1000-летие русского монашества на Афоне отметят в 2016-м году
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
– Отец Алексий, в праздник Крещения Господня Вы вместе с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом побывали в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Пожалуйста, расскажите немного об этой поездке.
– В 2016 году исполняется тысяча лет русскому монашеству на Афоне, и по всему видно, что настало время «собирать камни». Обитель преображается на глазах. Духовная жизнь не стоит на месте, в монастырь приходят молодые монахи, и это очень важно.
Был период, когда из Свято-Пантелеимонова монастыря ушли старые братья, а пополнения из России не было. Сейчас в монастыре подвизается около 80 человек – русские, украинцы, молдаване. Конечно, и этого недостаточно, – много послушаний, много трудов, много молитвы, но чувствуется, что есть пополнение, есть дух молитвы, духовный оптимизм.
Вместе с братией и паломниками мы молились за продолжительными афонскими богослужениями, ходили крестным ходом к морю, приняли участие в чине освящения воды, который совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Все было очень торжественно.
В Крещенский сочельник богослужение старшей братии в соборе обители возглавил игумен Иеремия (Алехин). Отцу Иеримии 99 лет, что не мешает ему бывать на всех службах, молиться, принимать участие в братской трапезе. В сам праздник Крещения богослужение возглавил архиепископ Феогност. Накануне, с пятницы на субботу, владыка поднимался на вершину горы, где тоже служил Литургию.
Надо сказать, что не только мирянам, но и монашествующим священникам довольно непросто участвовать в долгих афонских службах, особенно тем, кто нечасто бывает на Святой Горе. Но духовный подъем, который переживает человек после посещения этой святыни, настраивает на подвиг, и это ощущают все, кто посещает Русский Афон.
– Что есть Афон для русского монашества?
– Афон для нас – это прежде всего духовный ориентир, образец подвижничества и молитвы. Это пример доброго отречения от мира, отречения, в котором много внимания уделяется духовному созиданию. Нет сомнений, что развитое хозяйство необходимо любой обители, и без этого не обойтись, но самое главное – служение Богу и ближнему. Афон в большой мере служит паломникам. Люди со всех концов земного шара приезжают сюда, чтобы помолиться, напитаться духом монашеской республики, и афониты с любовью принимают всех.
– На Святую Гору монахи отправляются в поисках уединения, молитвы, но и здесь мир не оставляет их: приходится принимать паломников, о которых надо заботиться...
– Мы обогащаемся от святыни. Я давно не был на Святой Горе. Старшая братия, которая в свое время уехала на Афон из Лавры, очень радушно встретила нас, мы не почувствовали, что обременяем кого-то своим присутствием. Но ведь есть естественные ограничения: монастырь не может принять, например, 1000 человек в день. Для братии не так просто предоставить ночлег и питание всем желающим. Однако у монастыря есть планы по развитию паломничества, но забота о приезжающих не должна расстраивать монашескую жизнь. Как говорил отец Кирилл (Павлов): «Каждый должен делать свое дело».
– Чувствуется ли, что духовная жизнь здесь на первом месте?
– Конечно, духовная жизнь здесь главное. Нет постороннего народа, нет суеты, все подчинено «единому на потребу». Молитвословия, которые совершаются в течение суток, это не звук строек, не шум работ... Если идет строительство, то оно необходимо для братии, молитвы и паломников. Впрочем, радуют и реставрация, и ремонт – ведь это созидание чего-то нового.
Есть духовничество, есть старчество на Афоне. Монастырь стремится хранить старые устои. У отца Иеремии и отца Макария окормляется вся братия, они известны как опытные духовники многим людям в мире, к ним часто обращаются за советом.
В свое время Афон славился просветительской и издательской деятельностью. Эти направления, хорошо было бы и дальше развивать.
– Афон называют монашеской республикой. Мирно ли в этой республике сосуществуют люди разных национальностей?
– Афон действительно многонационален, например, в греческом монастыре мы встретили брата родом из Польши. Да, монахи мирно общаются друг с другом, все пребывают в согласии.
– Могут ли монахи из русских монастырей приезжать на Афон?
– Да, Господь так устраивает, что такая возможность есть, и она расширяется. Конечно, братии приходится больше напрягаться, но Господь и укрепляет, и помогает. В Русский монастырь приходят молиться не только русские, но и украинцы, и молдаване, и румыны. Так что это большое благо для всех православных.
Беседовала Екатерина Орлова
Справка
Свято-Пантелеимонов монастырь – один из 20 монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как о действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и был заново отстроен. Расцвет обители приходится на конец XIX – начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. В настоящий момент вместе с послушниками – около 80 человек. Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).
Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.
К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Руссик, Новая Фиваида и Кромница.
Среди святынь обители – часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, блаженного старца Силуана, частицы мощей Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки.
В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.
В 2011 году тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев предложил создать попечительский совет Свято-Пантелеимонова монастыря и основать международный фонд по поддержке обители. В состав попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.
Ссылки по теме:
http://www.patriarchia.ru/db/text/3531677.html
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=54188
http://www.agionoros.ru/docs/21.html