Cемь дней на Святой Земле

Паломничество. Путь ко святым местам начинается не с выбора дороги, не с прокладывания маршрута и даже не с покупки билетов. Паломничество начинается с потребности, которая зарождается в душе, со стремления прикоснуться к святыне и, преклонив колени, обратиться с молитвой к Богу.

Из всех дорог, которые выбирают паломники, есть одна, стоящая особняком. Я говорю о паломничестве на Святую Землю, паломничестве, которое хоть раз в своей жизни должен совершить каждый христианин.

Так сложилось, что в начале февраля небольшой группе паломников из Данилова монастыря довелось посетить Святую Землю. Мы попросили одного из паломников – эконома Даниловской обители, игумена Иннокентия (Ольхового), – рассказать об этой поездке.

Монастырь на Фаворе

– Отец Иннокентий, кто входил в число паломников, с которыми Вы отправлялись в путь?

– Это была небольшая группа, люди духовно близкие, духовные чада нашего отца наместника: две семьи священников, две семьи людей светских, сам архимандрит Алексий, я и игумен из Троице-Сергиевой лавры. В такой компании паломничать было хорошо: мы отлично понимали друг друга, могли при необходимости помочь друг другу. Но главное, мы были единодушны.

– Как я понимаю, это не первая Ваша поездка на Святую Землю?

– Конечно, я бывал там много раз. Да и другие члены группы бывали на Святой Земле неоднократно. Именно поэтому у нас было общее желание не просто посетить святые места, а не спеша помолиться вместе. Ведь там каждый метр земли – святыня: место Рождения Спасителя, путь Его земной жизни, Крестных страданий, Смерти и Воскресения. Преклоняя колени в молитвах к Богу, человек испытывает здесь совершенно особые чувства. Как очень точно сформулировал наш благочинный, архимандрит Лука, «если здесь <в Москве – Примеч. ред> мы должны кричать на Небо (то есть прилагать большие усилия), то там – на Святой Земле – достаточно просто говорить шепотом, чтобы почувствовать, что Господь слышит тебя».

Назарет

– Каков был маршрут?

– Не совсем обычный. Прилетев в Тель-Авив, мы не поехали в Иерусалим, как делают все паломнические группы, а прежде отправились в Галилею, к Галилейскому озеру, где Господь прожил большую часть земной жизни и открыл миру Свое учение. Первой, отправной точкой нашего паломничества стала Тиверия, самый крупный город в Галилее, расположенный прямо на берегу Галилейского озера. Там у Русской Духовной миссии есть хорошая гостиница номеров на 20, где с удобством может расположиться такая небольшая группа, как наша.

Из Тиверии мы отправились в Назарет – город, откуда родом был Иосиф, нареченный муж Пресвятой Богородицы; город, где Спаситель прожил до своего 30-летия; город, жители которого не приняли Христа, потому что знали Его как Сына плотника, и даже хотели сбросить Господа со скалы. Скалу теперь показывают паломникам. Здесь же есть часовня, которую русские паломники установили еще до революции.

Побывали мы в Кане Галилейской, где Спаситель совершил Свое первое чудо – претворил воду в вино. Посетили Капернаум, откуда родом были святые апостолы Петр, Андрей, Матфей, Иоанн и Иаков. Этот город стал второй родиной для Спасителя: туда Он ушел, когда Его не приняли в родном Назарете. Капернаум – город, в котором Спаситель совершил немало чудес и о котором в Евангелии от Матфея сказано так: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11, 23). Кстати, все эти места находятся очень близко друг от друга: Тиверия, Назарет, Фавор, Капернаум, – все в приделах 20-30 километров.

Когда-то в Капернауме находился дом апостола Петра, и археологам удалось его раскопать. Теперь «Дом апостола Петра» – одна из главных достопримечательностей этого города. Известно, что в доме св.Петра собирались первые христиане, там неоднократно бывал Спаситель, там Он жил и проповедовал. И я считаю, что всем паломникам стоит там побывать.

Побывали мы и в Магдале – на родине Марии Магдалины. Две тысячи лет назад это было маленькое поселение, сейчас это пригород Тиверии. Там есть участок земли, принадлежащий Русской Духовной Миссии, на котором находятся маленькая церковь и теплые радоновые источники. Представляете: круглый год в этом месте из-под земли бьют ключи с постоянной температурой воды 26°. Там сделана большая купель, где люди могут круглый год принимать ванны. Очень красивое святое место.

Дальше наш путь лежал к горе Фавор, на которой произошло Преображение Господне. Между Фавором и Капернаумом есть большой холм, где Спаситель произнес Нагорную проповедь.

Гора искушений

– Интересно, а как сейчас можно определить, где точно находилось то самое место? Ведь в Евангелии, кажется, нет определенных указаний?

– Ну почему же нет?! Как мы помним из Евангелия, Господь рассадил всех на зеленой траве. И в этих местах есть лишь одно такое место, где много источников с хорошей, пригодной для питья водой и зеленой травой. Место представляет собой большой холм, носящий название «Горы Блаженств». Там сейчас находится католический монастырь и руины древнего храма, построенного во времена святой царицы Елены.

Кстати, именно святая царица Елена, мать императора Константина, стала первой царственной особой, совершившей паломничество на Святую Землю. Ей мы обязаны тем, что было найдено место погребения Спасителя, обретен Животворящий Крест. Во время своего паломничества она во многих местах строила храмы: в Вифлееме, на Елеонской горе, над местом Вознесения Христа, в Гефсимании, на горе Фавор… По указанию царицы Елены величественный храм был возведен в IV веке и в том месте, где Спаситель произнес Нагорную проповедь. Руины этого храма и сегодня служат дополнительным ориентиром паломникам, которые спешат преклонить колени в молитве на горе Блаженств.

Из Галилеи мы отправились в Иудею, это уже Иерусалим. А по дороге заехали на Иордан, чтобы совершить молебен близ того места, где Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн крестил Спасителя.

место Моления о Чаше

– Это место достоверно установлено?

– Вполне достоверно. Правда, за 2000 лет русло реки Иордан сильно изменилось. И само место Крещения находится уже на суше, метрах в ста от берега. Причем на территории соседнего с Израилем государства – Иордании. Но опять же святая царица Елена оставила нам «подсказки» – на месте Крещения Спасителя сохранились остатки древней базилики IV века, построенной по ее повелению. Ведь уже тогда река Иордан являлась местом массового паломничества. Теперь здесь построено несколько крупных комплексов – католический, греческий и русский православный. Несколько лет назад король Иордании подарил России участок земли, на котором позже был построен православный комплекс.

– Именно здесь человечеству были явлены все Три Лица Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой?

– Совсем рядом. Как я уже говорил, место Крещения находится на территории Иордании. Чтобы добраться до него, надо было пересекать границу, проходить контрольно-пропускной пункт. Мы не стали этого делать и остались на еврейской территории. Там, кстати, все достаточно удобно устроено для паломников: подготовлены места для погружения в воды Иордана и для молитвы. Даже продают специальные длинные паломнические рубашки, в которых верующие заходят в реку.

Хеврон

– Но все же: если, допустим, паломник захочет побывать на «том самом месте»?

– Тогда ему придется через контрольно-пропускной пункт въехать на территорию Иордании. Раньше это был весьма сложным делом. Требовалась специальная виза, пересечь границу с Иорданией паломник мог, но всегда оставался шанс не вернуться на территорию Израиля, так как его могли и не впустить. Теперь все гораздо проще: Израиль визы отменил, и если у паломников достаточно времени, они могут отправиться на территорию Иордании, а затем вернуться в Израиль.

– А после Иордана Ваша группа отправилась в Иерусалим?

– Да, хотя по пути мы заехали в древний город Иерихон. Он упоминается и в Ветхозаветном Писании, и в Новом Завете. Рядом с Иерихоном находится знаменитая гора Искушений. Помните, Евангелие от Матфея: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатано; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 8 - 10).

Сейчас на этой горе находится действующий греческий монастырь, в котором постоянно живут несколько монахов. Паломникам показывают камень, на котором, по Преданию, сидел Господь, когда дьявол искушал Его. Место это очень строгое, аскетичное. Молящиеся там обычно поют покаянные песнопения, ирмосы Великого канона, которые поются обычно на первой седмице Великого поста. А в дохристианский период там жили назореи-отшельники. Ожидая прихода Спасителя, они вели очень строгую, аскетичную жизнь.

Здесь же, близ развалин Иерихона, находится дерево Закхея. Это тоже Евангельская история: когда Господь проходил мимо этого города, в нем жил Закхей, начальник мытарей (сборщиков податей). Он был человеком богатым, но богатство его было нажито неправедным путем. Закхей очень хотел увидеть Христа, но в толпе не мог этого сделать по причине своего маленького роста. И тогда Закхей, как сказано в Евангелии от Луки, «забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 4 - 5). Спаситель принял Закхея, и тот раскаялся. И даже стал потом епископом, а после кончины был причислен к лику святых.

Раскопки Второго храма

– А что теперь находится на месте дерева Закхея?

– Дерево, хоть и засохшее, все еще стоит… Оно очень старое, говорят, одно из самых старых деревьев в Иерихоне. Но, даже если бы его уже и не было, это было бы не так существенно. Ведь нам, православным, важно вспомнить само событие, не в материальном, а в духовном воплощении. Паломники должны увидеть и прочувствовать, что по этой Земле ходил Спаситель мира: вот развалины иерихонских стен, которые пали, когда Иисус Навин под звуки труб семь раз обошел город; вот дерево, на которое не побоялся и не постыдился забраться большой начальник и богатый человек, жаждавший лишь одного – увидеть Господа...

После Иерихона мы отправились в Вифлеем – место Рождества Христова, и только после этого приехали в Иерусалим. Как и миллионы паломников, мы молились у Гроба Господня, сподобились принятия Святых Христовых Таин на Литургии в Храме Воскресения Христова.

– Какой, однако, у Вашей группы был маршрут своеобразный… А ведь, наверное, можно было начать с Вифлеема, чтобы пройти по стопам Господа с момента Его рождения и до Воскресения…

– Идея, конечно, хорошая, и мы ее обсуждали. Сначала Вифлеем, потом Назарет, Капернаум, Иерусалим… Но в этом случае пришлось бы совершать очень много переездов, и в семь дней мы могли бы не уложиться. Поэтому мы решили начать не с Рождества, а с момента выхода Спасителя на проповедь. Поэтому и Вифлеем в нашем паломничестве стоял особняком. Кстати, за эти семь дней мы действительно успели побывать во многих местах. Посетили даже древний библейский город Хеврон.

Гефсимания

– Город Ветхого Завета…

– Да, из Ветхозаветной истории мы знаем, что Авраам встретил Господа, Который явился ему в образе Трех Ангелов и Которых Авраам поначалу принял за странников и устроил им трапезу возле своего шатра под Мамврийским дубом. В книге Бытия сказано: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Быт. 18, 1 - 2). Вот и нам довелось побывать на месте встречи Авраама с Богом, возле Маврийского дуба…

– Отец Иннокентий, но ведь Мамврийский дуб не мог сохраниться: прошло более 5 тысяч лет…
– Мамврийский дуб до сих пор стоит, правда, несколько лет назад он засох, но сейчас из его корней идут новые побеги. Сам дуб очень большой и старый. Это, конечно, не баобаб, не секвойя, но все-таки большое и древнее дерево. Святыню обнаружил архимандрит Антонин (Капустин), возглавлявший в середине XIX века Русскую Духовную миссию в Иерусалиме. Он же приобрел участок земли, на котором находился дуб. В начале ХХ века здесь построили церковь в честь Святой Троицы. Сам Мамврийский дуб огорожен, дотронуться до него нельзя, но подойти, постоять, помолиться возле него может каждый паломник.

Интересно, что в Хевроне нет христиан, кроме русских: ни протестантов, ни католиков, ни греков – одна только русская православная церковь Святой Троицы. И сам Мамврийский дуб – единственное христианское место в Хевроне. В городе живут мусульмане, которые без восторга, надо сказать, относятся к христианским паломникам. И посещать Хеврон – особенно в период каких-либо военных действии – бывает опасно.

– Могут убить?

– Убить не убьют, но, если увидят автобус с израильскими номерами, могут начать бросать в него камни.

– Отец Иннокентий, для тех, кто еще не был в Иерусалиме, расскажите, что представляет собой Гроб Господень?

– Любой гроб в Израиле, в Иудее – это пещера, выдолбленная в скале, вход в которую, как пробкой, закрывался другим большим камнем. Перед входом в пещеру находился «камень помазания» – на нем обрабатывалось тело усопшего.

И Гроб Господень тоже представлял собой вырубленную в скале пещеру. Позже, во времена византийских императоров, скалу снесли. Сейчас на месте гробницы Спасителя находится маленькая часовня – кувуклия. Верующие заходят в кувуклию, чтобы преклонить колени и помолиться на месте погребения Господа.

Гроб Господень сегодня принадлежит нескольким конфессиям. Там по очереди служат греки, католики, армяне, фиопы и копты. Литургию служат ночью. Начинают греки, за ними армяне, потом католики… Мы, понятное дело, были на греческой Литургии, которая длилась с 12 ночи до 3 часов утра.

– Можно ли описать словами состояние, которое испытываешь, находясь возле Гроба Господня?

– Это трудно… Священный трепет, необыкновенная радость, благоговение… Нет, я вряд ли сумею передать это совершенно особое состояние. Думаю, что каждый паломник должен сам это прочувствовать.

– Где Вы еще успели побывать в Иерусалиме?

– В Гефсимании. Сейчас это маленькая рощица, всего 20 или 30 огороженных оливковых деревьев. Там обычно читают Евангелие о страстях Господних. В Гефсиманском саду есть так называемый Храм «Всех наций» – он находится на месте последнего моления Спасителя – «Моления о Чаше».

Успели побывать в знаменитом Елеонском монастыре, его колокольню называют «русской свечой». Монастырь находится рядом с местом Вознесения Господня. В обители есть камень, на котором, по преданию, сидела Матерь Божия, когда Господь возносился на Небо.

Прошли по Виа Долороза – это улица в старом городе, по ней пролегал путь Спасителя к месту Распятия. Хотя, конечно, со времени Христа город сильно изменился, но какие-то места археологам удалось достаточно точно установить: дом Понтия Пилата, место, где Пилат умывал руки, темницу Христову, лифостротон – место, где Пилат производил суд над Спасителем.

– А были ли места, где лично Вы никогда раньше не бывали?

– Да. Нам удалось побывать на месте раскопок Второго Иерусалимского Храма. Там лишь недавно раскопали ступени, по которым Господь поднимался в Храм, по которым маленькой девочкой поднималась Матерь Божия. Побывали мы и в монастыре патриарха Модеста Иерусалимского. Там мне раньше тоже бывать не доводилось.

– Кто сопровождал Вашу группу в паломничестве? Кто был Вашим гидом?

– У нас был замечательный гид-экскурсовод – монахиня из Горненского монастыря. Вот почему так хорошо паломничать именно православной группой, со священниками и православным экскурсоводом, который и покажет все, и расскажет.

– В завершение нашей беседы что Вы посоветовали бы тем, кто в первый раз отправляется в паломничество на Святую Землю? К примеру, какое время лучше всего выбрать для поездки?

– Любое время имеет свои плюсы и минусы. У нас просто так получилось, что мы поехали в начале февраля. Другим временем мы просто не располагали. Февраль-март – идеальное время для тех, кто не любит жару. Температура воздуха днем – 14-16°, ночью бывает даже прохладно. Летом в Израиле обычно очень жарко. Хотя, с другой стороны, летом можно искупаться в Галилейском озере, опять же в реку Иордан не так холодно погружаться.

А что посоветовать паломникам? Во-первых, собираясь в путь, надо духовно подготовиться, почитать Евангелие, Священную историю Ветхого и Нового Завета, чтобы потом, перечитывая эти книги уже на святых местах, по-новому все осмыслить и прочувствовать. Очень важно, чтобы экскурсоводами по Святой Земле были православные христиане, поэтому я бы посоветовал православному человеку ехать в составе паломнической группы. В этом случае вы сможете ощутить удивительную атмосферу паломничества и радость совместной молитвы.

Ведь Церковь – это и есть сообщество верующих, собравшихся ради совместной молитвы. Конечно, личная молитва также важна, но именно в Церкви, когда люди собираются вместе, чтобы помолиться Богу, Господь особенным образом присутствует среди нас. Святые говорили, что «Господи помилуй», сказанное вместе на службе, стоит многих молитв, которые мы можем прочитать в течение дня у себя дома.

Господь создал Свою земную Церковь и поставил Апостолов, чтобы мы научились молиться вместе. Тело Христово – это именно Церковь, и если мы в Церкви, мы становимся частью этого Тела. В совместной молитве выражается то единение и деятельная любовь к ближнему, которые нам заповедовал Спаситель. Вот почему и в паломничество хорошо ехать с близкими по духу людьми, с которыми вам будет легко молиться вместе.

Беседовал: Петр Селинов