Спросить у священника, часть 4

На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря, игумен Иннокентий (Ольховой)

Сергей: Слышал, что не рекомендуется стоять на коленях во время богослужений больше положенного. Почему? Коленопреклоненная молитва – это же выражение покаянных чувств. Что в этом может быть плохого?

Отец Иннокентий: Когда мы говорим о традициях Церкви, мы говорим не просто о каких-то правилах, которые нужно почему-то соблюдать. Правила даются Богом и пришли к нам через святых, поэтому мы должны относиться к ним с большим уважением, а ещё лучше – с любовью. В церковном уставе есть указания, когда надо креститься, когда делать поклоны и когда вставать на колени, – по опыту Церкви, этого для удовлетворения нашего молитвенного чувства будет достаточно.

Конечно, были отшельники, которые ради пустыни покидали не только мир, но и церковную жизнь в привычном для нас виде. И некоторые целыми сутками стояли на коленях. Но они делали это, потому что любовь к Богу двигала их настолько далеко, что для общения с Господом им нужен был совсем другой уровень. И достигалось все это огромными трудами, исполнением всех заповедей и смирением, какое нам и не снилось.

А стоять больше положенного на коленях в Церкви? Во-первых, это может смущать окружающих. А во-вторых, подобное рвение может иметь природу гордости. Как раз, чтобы не впасть в гордость, существуют правила Церкви. Если, конечно, нет какой-то особенной причины, требующей от нас именно сугубой коленопреклоненной молитвы в церкви. Тогда, понимая всё вышесказанное, можно встать на коленочки где-нибудь в уголке, чтобы никому не мешать и никого не смущать.

 

Мария: Иногда внутреннее настроение совершенно не совпадает с молитвами из вечернего правила. Например, душа хочет благодарить Бога, а в тексте молитв речь идет, в основном, о покаянии. Что в таких случаях делать?

Отец Иннокентий: Этот вопрос нужно решать с духовником на исповеди, потому что у каждого свое духовное состояние. Некоторым нужно не отступать от правила. Некоторым – по немощи – разрешают сократить число молитв, чтобы вместо общения с Богом не получался сплошной ропот и стон.

Благодарить можно и нужно, но необходимо все соотносить с опытом Церкви. А он огромен. Он полон и падений, и святости, и этот опыт дал нам молитвы, которыми мы пользуемся. Надо понимать, что все молитвы составлены святыми. И пользуясь ими, мы пользуется тем подвигом, которые уже понесли люди, открыв нам нужные для общения с Богом слова.

Благодарить Бога очень важно, но прежде всего необходимо иметь покаяние, ибо Христос призвал нас в первую очередь к покаянию. Это чувство возводит нас на Небо, смиряет и позволят почувствовать себя детьми любящего отца.

Вспомним мытаря и фарисея. Фарисей же во время молитвы, которая описана в Евангелии, как раз благодарил Бога. И ушел осужденный, потому что гордость была в его благодарности за то, что он такой хороший и не такой грешник, как все. А мытарь, наоборот, каялся и «не смел глаза поднять на небо». И ушел оправданный.

Евгений: Как бороться со страстью гнева?

Отец Иннокентий: Это тоже вопрос, который надо решать с духовником. Только он может дать совет, с чего начать. Гнев – очень серьезная страсть. Общих фраз здесь недостаточно. Вы не сможете дистанционно лечить серьезную болезнь – вам понадобятся анализы и наблюдение лечащего врача. А страсти – это болезни, и они тоже, будучи запущенными, приводят к смерти.

Анна: На работе коллеги меня часто спрашивают про веру: просят что-то рассказать или объяснить не спора ради, а чтобы понять. Например, меня просили объяснить, почему жизнь вместе без брака, если люди любят друг друга, – грех. Чувствую, слова про то, что так заповедал Бог, их не убедят.

Отец Иннокентий: Объяснять людям неверующим о Божиих порядках и установлениях не всегда бывает просто. Божие учение не во всех вмещается. Даже те, кто своими глазами видели и слушали Христа, и те далеко не все приняли Его слова о Причащении Тела и Крови Христовой.

Конечно, если люди искренне хотят что-то знать и получить ответ, нужно его давать – давать его так, как мы это чувствуем и верим. Но нужно понимать, что Божии слова могут быть осмеяны. А если с самого начало ясно, что так и будет, то от разговора лучше уклониться. Божий совет «не бросайте бисер перед свиньями» – это же не оскорбление, а пример того, что дорогие вещи, которые даны тому, кто их не ценит и не понимает, окажутся поруганы.

Что касается венчания, то это Таинство прежде всего ограждает нас от блуда и призывает Божие благословение на чадородие. И если люди любят друг друга, то желание обвенчаться появляется у них естественным образом – лишь бы получить всю полноту благодатной семейной жизни. Если этого желания нет, значит, что-то не так.

Жизнь без брака приравнивается к блуду, потому что чем, собственно, тогда ее отличить? К сожалению, нынешнее состояние мира как раз есть восстание на то, чтобы блуд не признавать грехом. «Это же не убийство и не воровство». А Господь заповедал: «Бегайте блуда», – и апостол Павел говорил: вступайте в брак, чтобы не разжигаться похотью. Тем же людям, для кого слова Господа и апостолов значения не имеют и понятие греха не существует, вряд ли удастся понять, почему любовь не оправдывает сожительство без брака.

Елена: Как сложилась традиция брать благословение у священников? Это же не значит, что нужно брать благословение у всякого батюшки на улице?

Отец Иннокентий: Традиция преподавать и брать благословение была ещё в Ветхом Завете. Спаситель, мы знаем из Евангелия, благословлял детей. Целуя руку священника, мы вспоминаем о самом Христе. Конечно, заповеди такой – брать благословение у священника – нет, и у каждого встретившегося священника благословение можно не брать. Но если кто-то благословением гнушается – это может говорить о гордыни.

Татьяна: Моя приятельница играет в театре. Однажды ей кто-то сказал, что Церковь не запрещает, но и не приветствует такую профессию.

Отец Иннокентий: Актерство – это концентрация душевных страстей, причем серьезная: ведь актер вживается в образ, и страсти им проживаются и накапливаются. Актерская профессия может принести душе большие травмы. Но бывают и исключения. Я знаю некоторых известных актеров – Владимир Петрович Заманский, например, – которые, будучи глубоко верующими людьми, оставались в своей профессии, благодаря советам великих старцев. При этом отказывались от каких-то ролей, если понимали, что от них может быть непоправимый вред.

Ольга: Как понять, что какое-то увлечение или хобби становится для тебя страстью? Я не совсем понимаю, как, например, игра в шахматы могла бы быть вредоносной для души.

Отец Иннокентий: Есть такое высказывание: когда добродетель теряет меру, она перестаёт быть добродетелью. Все незаметно гордостью может быть опутано. И даже такие, казалось бы, безобидные игры, как шахматы, тоже могут стать объектом страсти. Тут могут быть и превозношение своим умом, и превозношение талантом, и многое другое.

Самому человеку бывает и невозможно даже увидеть коварное действие страстей. Поэтому так важно чаще открывать душу на исповеди.

Часто на улице с обложек журналов или плакатов попадают образы, которых не желаешь, но они в голову лезут. Как с этим бороться?

Отец Иннокентий: Это как ветер. От него до конца защититься невозможно, но, если ты не будешь подставляться ему и раскрываться совсем, не простудишься.

Если мы понимаем, чего именно мы хотим в жизни и куда хотим попасть после смерти, и с Кем хотим там быть потом, тогда многое встает на свои места. Нам сразу многое становится ясно, и нам легче становится избегать того, что мешает нам.

Если нас беспокоят какие-то помыслы или нечистые образы, то существуют способы бороться с ними: регулярное покаяние, частое и горячее обращение к Богу. С опытом придёт и опытность: как говорится, муж неискушен – неискусен (пройдя искушения, человек приобретает искусность). Если чувствуется, что не справляемся, нужно поискать совета у опытного духовника на исповеди.

Если Вы хотите, чтобы на Ваши вопросы ответил насельник Данилова монастыря, пишите «Прихожанину» в рубрику «Спросить у священника».