Монашеская жизнь полна радости

Игумения Викторина (Перминова)

В наше время всё больше людей понимает, что нет жизни без Бога. Но каждый из нас ищет свой путь ко Христу. Кто-то воцерковляется, посещает храмы, молится и соблюдает посты. А кому-то этого оказывается не достаточно, и такие люди понимают, что, только живя в монастыре, смогут обрести истинное единение с Господом. Ответить на вопросы тех, кто стремится к монашеской жизни, мы попросили настоятельницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, игумению Викторину (Перминову).

— Матушка, благословите! Скажите, пожалуйста, кто может стать монахиней в Вашем монастыре?

— Православная христианка, которая действительно имеет желание жить по-монашески – не только соблюдать монастырские правила, но и быть монахиней в душе. И, конечно, стать монахиней возможно, если нет к этому препятствий, таких, как, например, серьезная психическая болезнь, при которой требуются иные условия жизни и другой распорядок дня. Препятствием является замужество, маленькие или несовершеннолетние дети и так далее. Но каждый случай индивидуален: есть свои «за» и «против». Воля Божия открыта людям высокой духовной жизни, а мы можем только отчасти познавать ее в нашей повседневности, в самых обыденных делах и обстоятельствах. Через общение с человеком часто проявляется воля Божия, и тогда выясняется, нужно ли ему быть в монастыре или нет.

— Представим себе такую ситуацию: православная девушка захотела посвятить свою жизнь Богу, решила стать монахиней и пришла к Вам за советом. Что Вы ей скажете?

— Думаю, я сначала посоветовала бы ей присмотреться к монастырской жизни, посетить богослужения, сестринское правило, походить на послушания в монастыре. Человек должен сам почувствовать, располагается ли его душа к той обители, которую он посещает, нравится ему в монастыре или нет. Если девушка желает поступить в нашу обитель, я расспросила бы об ее понятиях и представлениях, обстоятельствах жизни, рассказала бы ей вкратце, чем живет наш монастырь и что главное в монашестве, в христианстве. Поговорила бы с ней о том, что Богу нужно наше сердце, внутреннее расположение и о том, каким образом монастырские правила могут поддерживать и сохранять доброе устроение души, почему их важно соблюдать. Рекомендовала бы ей более внимательно читать Евангелие, Апостольские послания, толкования к евангельским и апостольским чтениям. Одним словом, пришедшая, прежде всего, должна познакомиться с правильным взглядом на монашество и христианство.

— В случае Вашего согласия, чему должна научиться, на что настроиться потенциальная послушница, прежде чем станет сестрой обители? Существует ли общепринятая форма поступления в монастырь, или в каждом случае необходим индивидуальный подход? Нужна ли для поступления к Вам московская прописка?

— Сестре будет легче жить в монастыре, да и везде, где бы она ни оказалась, если она будет учиться доверять Богу, а доверие Богу приобретается через послушание. Так как Бог не явится нам Сам и не скажет, что необходимо делать, существует Священноначалие и конкретный духовный наставник. В монастыре духовной матерью сестер является игумения. Мы даем сестре келью, и я определяю ее послушание. Сестра советуется со мной, если у нее возникают вопросы. Когда удается установить не только деловой контакт, но и внутреннюю, духовную связь — это очень хорошо. Тогда я буду знать, что происходит с сестрой, и чем можно ей помочь.

При принятии в монастырь, конечно же, необходим индивидуальный подход, но есть и некоторые общие принципы. Сначала человек должен присмотреться к монастырской жизни, еще живя в миру. Далее желающая поступить в монастырь может пожить в нем какое-то время, хотя бы год. За этот период мы можем лучше присмотреться к ней, а она — к нам. Если и она и мы почувствуем, что ее место — в обители, и не возникнет никаких препятствий, пишется прошение на имя Святейшего Патриарха. Московская прописка не обязательна.

— С какими трудностями может столкнуться послушница в первые дни жизни в монастыре? Какие искушения ее ждут? Есть ли что-то особенное, к чему человек из мира бывает не готов, приходя в обитель?

— Трудно отсекать свою волю и преодолевать гордость, самолюбие, эгоизм, которые у современных людей сильно развиты. Побеждает тот, кто подчиняется монастырским правилам, слушается игумению и старших сестер, старается жить не для себя, а для Бога и ближних. Об искушениях ничего нового сказать не могу: они происходят от мира с его соблазнами, естества человека, зараженного грехом, и врага нашего спасения — диавола. Апостол Иоанн Богослов назвал главные причины искушений, находящиеся в нас самих, и в окружающем мире – это «похоть плоти, похоть очей, гордость житейская» (1 Ин. 2, 16).

Не случайно первой ступенью духовной лестницы прп. Иоанна Лествичника является отречение от мира. Мир здесь понимается в смысле греха, но имеется в виду и все то, через что грех может действовать. Поэтому монашествующие оставляют дом, родных, друзей, имущество и все, что их связывает с миром. Отделение от мира происходит не безболезненно, но оно необходимо для монашествующих. Спаситель сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Это не значит, что монахи не любят своих близких — они их очень любят и молятся за них. Важно, чтобы любовь была естественная, родственная и чтобы старые привычки и привязанности не погасили духовного стремления человека. По мере возрастания в Боге, любовь человека приобретет иное качество, становится духовной и всеобъемлющей.

Святые Отцы предупреждают также о том, что у «новичков» и у людей неопытных бывают искушения с «правой» стороны. По гордости и самочинию человек начинает стремиться к высоким подвигам и великим трудам, превышающим его силы. Здесь можно предложить испробованное средство – послушание.

К чему может быть не готовым пришедший из мира человек? Часто убеждаюсь, что он не готов увидеть и принять себя таким, какой он есть — падшим, грешным и слабым. Не готов к тому, что спадут его «розовые очки», сквозь которые он видел себя хорошим. Он пугается себя настоящего, а бояться как раз и не нужно. Познать самого себя — цель духовной жизни. С познания себя начинается реальная, а не мечтательная духовная жизнь.

Как-то святитель Филарет, митрополит Московский, принимал экзамен в духовной семинарии. Он задавал семинаристам один и тот же вопрос: «Как можно спастись?» Один учащийся ответил: «Смирением». «Ах ты, гордец! — отреагировал Владыка. — Ты думаешь, что имеешь смирение?». Второй семинарист хотел попасть «в тон» и сказал: «Вашими молитвами». «Вот подхалим!» — «определил» экзаменатор. А третий со слезами отвечал: «С моими грехами — только милостью Божией, Владыко». Говорят, митрополит обнял того семинариста и поставил ему высший балл. Этот простой рассказ помогает понять один из главных законов духовной жизни — познавая себя, мы понимаем, что спасаемся только по милости Божией. А в смиренном состоянии человек минует все сети искушений врага, как было открыто преподобному Антонию Великому.

— Какие послушания ждут послушниц в первые годы жизни в монастыре?

— Слава Богу, в монастыре нет такого понятия, как карьерный рост, нет «чистых» и «черных» работ, «почетных» и «низких» послушаний. Все послушания равны перед Богом. Легких крестов не существует, и свой крест не выбирают. Физический труд полезен тем, что предполагает необходимые человеку движение и нагрузки, утомляет молодой и здоровый организм и направляет его энергию в нужное русло. Как сказал святитель Иоанн Златоуст, и железо ржавеет, и вода застаивается, если их не используют. Примерно то же происходит сегодня с человеком, который избегает умеренных физических нагрузок.

Бывает, что послушания у сестер меняются, — и это полезно, так как помогает им почувствовать себя на месте другого человека, не осуждать его, и в то же время осознать свою слабость. И послушница, и монахиня, прожившая в монастыре долгие годы, знают слово Господа: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 26). Каждая сестра пусть настраивает себя на то, чтобы послужить Богу и ближним ей придется там, где она будет поставлена. И она должна помнить, что Господь милостив: Он не даст труда и не попустит искушения выше ее сил.

— Можно ли представить такую ситуацию: Вы понаблюдали за новой послушницей и поняли, что она не монашеского духа? Как Вы ей скажите об этом?

— С первых дней знакомства с кандидаткой мы вместе с ней стараемся разобраться, какова цель ее поступления в монастырь. Можно ведь думать и говорить одно, а иметь в виду и чувствовать совершенно другое. Если цель неправильная — человек, например, ищет славы, власти, жизни без забот и тому подобных вещей, весьма далеких от монашеских идеалов, то мы смотрим на то, есть ли у него желание поменять цель, приоритеты. Если есть желание и покаяние, мы будем, с Божией помощью, направлять совместные усилия к новой цели. При горячем желании и усердии человека Господь поможет ему приобрести монашеское устроение и непостижимым образом изменит его душу, сознание, понятия.

Если же кандидатка не желает жить по-монашески, то она сама это почувствует, и тогда можно будет приступить к спокойному и доверительному разговору о целесообразности ее пребывания в монастыре. Нельзя не сказать и о тех, кто уже принят в число насельниц и живет в обители. В монастыре, как и в первой апостольской общине, нет одинаковых личностей, но есть свои Петры, и Павлы, и Иоанны Богословы, и свои Иуды тоже есть. Господь Иисус Христос до последнего момента обращался к Иуде, видел возможность его спасения. Однако Он не отнимал у Иуды дара свободы, как не отнимает его и у каждого из нас. Даже тот, кто давно живет в монастыре, может утратить дух Христов, если будет предаваться страстям, нерадению. И наша первейшая забота — всячески возгревать и поддерживать монашеский дух, чтобы он в нас не угасал.

— Опишите, пожалуйста, жизнь монахини в Вашей обители, монастырский уклад.

— День начинается с молитвы. С 5 часов утра сестры молятся на полунощнице, утрене, Литургии. Затем следует непродолжительный отдых и завтрак, потом сестры занимаются послушаниями. В 15 часов бывает обед, далее совершается девятый час, вечерня, повечерие, сестринское правило. После правила сестры идут в кельи, занимаются чтением, рукоделием; те, кто не успевает, доделывают дела на послушании.

Накануне воскресных дней и больших праздников в 17 часов сестры идут на всенощную, а на следующий день в 7 или 9 часов утра — на Литургию. Во время послушаний насельницы обители трудятся в храмах (в обители действуют 4 храма), в трапезной, свечной, на клиросе, в просфорне, пекарне, в монастырском саду, пошивочной, канцелярии, воскресных и церковно-певческой школах при монастыре, социальном центре. Также у обители есть подворье в Волоколамском районе, где ведутся сельскохозяйственные работы. У каждой насельницы много разных дел и обязанностей.

Самое главное — не то, что именно делает сестра, а как она это делает и какое у нее при этом внутреннее состояние. В идеале жизнь монахини — это жизнь перед Богом. Это внутренняя жизнь. Все начинается внутри нас: и Царствие Божие, и ад. Святые Отцы советуют отсекать, отвергать греховную мысль в самом начале, а те страсти, которые, к сожалению, уже развиты, постепенно искоренять при помощи покаяния и противоположных добрых дел, мыслей, чувств. Это и есть основное, главное монашеское дело.

Цель монахини – соединениться с Богом. В этом заключается высшее счастье не только для нее, но и для тех, за кого она молится. Духовное совершенство, к которому стремится монахиня, — это глубина смирения и жертвенной любви, когда человек уподобляется Христу. Путь к совершенству пролегает через скорби, трудности. Однако, монашеская жизнь, если она проходит правильно, полна радости, потому что ее суть — покаяние, а в истинном покаянии нет места унынию.

Конечно, монахини — это не ангелы, а люди, которые стремятся служить Богу. Мы согрешаем, как и все люди, и волнует нас то же, что и всех остальных. Но монах переживает все острее, потому что он понимает, что каждый грех отдаляет человека от Бога, и от души сострадает всем. По мере наших сил мы стараемся соблюдать правила монастырского общежития так, чтобы это не было формальностью, и мы понимали бы, что мы делаем и для чего. Конечно, если сестра больна или имеет неотложное дело в обители или вне ее, она может в чем-то отступить от общего распорядка. Главное, чтобы это делалось с благословения, то есть с разрешения и ведома игумении или старших сестер.

— Матушка, расскажите, пожалуйста, почему Вы захотели стать монахиней? Как человеку распознать в себе такое желание? Почему многие хотят быть с Богом, но немногие становятся монахами?

— То, что я захотела стать монахиней, — не моя заслуга. Мои детство и юность прошли под строгим и любящим взором духовного отца — игумена Исайи (Будюкина). Он начинал свой монашеский путь в Святогорском Свято-Успенском монастыре, где иноки жили по афонскому уставу. Игумен Исайя был настоящим монахом: видя его жизнь, любовь, подвиг, хотелось ему подражать. Провидя будущее, он исподволь готовил меня к монашеству, и вот, по его святым молитвам, Господь даровал мне счастье быть монахиней, хотя я и понимаю, насколько я далека от идеала.

Как распознать в себе желание монашества? Думаю, что здесь не нужно что-то специально в себе распознавать. Благодать призвания действует в человеке так, что его сердце порой опережает то, что мы называем «логикой», «рассудком». С Божией помощью он преодолевает все трудности и препятствия и решается переступить порог обители. А далее Господь продолжает вести этого человека по монашескому пути — это очевидно и для его духовных наставников, и для него самого.

Монастырь — университет духовной жизни. Но и в университете можно учиться очень хорошо и бросить учебу, не получив профессии, а можно быть неуспевающим, но стремиться к знаниям, исправляться и стать прекрасным специалистом и даже преподавателем. Главное — желание. Желающему монашества необходимо довериться Богу, от которого зависит успех всякого дела, и просить Его помощи, чтобы не сойти с узкого и тернистого пути монашеской жизни. Господь не случайно сказал, что узок путь и тесны врата, ведущие в жизнь, поэтому немногие идут ими. Монашество называется еще бескровным мученичеством, потому что человек отсекает свои страсти, которые с ним сроднились и стали его второй природой, страдает он и за других людей. Как сказал один подвижник: «Молиться за людей — это кровь проливать». Глубоко убеждена в том, что никого нельзя привлекать и зазывать в монастырь. Пусть обитель начнется с немногих, но истинных монахов. Но они станут примером для многих, и вокруг них будут спасаться тысячи.


Фотограф Владимир Ходаков