Украденное счастье
На вопросы отвечает священник Георгий Шинкаренко. Клирик собора Рождества Христова г. Александрова Владимирской Митрополии
Куда исчезает счастье?
— В чем, на ваш взгляд, главная причина того, что огромное множество людей в наши дни чувствуют себя глубоко несчастными? К примеру, создается молодая семья – все начинается вроде с любви и согласия. А какое-то время спустя любовь рушится, дети не оправдывают ожиданий, муж и жена становятся почти чужими друг другу. Куда исчезает счастье?
— Думается, что острое переживание различных несчастий, «черной полосы» в жизни у православных людей может появиться, если они формально, обрядово относятся к вере, к жизни в Церкви. Скажем, православный папа настоял на венчании дочери, а после рождения ребёнка так и не воцерковившийся муж нашел себе любовницу, ушёл к ней. Увы, это не редкость: молодые венчаются либо по настоянию родителей, либо потому что «так принято»…
Понятие «счастье» у всех людей разное. Бывает любовь в чисто мирском, бытовом понимании. А бывает любовь к Богу, когда у человека сердце переполняется. И когда нет этой божественной любви, объединяющей людей в браке, то отношения могут быть непрочными. Потому что греховная жизнь, которую они вели все эти годы, убила в них и подлинную любовь, и подлинные чувства. Внешне они могут казаться счастливыми, но если поговорить с этими людьми, то многое их не устраивает, они обременены какими-то взаимными претензиями друг к другу и т. д. Мы никогда не увидим в организме, чтобы одна рука восставала на другую, чтобы один глаз ненавидел другой глаз, так не бывает.
И я не думаю, что бросившие друг друга люди «вдруг» стали несчастными – они изначально были несчастны, они не познали, что такое подлинная, настоящая, искренняя и чистая любовь. Они приняли за нее какую-то привязанность, какое-то влечение. Нередко молодые сначала «наживутся», как они это называют, а потом вдруг спустя несколько лет решают «обновить» брак Венчанием в Церкви. Наверное, они думают, что таким образом удержать могут друг друга, что дадут какой-то новый толчок семейной жизни, новые краски внесут в отношения. Но это бывает крайне-крайне редко.
Но последняя надежда остаться вместе не сбывается, Венчание само по себе не удержит людей, потому что брак — это союз двух любящих сердец, когда люди не могут жить друг без друга, когда они хотят быть единым целым, и не просто быть вместе, а сосуществовать, быть, если хотите, ячейкой не общества, а ячейкой Божьей, где каждый несёт свои обязанности, где всё наполнено смыслом. Вот это подлинная христианская любовь, при которой семья будет счастлива. В этом единении они будут соработниками друг другу и соработниками Богу.
— А как такой любви научиться?
— Я думаю, что это всё должно начинаться с детства. Воспитывать ребёнка в любви, понимать, что ребёнок — это величайшее чудо Божие, которое нам дано. И если мы хотим, чтобы наш ребёнок был чище, то должны не фанатично принуждать к исполнению тех или иных правил жизни, а именно самим стать примером, чтобы ребёнок увидел святость в нашей жизни и захотел ей подражать.
Конечно, самим родителям быть может, тяжело стать святыми, но, по крайней мере, соблюдать самые важные правила, которые дают человеку радость и счастье, – это вполне реально. Я говорю о соблюдении Заповедей Божиих и том, что мы должны чётко и ясно понимать: что именно мы должны детям дать. Научить их самым простым вещам: не красть, не убивать, не быть преступниками и, конечно же, быть сострадательными и милосердными. И если этому человек научится с самых первых дней своей жизни, если он увидит, что именно так живет его семья – и не только на словах, то когда он вырастет – будет относиться к окружающим людям по-христиански.
«Никому нельзя верить»?
Сегодня же популярно выражение: «Никому нельзя верить!» Но как же страшно жить, если «никому нельзя верить», как же страшно просыпаться утром и думать, что кругом хотят тебя обмануть, хотят сделать тебе что-то плохое, злое, неприятное. И если мы своих детей будем наставлять: «Никому не верь, кругом враги!», то, когда этот ребёнок вырастет и встретит женщину, которая внешне ему понравится, то он не сможет её полюбить по-настоящему. Потому что всякий раз он будет подозревать её в чём-то, думать: а вдруг какой-то здесь подвох, вдруг она хочет прописаться у меня на жилплощади, вдруг она хочет посягнуть на моё имущество, вдруг она хочет квартирой моей завладеть и т. д.
Такая постоянная внутренняя борьба не даст этой семье жить в счастье, потому что один человек будет любить другого, а другой – всё время находиться в каких-то сомнениях, подозрениях. И это настоящая трагедия.
Драмы сверхожиданий
— Не связаны ли нынешние драмы утраты счастья со сверхожиданиями? Мы сами недавно пришли к вере и теперь хотим, чтобы муж или жена сразу стали чуть ли не святыми, а дети эдакими ангелочками – ну ни в чем бы нам не противоречили. А сами мы соответствуем ли ожиданиям наших близких?..
— Действительно, мы требуем от окружающих нас людей больше, чем они могут иногда выполнить в современной жизни – и очень мало требуем от самих себя. Сегодня мы, к сожалению, оскудели на самые элементарные вещи. Семьи многие распадаются от того, что люди не дают друг другу элементарного тепла. Просто перестают говорить друг другу «доброе утро» и «спокойной ночи». Люди перестали утром, провожая друг друга на работу, говорить: «до встречи», «до свиданья», «удачного дня». Люди перестали ужинать за семейным столом и делиться чем-то пережитым за сегодняшний день. Мы все погрузились в какой-то собственный кокон, в собственную ячейку и каждый живёт, даже в семье, только сам для себя.
Но при этом мы ожидаем от другого человека, что он будет к нам внимателен, мы хотим, чтобы он нам отдал частицу тепла, подарил кусочек себя. Но до того, как требовать от других людей, вспомним Евангельское: как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе, так и ты должен относиться к людям. Если я ничего не буду отдавать, то мне очень трудно будет попросить что-то взамен.
Неофитский дух «учительствования»
Увы, сверхожидания мы видим не только на бытовом, но и на духовном уровне.
Человек, который приходит в Церковь, сразу хочет, чтобы вокруг него изменился весь мир. Мне кажется, это такая старая, очень хитрая дьявольская уловка. Замечательно об этом говорит апостол Павел: не все делайтесь учителями, ибо через это можете подвергнуться большому осуждению, потому что не все апостолы, не все пророки и не все учителя. Но, к сожалению, этот дух учительствования у неофитов (людей, которые только обратились к вере) сразу берёт верх.
Новоначальные начинают менторски назидать других, всю свою семью, пытаться её изменить во всем. И когда в доме появляются толстые молитвословы, «Добротолюбие», тома Житий Святых, из дома выносится либо задвигается на дальние полки замечательная художественная литература, написанная христианами – тем же Диккенсом, например. Уверовавшие члены семьи заставляют и детей и мужей читать религиозную литературу, строго поститься – с самого первого дня сразу по монашеским уставам.
Пост со скандалом
На самом деле это всё очень и очень тяжело, потому что вместо того, чтобы измениться – наш ближний на фоне этих голодовок становится озлобленным и в семье начинается скандал. У детей страдает головной мозг от реального недостатка белков и витаминов. Да и сам неудачливый «миссионер» вместо того, чтобы стать добрее, молитвенней – становится более раздражённым, молитва на ум не идёт, и он сам становится источником неурядиц в семье. Муж хочет есть мясо, а супруга со скандалом заставляет его поститься, в пост насильно вовлекаются дети. Дети всё это видят, и им церковь уже не нравится, потому что она внесла в их семью раздор на религиозной почве, потому что мама с папой ругаются из-за Церкви, из-за каких-то непонятных им постов, из-за каких-то книг, из-за каких-то молитв...
К сожалению, всё это выливается в расстройство семейной жизни, люди вовлекаются в ещё большие грехи, начинают врать друг другу. Я знаю такие случаи, когда жена говорила: «Я пошла на рынок (к подружке, к соседке)», а сама бежала в Церковь «помолиться за семью». И при этом она думала, что делает доброе дело, но по сути тем самым увеличивала свои грехи, к сожалению!
Это – страшная ошибка: предъявлять завышенные требования к окружающим людям, к семье. Счастье в семье разрушается. Люди думают, что они проповедуют Христа, но такая «проповедь» очень уж напоминает римокатолические крестовые походы, когда огнём и мечом насаждали христианство в народы, которые не готовы были принять Христа. Задумаемся: что произошло после крестовых походов? Да, формально «обращенные» посещают храмы, молитвенные дома и костёлы, но помимо обычаев католической церкви, христианских обрядов, которые они совершают, и таинств, к которым они приступают, они параллельно отмечают свои языческие праздники, наряжаются в языческие костюмы, маски, скачут вокруг костров. Искоренить полностью язычество невозможно – без любви, без объяснения, для чего это делается. Так же и в семье…
Культ потребления и любовь
— Не кажется ли вам, что в наш век культ потребления распространяется и на близких людей? Человек в семье хочет только брать, не желая и не умея ничем жертвовать. Такое понятие, как служение ближним, чуждо многим нашим современникам. Потребительские отношения распространяются и на Церковь. Современный человек чаще просит в молитве каких-то благ – здоровья, благополучия, счастья, но редко ищет Христа.
— Мне вспоминается замечательный евангельский рассказ. Из ворот города Наина выходит траурная процессия, в которой мы видим женщину, совершенно убитую горем. В её жизни, кажется, уже никогда не будет счастья. Умер муж, кормилец семьи, и вдруг умирает последняя опора, последняя надежда на её старость – единственный сын. Мало того, что она вдова, так она ещё и мать, которая потеряла собственного сына. О каком счастье, с обычной точки зрения, мы можем говорить? Думаю, вокруг неё было огромное количество людей, которые говорили ей добрые, соболезнующие слова: «Нам очень жаль, крепись, мужайся, всё пройдёт, прими наши соболезнования». Но всё это просто слова, которые ничего не дают для души человека.
И вот навстречу этой женщине идёт Христос, Который является Источником счастья в этой жизни. Он Источник и Податель всех благ и всех блаженств, Он истинное успокоение, Он истинная радость, Он истинное веселие, Он — Путь, Истина и Жизнь. А это всё есть собственно счастье. Когда Христос приближается к этой женщине, то говорит ей самые простые слова: «Не плачь». И не просто говорит, но как бы приказывает, Он утверждает это: не плачь, потому что Я вижу глубину твоего горя, Я готов тебе помочь, Я готов сделать так, чтобы слёзы твои превратились вновь в радость, чтобы ты снова стала счастлива.
И Он возвращает, воскрешает её сына и отдаёт ей. И счастливыми уже становятся два человека: и сын, который воскрес и вернулся к жизни, к матери, в дом, к своим друзьям, к обычной жизни, которую он потерял, и, конечно же, мать, которой казалось, что она всё на свете потеряла.
Вот так Христос за одну секунду сделал счастливыми этих людей. А через этих людей, через их пример – и всё человечество, если хотите. Поэтому сегодня для того, чтобы чем-то пожертвовать, нужно чтобы в душе у каждого человека был Христос, для того, чтобы я мог от себя что-то отдать. Ведь чтобы сделать счастливым другого человека, нужно что-то от себя отнять и дать ему. Христос Своей божественной силой, Своей крестной смертью, Своей жизнью, которой Он позднее на Голгофе пожертвовал, совершил это чудо ради того, чтобы сделать счастливыми людей. Показать им, какое же будет счастье – там в вечности, если такое счастье возможно на земле.
Радость самопожертвования
Вот и мы, если хотим сделать кого-то счастливым, то должны чем-то пожертвовать, хотя бы собственным временем. Уделить внимание родным, близким, знакомым, коллегам, не спросить формально: «Как дела?» — а действительно окунуться в мир проблем этих людей. Конечно, это очень трудно.
Заболел кто-то в семье, случилась у близкого какая-то проблема – нужно найти время, чтобы сесть и поговорить, с любовью, с состраданием, отнестись к родному человеку с пониманием. Любви не бывает без жертвенности, и если люди говорят, что хотят помочь любимому человеку, значит, должны чем-то пожертвовать ради него. Пожертвовать собственными привычками, какими-то привязанностями. Иногда даже самим собой. Ну хотя бы всё сделать для того, чтобы этому человеку было тепло дальше жить.
Посмотрите на какую жертвенность, на какую любовь шли новомученики и исповедники Российские, когда начались страшные гонения. Ведь в зонах они совершенно не считались ни с собственной немощью, ни с собственными болезнями, ни с собственной необустроенностью. А это были архиереи, иерархи церкви, священники! Это были люди, которые до всех этих страшных гонений, наверное, жили светло, уютно, в каком-то комфорте, но оказавшись наравне с людьми, которые были так же обездолены, как и они, они вспомнили о том, что Христос их призвал к жертвенной любви. И они всё отдавали – свою одежду, еду, не считаясь с тем, кто находился рядом с ними, они всем хотели помочь. Они хотели сказать несчастным людям: «Не плачьте!», они хотели уврачевать их язвы, хотели поддержать умирающих, отдать им свою пищу, хотя сами голодали; они всё хотели сделать для того, чтобы Христос был посреди нас. Чтобы люди увидели, обрели Христа.
Вот это и есть жертвенная любовь. Они хотели сделать людей хоть на одну минуту счастливыми ценой собственной жизни, ценой собственного здоровья, ценой собственной судьбы. Они не думали: умрут они или не умрут. Святитель Лука Войно-Ясенецкий, будучи тяжело больным, куда бы ни приезжал в ссылку, вставал к операционному столу, принимал больных. Он не думал о том, что он старый, больной архиерей, который может, в принципе, находиться на покое. Он понимал, что нужно до последней минуты отдавать себя.
Помните замечательное латинское выражение, которое обычно говорят всем медикам: «Светя другим, сгораешь сам»? Для того, чтобы были счастливы окружающие тебя люди, нужно сгореть самому, пожертвовать собой ради счастья другого человека. Если это делается искренне, если это делается с христианским пониманием, о котором мы сейчас говорили, это приносит и тебе самому счастье – когда ты видишь как светятся глаза других людей. Если ты видишь, что после твоих ночных бдений, когда ты сидел у постели больного, кормил его из ложечки бульоном, – человек поправляется, это доставляет бесконечное чувство радости и счастья, чувство благодарности Богу.
Но бывает, что человек не ради Христа, не ради ближнего делает добро. Скажем, совершив несколько хороших поступков и не слыша ответной благодарности, начинает возмущаться: «Ну и для чего ты делаешь добро? Всем светишь, всех жалеешь, и никто этого не оценит! Никому оно не нужно, это твоё горение!» Это в нас гордыня так возмущается, когда нет глубокой веры, нет осознания, ради чего ты это делаешь…
Посмотрите, и в советское время были удивительные примеры, когда многие люди, кажется, совершенно далёкие от веры, но воспитанные на глубоких христианских традициях, совершали дела милосердия. Они даже не осознавали, что те любовь, сострадание, милосердие, которым их учили бабушки и дедушки, мамы и папы, учителя и профессура, были глубоко христианскими. Это было моральной нормой. Если ты учитель, то должен был все знания, всё сердце отдать детям. Если ты врач, то должен не выходить из клиники до тех пор, пока больной не поправится и не встанет с постели. Если ты строитель, то должен так всё рассчитать, чтобы здание стояло века.
Нужно было всё отдать, до последней капельки, чтобы окружающие люди были счастливы: построить прекрасное здание, вылечить человека, воспитать достойных людей, создать, в конце концов, космическую отрасль. Это были талантливейшие люди, которые не жалели себя, многие из них умерли глубоко больными, иногда в молодом возрасте, потому что не жалели себя.
К сожалению, сейчас не все люди, называющие себя православными, руководствуются христианской моралью, которая подразумевает жертвенность. Встречается прелестное, искажённое понимание христианства, которое ведёт человека к гордыне. Увы, бывает и так, что человек «поучащий» начинает мнить себя кем-то, кому другие люди чем-то обязаны. Посмотрите на самозваных «хранителей икон», например, считающих себя некими проповедниками, вокруг которых все должны бегать, содержать их, давать самое лучшее.
В такой ситуации надо почаще читать деяния и послания апостолов. Возьмите, к примеру, апостола Павла, как он был скромен, не требовал, чтобы его как-то особо содержали и принимали, и сам говорил: я не досаждал вам, я не докучал вам, никогда не бывало, чтобы сверх чего-то пользовался от вас, и когда был в недостатке – не роптал. Это же образец жертвенного служения! И все апостолы были таковы. Поэтому и святые за ними пошли, потому что захотели быть образцом такой же жертвенности.
Как не бояться страданий
— Может ли счастье быть целью и смыслом жизни? Почему современный человек, в том числе и христианин, так боится страданий? Как научиться достойно, по-христиански – без ропота и отчаяния – переносить скорби?
— Хина тоже страшно горькая, но это лекарство – единственная возможность вылечиться от малярии. Поэтому скорби нужно воспринимать как лекарство – лекарство от нашей гордыни, лекарство от нашего тщеславия. Это способ встряхнуть нас, потому что мы (к сожалению, даже верующие люди) со временем забываем о Боге, начинаем быть ленивы к молитве, к постам, к исполнению самых элементарных христианских правил, придумываем себе всяческие послабления и т. д. Думаем, что ублажая своё тело (когда мы говорим: я поститься не могу, молиться не могу, у меня вот там и там болит), всё равно будем наследовать Царство Божие.
Нужно, конечно, быть очень внимательным к себе и чётко сознавать, что послабления существуют – для больных, беременных, но в то же время помнить, что святые в болезнях начинали ещё больше усугублять свои подвиги. Мы же можем больше молиться, делать что-то доброе.
Вспоминается мне священномученик Иларион, который приучал себя в ссылках есть не больше, чем по 12 ложек супа, по числу часов в дне. И ел он с молитвой. И когда попал на Соловки, где практически нечего было есть, тот подвиг, который он для себя установил, помог ему выжить в очень суровых условиях.
А все мы, к сожалению, находимся в глубоком расслаблении и потому ставим для себя самоцель — быть счастливыми. А в чём наше счастье заключается? Если, как в кинофильме «Доживём до понедельника», счастье — «это когда тебя понимают», тоэтого слишком мало для счастья. Счастье — когда тебя любят, этого тоже мало. Мы вообще многие слова, которые отображают наши чувства, понимаем очень и очень однобоко. А «счастье» — это слово всеобъемлющее, это слово, которое происходит от сущности Бога. Поэтому быть счастливым – это не только, когда тебя любят и понимают, или когда у тебя есть дом, кров над головой, хорошая одежда, любимые друзья, замечательная семья. Счастье — это внутреннее состояние, когда человек является чем-то цельным, полным, когда у него всё в гармонии: и телесное, и душевное, и духовное.
Посмотрите на жизнь святых. Не всегда у них было здоровье, но они понимали, что болезнь – это напоминание, чтобы они не расслаблялись, и они были счастливы даже в болезнях, потому что внутри них жил Бог. Они не стремились к какой-то необыкновенной роскоши, даже к самым простым удобствам жизни, но были счастливы потому, что внутреннее их состояние позволяло понять, почему внешняя жизнь складывается именно так или иначе…
Человек как костер
— Человек как костёр: сколько в него ни бросай всего, он никогда не насытится полностью, никогда. Сколько бы человеку ни давали красивой одежды, всегда будет мало, сколько бы вкусной еды ни давали, он всё равно будет бегать по ресторанам в поисках чего-то ещё более экзотического. Сколько бы человек ни увидел произведений искусства, ему будет всё равно мало, он будет стремиться посетить как можно больше музеев. Некоторые умудряются семьи менять, потому что нашли новую жену – «более красивую». Внешне, физически человек не может насытиться никогда!
Потому утопия коммунизма — каждому по потребности — сегодня выродилась в страшное «общество потребления». Человек думает: чем больше буду трудиться, зарабатывать, тем больше смогу приобрести, тем дальше я могу поехать – в более красивые и дальние страны. На самом деле всё это внешнее, оно может быть человеку и необходимо в каких-то моментах его жизни, но не делает его счастливым.
Счастливым человека может сделать только Бог
Я думаю, что счастливым человека может сделать только Бог. Если Он есть в душе, то можно поехать и в дальние страны, чтобы побывать в том же Иерусалиме, в Греции, поклониться святыням.
Я знал одного человека, который в 39 лет, будучи доктором наук, объездил почти все страны Европы, Америки и даже Азии. Он прочитал огромное количество книг и сам был автором многих научных трудов. Всё вроде бы в этом мире приобрёл: дорогие машины, прекрасные квартиры, имел любимых женщин, но, увы, был совершенно несчастен. Мы долго говорили с ним, я предлагал: «Может быть, вам стоит поехать куда-то отдохнуть, в паломническую поездку?» — «Я везде уже был, — отвечал он, — даже по святым местам ездил. Ничего больше не хочу».
Когда мы стали с ним говорить о том, как он живёт, какую духовную жизнь ведёт, оказалось, что нет у него никакой духовной жизни. Человек никогда не молился, практически не бывал в храме, никогда не приступал к церковным таинствам. Замечу, что это был хороший, порядочный человек, не какой-то там «новый русский», который что-то награбил. Он как доктор наук честно зарабатывал свои деньги, но… прожигал их, как и свою жизнь. В итоге ни деньги, ни многочисленые поездки счастливым его не сделали. Всё это привело его к депрессии, к психиатрической клинике, он находился в страшном унынии, не понимая, что происходит, даже ощущал какое-то раздвоение личности. А на самом деле – просто плакала душа. Душа, которая перенасытилась внешним благополучием и была абсолютно истощена отсутствием благодати Божией.
И вот этот человек стал постепенно воцерковляться. И со временем начал совершенно по-другому смотреть на жизнь, переосмыслил многое. И поверьте, сегодня, хотя у него нет прежней работы и он давно отказался от роскоши, больше никуда так много не ездит, как раньше, — он счастлив и глаза его светятся счастьем. Жизнь этого человека наполнена смыслом.
Для того, чтобы понять, что душа никогда не может удовлетвориться внешним, физическим, нужно почитать замечательный труд святителя Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело». Человек состоит из трёх составляющих. Если мы удовлетворяем только одну составляющую, в частности, тело, будет голодать душа. Если мы будем только заботиться о душе, постоянно пребывать в молитве, то придёт в истощение наше тело, одежда обветшает, голод её замучает и не всегда это заканчивается, как мы уже говорили, благополучно. Всё должно быть в определённом равновесии, в гармонии.
В ленивую расслабленную руку Господь не вкладывает свои дары
— У протоиерея Андрея Ткачева я встретила такое высказывание: «Если человек никогда ни о ком не молился, это значит, что он никого не любит». Почему мы часто не умеем молиться о своих ближних? Почему молитва чаще сводится к ожиданиям чуда – чтобы как по мановению волшебной палочки муж перестал пить, дети бы стали послушными и т.д.? А сами-то мы меняться хотим, стремимся работать над собой, чтобы ближние рядом с нами стали лучше?
— А я бы хотел сказать о фарисейских претензиях к детям. Мне довелось столкнуться с последствиями «благих намерений» немедленно воцерковить подростков в одном из внешне очень неплохих приютов.
Прекрасный храм на территории, хорошие условия жизни… Да только… Мальчиков вообще лишили телевидения. Хотя многие из них занимаются спортом, ну почему бы не подключить им канал спорта? У детей не было никаких художественных книг, только тома «Добротолюбия» и творения святых отцов. Им бы Дюма читать, приключенческие романы про дальние страны, про мореходов. Все мальчики в этом возрасте хотят куда-то плыть, куда-то лететь, испытывать себя. А их заставляли читать «Добротолюбие». Поверьте мне, «Добротолюбие» может читать не всякий взрослый человек, не говоря уже о ребятах, которым 14-15 лет.
В итоге им отравили жизнь. С ними никто всерьёз говорил о Православии. О проблемах, которые их волнуют. Я сомневаюсь, что им кто-то очень хорошо, неформально, с любовью преподавал Закон Божий. И мальчики сегодня, живя в православном интернате, не верят в Бога, они несчастны… Приходят в храм на службу и играют в игры на мобильниках. Неужели те, кто устроил такое суровое «воцерколение» (я могу говрить об этом только в кавычках!) думали, что после всего этого кто-то из воспитанников, выйдя за стены интерната, в ближайшее время пойдёт в Церковь?
К счастью, сейчас пересмотрели концепцию этого приюта, поменялось всё руководство, теперь у них священник из белого духовенства, у него самого есть дети, и он понимает, как надо воспитывать мальчишек.
Заставлять молиться или учить любить
— Сейчас во многих православных семьях происходят настоящие драмы: дети, ходившие на каждую службу с родителями, посещавшие воскресную школу вдруг уходят из церкви. Как правило, это подростки, которых заставляли молиться, заставляли вычитывать длинные правила, все или очень многое запрещали, от всего ограждали, были с ними очень строги.
— Как можно заставить ребенка молиться? Надо раскрыть его сердце! Да, нужно сеять, но сеять с любовью, чтобы дети хоть в семье, хоть в церковном приюте были счастливы, а они бывают несчастны от гиперопеки и непосильных требований. Многие из нас слишком перемудрили на своём пути в христианство, хотим, чтобы дети наши были без единого изъяна, не повторяли бы наших ошибок. Но так в жизни не бывает. Жизнь не бывает чёрной или белой, жизнь — это радуга, со всеми цветами, которые Господь послал людям, как свидетельство Своего милосердия к человеческому роду. Жить можно только в полном спектре нормальной человеческой жизни, в милосердии Божием. И когда подросток ощутит эту радугу, он поймет: это Бог рядом с нами, это Он сейчас протягивает мне руку. Тогда он хотя бы немного задумается о смысле жизни, для чего он пришел в этот мир, для чего живет, что должен сделать в этом мире.
Жить в крайностях невозможно. И когда мы начинаем загонять сами себя в крайность, в тупик и хотим загнать туда же наших детей или кого-то из родных, близких, это уже не проявление любви, это проявление деспотизма по отношению к нашим ближним. Мы лишаем их свободы выбора, мы лишаем их возможности мыслить, мы лишаем их вообще какого-либо права на собственную жизнь. Мы хотим, чтобы они жили так, как нам хочется, как нам удобно, как нам нравится, как мы считаем правильным.
Но не было такого, чтобы Христос приносил людям божественную Истину насилием, и я ни разу не видел, чтобы кто-то пошёл за Христом после насилия над его душой.
Господь совершал чудеса, Господь утешал, Господь умиротворял, Господь благотворил. И только видя, какая полнота жизни с Христом, какое счастье охватывает душу, когда соприкасаешься с Богом, люди шли за Ним, потому что понимали: без Него счастья на земле быть не может. И сегодня люди идут ко Христу, потому что хотят прикоснуться к этому всеобъемлющему счастью.
Но, к сожалению, не редкость, когда детей начинают тянуть к Богу насильно, перегибать палку в стремлении к благочестию. И самое страшное – начинают говорить о том, что Бог — это какой-то каратель: съел кусок колбасы в пятницу — «Боженька накажет!», сказал плохое слово — «Боженька накажет!», не сделал уроки — «Боженька накажет!». Что же получается? Мы в воспитательных целях превращаем Бога в какого-то монстра. Даже евреи в Ветхом завете до такого не додумались: съешь, мол, колбасы и смертью умрёшь. А сегодня мы, православные люди, которые знают, что Бог есть Любовь, выставляем Бога каким-то чудовищем, наблюдающим за каждым нашим шагом и ищущим, за что бы наказать…
Очень вредна и другая крайность: постоянное расслабление. Мол, можно делать всё и никаких церковных правил не соблюдать – Бог всех любит, всех милует, Бог меня за всё простит. Для того, чтобы избежать этих крайностей и идти царским путём, нужно почаще читать Священное Писание, общаться с творениями святых отцов, с житиями святых. Любимым чтением русского народа всю жизнь были «Жития святых». Читайте эти книги – и вы увидите удивительнейшие, потрясающие примеры для подражания. И вы нигде не найдёте, чтобы над преподобным Сергием Радонежским кто-то стоял с плёткой, хлестал его и заставлял читать Псалтирь. Я представляю, что бы стало с этим ребёнком, с мальчиком Варфоломеем, если бы его насильно заставляли читать Псалтирь – вряд ли бы он стал преподобным Сергием Радонежским.
«Какой грешный, какой безобразный мир!..»
— Отчасти можно понять мотивы такого насилия в наши дни. Родители страшно боятся влияния грешного, «плохого» мира, всяких безобразий в нём. Отсюда – стремление создать разного рода православные «общинки» вдали от города, уйти в «пустыньки». Только там якобы можно «защититься» от мира. Заметьте – речь не о монахах, а о семейных людях!
— Не случайно есть замечательное выражение: нужно ненавидеть грех, но любить грешника. Мы всё время подчеркиваем: какой грешный вокруг нас мир, какой безобразный! Но это, как ни парадоксально, Божий мир, где всё движется по Божьим законам: солнце встаёт, дождь и снег в своё время идут… И не мир лежит во зле, а человек бежит к этому злу – семимильными шагами. И нужно показать человеку другой пример – пример добра, чтобы он шел не к злу, а к светлому Христову Воскресению.
Но показать это невозможно, изолировав людей от «злого» мира. Если бы Бог захотел сегодня исключить зло из мира, оно бы в один миг исчезло с планеты Земля. Но тогда нарушилось бы самое главное — свобода человека. Человек сотворён свободным и имеет право выбора. Изолировав детей, мы лишаем их права выбора. Мы почему-то считаем, что знаем, как жить, берём на себя роль Господа Бога, утверждаем: «Мы точно знаем что хорошо, а что плохо». Это страшный повод для гордыни. А где гордыня — там, естественно, нет Бога в Его истинном понимании. И у человека начинаются страшные перегибы. Думая, что они несут людям Бога, на самом деле устраивают крестовый поход. Пусть и в отдельно взятой семье — «огнём и мечом» насаждают Христа.
Это катастрофа, когда мы лишаем ребёнка права выбора, мы не должны этого делать ни при каких обстоятельствах. И как бы трудно ни было с детьми – это в первую очередь дети. У них совершенно другая психика, совершенно другое отношение к жизни – всегда вспоминайте, какими вы были в детстве. Никогда дети не были одинаковы, а мы хотим, чтобы ребёнок вырос, не бегая, не прыгая, не хохоча, громко не крича, чтобы он ел всё, что ему дают, чтобы он спал вовремя и чтобы вставал пораньше и ходил молиться… Ну, это не ребёнок уже, это робот, таких детей не существует в природе.
Дети хотят гулять, кататься на велосипедах, бегать на речку купаться, они хотят есть колбасу и мороженое, хотят дурачиться, они толкаются, они обзываются, они бегают – они познают этот мир. Как возможно познать мир, если не нюхать цветы? Как можно сказать, что вода мокрая и холодная, если никогда не искупаться в море? И поселив ребёнка искусственно в четырёх стенах монастыря или какой-то «общинки», невозможно вырастить полноценного человека…
Я не говорю о монастырских и церковных приютах, среди которых есть просто замечательные и где работают профессиональные педагоги. Речь о разного рода «православных поселениях» или неких «общинках», почему-то существующих при некоторых монастырях или храмах. Родители с детьми живут в таких сообществах, как правило, врозь – то есть семьи уже нет. А бывает еще хуже: родитель отправляется «странствовать» по монастырям, «спасаться», сплавив ребёнка на руки монахинь.
Но на кого мы бросаем детей? Независимо от благих намерений устроителей сама неестественная структура таких сообществ порождает слишком много соблазнов, здесь есть все возможности для перегибов: отобрать все мобильники, не позволить ничего делать без разрешения «ответственного», контролировать человека чуть ли не каждую минуту. И, конечно же, находятся командиры, которые хотят «порулить» – и очень жёстко. Ведь иногда в монастыри. к сожалению, приходят люди, которые ищут не молитвенного общения, а хотят сбежать от реальностей жизни, которая у них не сложилась по каким-то причинам. И если таких людей, которые, возможно, имели прежде тяжкие грехи, но потом исправились, допускают к детям, может произойти катастрофа. Столкнувшись с детскими капризами, с подростковым вызовом, такие люди бывают неспособны проявлять любовь и терпение. Вспоминаются обиды на прошлую неудавшуюся жизнь, на людей – и вспыхивает неискоренённая ненависть, не любовь, а ненависть – и это по отношению к ребенку!
Детей же можно воспитывать только в духе любви, понимания. Я не говорю, что никто не должен наказывать детей. Но никаких побоев, конечно, быть не должно, никаких репрессий, никаких лишений обедов, вообще каких-то удовольствий, никаких «наказаний молитвой». Это абсолютно недопустимо, потому что в этом случае ребёнок очень быстро озлобляется.
Избавиться от страхов
— Мотив родительских строгостей и изоляции ребенка бывает такой: не дай Бог, дети выйдут за пределы стен и увидят, что творится в этом миру, какой там разврат и какие беззакония.
— Увы, многие родители именно так считают. Хватит, мол, мы в свое время оступились, наделали кучу глупостей, а ребёнок должен сразу, в самом начале жить в семье как в монастыре – то есть его всего лишают. Но это же совершенно ненормально! Это приведет лишь к бесконечным скандалам и ненависти, о которой мы уже говорили, он будет видеть в Православии лишь орудие наказания. Он не увидит в Православии Бога, Живого Бога, Бога любящего, Бога сострадающего. Он увидит только жестких родителей, которые от имени Бога постоянно его истязают, лишают всего того, что он видит в окружающем мире. И он не будет любить Бога…
Только тогда, когда человек наполнен жизнью – и душевно и телесно, он бывает счастлив. Но как он будет счастлив, если мы захотим воспитать лишь душу, а тело и чувства будем бесконечно изнурять? Кого мы хотим воспитать? Аскетов, отцов-пустынников 4-го и 5-го веков сирийских и египетских пустынь? Не забудем, что отцы уходили в эти пустыни, прожив немало лет в миру. И уходили они туда замаливать свои грехи, изменять свою жизнь к лучшему. Как Мария Египетская, например, и многие, многие другие.
Они уходили от греха в пустыню изменяться, а мы детей хотим искусственно запереть в неком «инкубаторе»! Вспомните манкуртов, описанных прекрасным писателем Чингизом Айтматовым в романе «И дольше века длится день». Они были как роботы, как зомби – абсолютно послушны и делали всё, что от них хотели.
Лишая ребенка права выбора, мы делаем то, чего никогда не делал Господь, который дал человеку свободу. Только задумайтесь: Бог дал человеку право выбора, а отец или мать лишают ребёнка такого права! Это духовное преступление по отношению к детям…
И только полнота любви и понимания дадут и веру, и радость, и счастье. И таким отношениям мы все должны учиться.
Православная газета для простых людей, №1 (101), 2014 г