Почувствовать любовь человека к Богу...
Руководитель Церковно-певческой школы и Детско-юношеского хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина Ирина Болдышева (Санкт-Петербург) часто ездит в монастыри с детскими коллективами. Дети поют Литургию, молятся вместе с насельниками, часто несут и другие послушания. Ирина Валентиновна уверена, что находясь в монастыре, почувствовать присутствие Божие гораздо легче, чем в миру. «Когда дети, подростки, юноши или девушки попадают в эту атмосферу духовного света, их сердца радуются», – считает Ирина Валентиновна. О том, насколько полезно для детской души знакомство с монашеством, наш разговор.
– Ирина Валентиновна, вероятно, за двадцать с лишним лет, что существует этот поистине уникальный хоровой коллектив, широко известный за пределами родного города, Вам не раз доводилось видеть, как преображаются дети, паломничая в святые обители?
– Конечно. Бывало, что родители просили взять с собой в монастырь младшего брата или сестричку кого-нибудь из наших хористов. Мы отправлялись в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь на Псковской земле или в Введено-Оятский женский. А потом мамы-папы говорили: «Мы своего ребенка таким не видели никогда!» Просили взять дитя и в следующую поездку в монастырь. Лица возвращающихся детей, больших и маленьких, всегда озарены внутренним светом. Монастырские службы, послушания, трапезы, общение с братией и само пребывание в священном пространстве обители глубоко запечатлеваются в детской душе. Богатство детей – чистота. В этом отношении они с монахами, ищущими чистоты и оставившими все ради Христа, пребывают в некоем едином духовном братстве. И исполняющих заповедь «будьте как дети» мы все же чаще можем встретить в монастырях.
Юное существо предощущает в своей душе способность сильно чувствовать, любить. Душа человеческая создана способной ответить любовью на любовь Самого Бога и вместить Невместимого. Но если молодость, которая, по слову поэта Петра Вяземского «и жить торопится, и чувствовать спешит», не получит благодатных впечатлений и правильного знания об истине, эти новые бурно раскрывающиеся силы души могут далеко увести ее с дороги добра. Вот почему так важно детской душе прикоснуться к Святому Евангелию, узнать людей, всей жизнью следующих ему.
Бесценный дар – возможность читать жития святых, но не менее драгоценный дар для ребенка – увидеть своими глазами монаха, который любит Бога всем сердцем, любит молитву и ничто не предпочел любви Христовой.
Старец Амфилохий Патмосский говорил, что Церковь не может существовать без православного монашества: «Ведь ни одно государство не выживет без армии, и ни одна государственная система не будет эффективна без полиции. Иноки хранят и защищают границы Церкви от врагов, которые, подобно волкам, в наш материалистический век стремятся растерзать ее в клочья». У каждого детского сердца, юного сердца тоже должна быть ограда от «волков» – ведь человек призван быть храмом. В совместной молитве и живом общении зарождается духовная дружба, которой мои певчие очень дорожат. Иноки становятся для них духовными маяками, помогая утвердиться христианской душе. Они не оставляют детей своей молитвой и когда те вырастают.
– Можете рассказать о ком-то из них?
– Огромную роль в духовном становлении целого поколения моих учеников сыграл настоятель Голгофо-Распятского Анзерского скита игумен Евлогий. Нам посчастливилось бывать на Соловках, когда там только начала возрождаться монашеская жизнь. Мы тогда жили в полуразрушенном Свято-Троицком скиту и постоянно ходили петь Литургию в Воскресенский храм Голгофо-Распятского скита. Незабываемые Литургии проходили так благоговейно, словно Небо опустилось на землю, и столь же благоговейно проходила исповедь. Дети тогда пережили исповедь именно как таинство. Это был дар Божий. Они стали стремиться к ней часто, почувствовав ту благодатную радость, которая рождается от ясной и чистой совести. Анзер ни с каким другим местом на земле я сравнить не могу. Этот северный остров Соловецкого архипелага освящен явлением Божией Матери преподобным Елеазару и затем Иову Анзерским, их постническим подвигом, подвигом Новомучеников и исповедников российских. Там действительно появляется чувство, что Небо очень близко. Здесь и воздух особо прозрачен, и деревья кажутся нематериальными. «Дух, идеже хощет, дышет» (Ин. 3, 6). Поистине там, на Анзере, среди неизреченной тишины, детское сердце слышит Его неуловимое дыхание. Это – Русская Голгофа, где пострадали тысячи священнослужителей и мирян.
Нетленное богатство даровало детским душам и посещение монастыря святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме под Екатеринбургом. Семь раз мы ездили туда на празднование Царских дней и восьмой – на десятилетие со дня основания обители. Драгоценные минуты пережили мы во время ночных всенощных и Литургий 17 июля. Величественное, благоговейное и пламенное служение игумена Феодосия, его простота и открытость в живом общении оставили глубокий след в юных сердцах. Такие встречи способны совершенно изменить человека, пробудить в нем самое прекрасное и благородное. Сейчас епископ Феодосий возглавляет Бишкекскую и Кыргызстанскую епархию и продолжает приглашать нас на Царские дни. Нам дорого, что мы молились вместе с Владыкой и что была издана аудиозапись «Молебное пение с акафистом святым Царственным Страстотерпцам».
Глубокое духовное влияние на детей оказал послушник Черногорского Цетинского монастыря Милан, а теперь – архимандрит Кирилл, учившийся в свое время в Московской духовной академии и встречавший нас на братской земле Сербии.
Благодарение Богу, паломничества в монастыри открыли детям много удивительных прекрасных людей: епископов, монахов и монахинь. Все они так не похожи друг на друга, но в каждом светит любовь Христова, на которую искренние детские души отзываются радостью и любовью. Само желание молиться часто рождается или обновляется от соприкосновения с таким человеком, о котором старец Паисий Святогорец сказал: «Как нельзя ребенка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял ее смысл».
– Ваши воспитанники получают сильные впечатления, напитываются благодатью Божией в святых местах. А как воспринимается пение Детско-юношеского хора святого Иоанна Дамаскина самими монахами?
– С 1996-98 годов мы поем Божественную литургию в византийской традиции, переложенную мною для церковнославянского языка, а также и песнопения всенощной. Конечно, монашескому строю жизни созвучно древнее церковное пение – византийское и знаменное. Византийское пение создавалось таким образом, чтобы каждое слово молитвы было глубоко услышано сердцем и отозвалось в нем. Традиция византийского богослужебного пения, обогащаясь веками, напитала свои песнопения живой молитвой многих святых и поистине может являться школой молитвы. Бывало, что настоятель или настоятельница обители, впервые услышав византийскую Литургию в исполнении хора, потом неоднократно приглашали нас на престольные праздники, на Пасху и Рождество Христово. Ведь византийское пение изначально создавалось отцами Церкви, которые были монахами, и оно, безусловно, глубоко проникнуто духом благоговейного предстояния пред Богом. В нем – необыкновенная красота, во все века свидетельствующая о Царствии Божием. Когда византийское пение звучит из детских уст, оно льется особенно проникновенно, священники часто переживают радость глубокой молитвы. А разве для певчих это не подарок – ощутить внутреннее единство с алтарем? Божественная литургия объединяет как ничто на свете. Душа в эти мгновения меняется – научается любить по дару благодати.
После Литургии нас нередко просят дать концерт из моих песен для насельников и паломников обители. Как удивительно слушают в монастыре! Пожалуй, именно там эти песни, написанные на слова Алексея Хомякова, К.Р., Сергея Бехтеева, Александра Солодовникова, протоиерея Андрея Логвинова, нашли наиболее тонких и глубоких ценителей.
– У вас необычайно широкая география поездок по монастырям, нет возможности даже просто их перечислить – так их много!
– Нам выпала радость петь за Божественной службой более чем в 50 монастырях, в большинстве – неоднократно. Многие из них являются величайшими святынями Вселенского Православия: Гроб Господень, Гефсимания, Горненская обитель, монастырь Святого Креста в Иерусалиме, Пещера Рождества в Вифлееме, Синайский монастырь святой Екатерины, Грачаница в Косово, Студеница, Рождества Богородицы в Цетинье, Милешево, монастырь Василия Острожского, монастырь Архангела Михаила Раковица, монастырь на горе Грабарка в Польше. Незабываема и Божественная литургия в день Успения Пресвятой Богородицы на Соборной площади Киево-Печерской Лавры, которую возглавлял Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир… Ионинский и Покровский монастыри в Киеве, Почаевская Лавра, Корецкий монастырь, Голосеевская пустынь, Свято-Елизаветинский Минский, Успенский Жировицкий, Полоцкий Спасо-Евфросиниевский – каждая Литургия в памяти сердца!
Особенно дорог нашему хору Валаам. Там мои детки спели свою первую Литургию в надвратной церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Другие монастырские храмы в то время не были отреставрированы – первые два раза мы были на Валааме, как только разоренную обитель вернули Церкви. Ребята каждый день ходили на послушания: либо в сад, либо на огород, – терпеливо и старательно расчищали от мха и битого стекла надгробия на монастырском кладбище. Ежедневно я проводила спевки во Всесвятском скиту, дорогой мы наслаждались чудной красотой острова.
Каждая обитель хранит свою историю, а это часть истории нашей великой Родины. Знать ее очень важно для становления христианской души. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что земное отечество дано нам как репетиция перед отечеством Небесным. Мы должны любить его всей душой и возделывать как Богом дарованный сад.
В 2003 году мы сопровождали на Валаам Честную Стопу святого апостола Андрея Первозванного. Прямо на корабле по дороге на остров спели службу отдания Пасхи. Плыли к празднику Вознесения Господня. И нам показалось особенно удивительным то, что Стопа апостола, который участвовал в событии Вознесения, как раз на Вознесение прибывает на Валаам, на который она по преданию когда-то ступила. Возвращаясь, пели на корабле от полноты сердца до глубокой ночи для девочек из приюта московской Марфо-Мариинской обители. В самом же монастыре хору довелось петь за Божественной литургией и в Спасо-Преображенском соборе, и в Никольском скиту.
Воспоминания о каждой обители драгоценны. С какой теплотой и любовью встречает нас на ярославской земле настоятельница Николо-Сольбинской обители игумения Еротиида! С девочками из монастырского приюта наши ребята быстро находят общий язык, и общение перерастает в дружбу. Дорог нам и Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь, где бывали не раз. Благословенная Оптина пустынь, Александро-Невская Лавра, Троице-Сергиева Приморская пустынь, Иоанновский монастырь на Карповке, Александро-Свирский монастырь, Дивеево – все они оставили в каждой душе след своего священного бытия, посеяли семена, которые будут прорастать, верю, в течение всей жизни. Глубокое впечатление произвели на нас Верхотурский Свято-Николаевский монастырь и Алапаевский монастырь в честь Новомучеников и исповедников Российских, в котором мы неоднократно пели за Божественной литургией в день памяти преподобномученицы Елисаветы и с нею пострадавших.
Необыкновенно дороги поездки в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского и спеть раннюю Литургию в Троицком соборе – это и радость, и укрепление, и приобщение к духу Святой Руси. Однажды у мощей преподобного Сергия дети пели акафист на старинный распев, и в этот момент неожиданно в храм зашел наместник лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Владыка Феогност сказал нам: «Пойте завтра здесь за Божественной литургией». Однако мы уже собирались уезжать и билеты заранее купили. Наместник Лавры заверил, что проблему с билетами он решит. Ранним утром среди множества мерцаюших лампад в переполненном храме дети пели византийскую Литургию, отец наместник служил в алтаре один… Вечером мои хористы уезжали в родной Санкт-Петербург с чувством благодарности Богу за этот небесный подарок.
Одна моя воспитанница, ныне мама четверых детей, сказала: «В моей памяти поездки с хором в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру как драгоценный ларец; иногда его достаешь… открываешь… какие мы счастливые!»
Конечно, когда к пению предъявляешь самые высокие требования, нужен большой труд и педагога, и учеников. А самое главное, чтобы в певчих пробудилось стремление молиться, когда они поют. Этому всегда способствует дух молитвенного делания, пребывающий в монастырях. Немалого труда стоят и сами паломничества, и их подготовка. Стремящимся славить Бога неизбежно приходится преодолевать и трудности, и искушения, и телесные немощи, и скорби. Ведь писал святой апостол Павел христианам: «…вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29).
– Ирина Валентиновна, а в наступившем 2014 году какое из наиболее ярких и значимых событий в жизни хора, созданного и взлелеянного при соборе Владимирской иконы Божией Матери, вы можете назвать?
– Нам посчастливилось петь Божественную литургию в день памяти преподобного Серафима Саровского в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, когда там находились Дары волхвов. Приезд в Россию с Афона этой христианской святыни – свидетельство того, как Господь жаждет спасти всякую душу. Это была совершенно незабываемая для всех нас служба. Собрался полный состав нашего хора: пришли те, кто вырос. Пришли и мои ученики, ставшие регентами в других храмах. Святыня собрала всех. Пелось необыкновенно легко и радостно, и мы пережили эту службу как чудо.
А каковы были удивление и радость увидеть стоящего у святыни иеромонаха Никандра, ставшего насельником афонского монастыря святого Павла! Ведь когда-то он, будучи благочинным прославленной Псково-Печерской обители, принимал хор, водил нас на Святую горку, заботливо устраивал на ночлег, после чего мы пели Литургию в Михайловском соборе. Поездки в Печеры – особая неизреченная милость Божия. Никогда мне не забыть, как в Богом зданных пещерах разливается византийский тропарь Пасхи. Как дорогой батюшка Иоанн (Крестьянкин) из открытого окна своей кельи восклицает нам всей силой своего духа: «Христос воскресе!» Как подпевает он теснящимся, словно овечки, под его окном детям: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!..» Как заботливый келейник все пытается уложить старца в кровать, а Батюшка снова порывается встать и, подойдя к окну, радостно слушает детское пение и вновь, и вновь возглашает ликующее «Христос воскресе!» Для великого старца это было последняя на земле Пасха
Беседовала Нина Ставицкая
Фото из архива хора
Подробнее познакомиться с жизнью и творчеством хора можно на сайте damaskinhor.ru