типа депутата Рады Ирины Фарион, для которой русский – "язык оккупации"?

– Повторяю: к православию это никакого отношения не имеет. Та же Фарион с Западной Украины, она униатка, католичка. Её национализм – это не столько любовь к родной земле и языку, сколько ненависть к другим и стремление всем навязать свою волю. Католицизму исторически было свойственно насильственное насаждение своей веры: крестовые походы, инквизиция Свобода человека в католической церкви отнюдь не на первом месте. Лучше всего это выразил Достоевский в "Великом инквизиторе": в наше время к людям приходит Христос, и католический первосвященник возмущается: "Зачем Ты сюда пришёл? Мешать нам? У нас и так все счастливы!" Католичество – это христианство без Христа.

– Но ведь и некоторые украинские иерархи резко высказываются в адрес России.

– Я отнёсся бы к таким высказываниям терпимо, поскольку украинские епископы ныне в очень сложной ситуации. С одной стороны, Украинская Православная Церковь – часть нашей общей Русской Православной Церкви. С другой стороны, нынешняя официальная власть в Киеве настроена резко против России. Это напоминает положение, в котором оказалась Церковь после 1917 года. Патриарх Тихон всегда был против большевиков и всё же не пошёл на открытую конфронтацию, чтобы сохранить Церковь. То же самое на Украине. 20 наших храмов уже закрыто. Стоит только епископам проявить несогласие с властью – там начнутся гонения.

Не допустить нового раскола

– А вот украинский митрополит Августин даже объявил сбор средств на оснащение украинской армии для возможных будущих сражений...

– Владыка много лет служил в Житомирской области и, возможно, пропитался настроениями "западенцев". Между прочим, родной брат митрополита Августина – архимандрит Агафодор долгие годы был наместником Донского монастыря в Москве, сейчас служит там регентом, очень уважаемый пастырь. Один пастырь в Москве, а другой зовёт вооружаться против соседей. Вспоминаются слова из Евангелия о том, что предаст брат брата (от Матфея, 10, 21). На востоке Украины иная ситуация: там священники нередко поддерживают ополченцев, обещают бить в набат, если начнутся вооружённые атаки украинских военных.

– Чем же всё это может закончиться?

– Если страсти не улягутся, то в Украинской церкви может произойти ещё одно разделение. Те, кто переполнен негативными эмоциями по отношению к русским, могут выйти из канонической Церкви, что-то своё создать или уйти к лжепатриарху Филарету (Денисенко). Будем молиться о том, чтобы победил здравый смысл и в церковных кругах, и в целом в стране. В противном случае неизбежен распад государства. Реализовать сценарий, при котором западные украинцы станут гражданами первого сорта, а кормить их будут "второсортные" из юго-восточных областей, не получится. Не разделение, а сближение, общее возрождение нам необходимо. И я глубоко верю, что исполнятся многие пророчества русских святых и чаяния русских философов и писателей, говоривших о возрождении России не только в её пределах, но и в рассеянии. Россия вновь возродится как великая православная держава, где православие будут не только исповедовать, им будет жить большинство населяющих её народов. Исторически в нас течёт одна кровь, объединяют нас единая вера и единое крещение. А главное наше сокровище, завещанное нам нашими предками, – наша православная вера.

 

Валерий КОНОВАЛОВ, Михаил УСТЮГОВ

«КРЕСТОВСКИЙ МОСТ» №5 2014 г.

Фото: dosug.md


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить