«Святость – это долг и обязанность для всех нас»
Участниками сентябрьской международной научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность», которая проходила в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, были и насельники Святой Горы Афон. Настоятель кельи св.прав.Анны, игумен Антипа ответил на вопросы, которые волнуют прихожан в России.
Дорогой отец Антипа, святая гора Афон всегда была центром духовного окормления не только монашествующих, но и мирян. Об этом сегодня и хотелось бы поговорить. Мы знаем, что психология и различные психологические практики занимают огромное место в жизни современного человека. Является ли такой интерес к психологии следствием неспособности Церкви ответить на запросы души нашего современника или это исключительно проблема, находящаяся в плоскости «вера и неверие»?
Некоторые люди обращаются к психологам, но обычно они снова возвращаются в Церковь, к духовникам. Ведь психологи следуют некой методике, но сами не имеют ясных ответов. У большинства из них, как правило, у самих имеются проблемы, и часто психологи запутывают людей еще больше.
Церковь – настоящая лечебница наших душ. В Церковь мы все приходим, как недужные приходят в больницу. Мы приходим, не чтобы исправить, но чтобы исправиться; не чтобы изменить, но чтобы измениться. И чем дольше мы живем согласно указаниям Церкви, я бы сказал, по закону Божиему, поскольку именно Церковь продолжает спасительную миссию Господа, – тем в большей степени разрешаются и наши психологические трудности, число которых, к сожалению, в наше время умножилось именно по той причине, что мы не ищем Христа: как говорят Отцы, Сокровенного, Который скрывается в заповедях. Мы почему-то считаем, что святость – это дар, который дается немногим, тем, кто, быть может, вызывает бо?льшую симпатию у Бога, а это – ошибка. Святость – дорога, по которой мы все должны идти, потому что никто не может войти в Рай, если не пройдет по этой дороге. Святость – долг и обязанность для всех нас. На этом пути только Церковь может выступить помощником и настоящим врачом, потому что ее Основатель и Глава (мы знаем, что Церковь – таинственное Тело Христа) – единый Врач душ и телес.
То, что некоторые люди даже в Церкви имеют душевную смуту, связано со многими причинами. Ясно, что имеет место недостаток веры, целенаправленного, скажем так, устремления к святости. В некоторых случаях можно говорить о том, чтобы отсылать людей к хорошим психологам, которые являются верующими людьми и в своем врачебном деле многое черпают из веры.
То, чего не хватает людям, страдающим душевно, и в той или иной степени нам всем, самое трудное на нашем духовном пути – это не что иное, как любовь к Личности Христа. Оттого, что мы не любим Христа как до?лжно, возникает много побочных явлений даже в Церкви, и в каждом из нас лично, и вообще.
Те, кто переживают сложные душевные состояния, должны вообще вести интенсивную духовную жизнь, иметь духовника, участвовать в Таинствах, но и иметь литургическое, я бы так сказал, воспитание. Чтобы они знали, как ценно участие, в первую очередь, в Таинстве Божественной Евхаристии; чтобы они причащались как можно регулярнее, если разрешает духовник. И чтобы они не сомневались, что со временем эти душевные раны заживут.
В книге преподобного старца Порфирия есть потрясающее утверждение, что человек, который бьет поклоны в храме, причащается, чувствует некое действие божественной благодати, но внутри него все мгновенно вспыхивает как только, выйдя из храма, он слышит некий укор в свой адрес, – что этот человек – бесноватый.
Такое дурное состояние возникает и от характера человека, в котором нет послушания воле Божией. Раз уж об этом зашла речь, – христианин и не христианин, любой человек должен эту отраву, именуемую гневом, совершенно изгнать из себя. Нужно бороться с этим. Конечно, это порождение эгоизма, и человек вообще должен бороться со своим эгоизмом, но особенно с гневом. Потому что гнев – это настоящая отрава, вызывающая и телесные болезни, но, что хуже всего, он создает дурную обстановку вокруг этого человека.
Когда в семье есть гневливый человек, из-за него все в доме переворачивается вверх дном. Как говорит святой Иоанн Лествичник (он говорит о гневливом игумене), – это то же, что лиса в курятнике. Так же в семье. Люди должны быть кроткими и мирными. Конечно, кротость и мир происходят от общего духовного состояния, но всем нам нужно быть особенно внимательными к гневу.
Гнев естественное проявление. Но Бог вложил его в нас, как говорят Отцы, чтобы мы обращали его против бесов и против дел, на которые нас подвигают бесы. Прежде всего, человеку нужно бороться всякий раз, когда он чувствует это расположение, это движение к гневу, когда задет его эгоизм. Первое, что ему нужно сделать, это принудить себя изо всех сил подавить его, уйти в этот момент – лучше уйти, чем продолжать беседу или разговор. Некоторые думают, что они могут гневом исправить ближнего или члена своей семьи. Но мы все замечали, что когда мы находимся в состоянии гнева, то из мухи делаем слона. Мы предпочли бы, чтобы нам дали совет или сделали замечание, когда мы будем в спокойном и мирном состоянии. Тогда нам будет легче воспринять эти слова, замечания или уговоры. Это требует сильного понуждения себя.
Это часть общей борьбы, которую мы ведем за то, чтобы созидать себя, чтобы враг был изгнан и победил Христос. Потому что страсти, и страсть гнева тоже, как говорят Отцы, – это бесы суть. По слову св. Иоанна Златоуста, в молитве совершается вся брань, чтобы враг был изгнан и победил Христос; но вместе с тем нужно прикладывать все усилия, чтобы отсечь всякий грех, насколько нам это возможно.
Потому что происходит отклонение от, скажем так, правильного действия страсти... Как с любовью. Любовь – это страсть; но когда она относится к Богу, это божественная любовь, как говорят Отцы. Конечно, мы перенесли это выражение на личные отношения, в первую очередь, на отношения между двумя людьми, которые влекутся друг к другу, особенно мужчина и женщина. По-нашему, тут любовь. Но в наших отношениях с Богом речь идет о божественной любви. Если мы не растим нашу любовь правильно, чтобы она была обращена к Богу как божественная любовь или к человеку – возлюби ближнего твоего, как самого себя, – тогда любовь может стать страстной. Мы не можем изъять из себя страсть любви, но мы можем изъять дурную часть любви – страстность.
Так и с гневом, если гнев обращается против страстей, против бесов. Но не в том смысле, что мы их обзываем бранными словами… Прп. Исаак Сирин говорит, что и монаху, и всякому христианину (ведь православная духовность по сути одна, нет разделения на женатого и неженатого), что нам всем нужно подвизаться со тщанием и упорством. Потому что двери в Рай – как бы ни хотелось, чтобы они легко отрывались, – не открываются без труда.
Те, кто в миру, пусть в другом ритме, сообразно их времени, профессии, обстановке, в которой они живут, – должны найти такой способ, чтобы сохранять, насколько возможно, православную духовность. Только обязательно с помощью и под руководством духовника.
Даже чтение духовных книг, даже, я бы сказал, обязанность изучать, главным образом, закон Божий, а также святоотеческие тексты (ведь христианская словесность – одна из самых ценных вещей в этом мире!), – даже в этом необходимо руководство. Потому что человек может легко запутаться в некоторых вещах, к которым он еще не готов; он может забежать вперед и вкусить райские плоды, которые ему до времени не дозволены. Поэтому необходима большая осмотрительность и неизменное послушание духовному отцу и его руководству.
Сейчас в Русской Церкви идет активная дискуссия вокруг вопроса частоты Причащения. Хотелось бы услышать от вас как духовника многих мирских людей, какие правила вы предписываете мирянам.
Это очень важный вопрос. Мы должны готовиться так хорошо, как только можем, несмотря на то, что Божественное Причастие – дар. И человек, живи он хоть пятьсот лет, готовясь причаститься один только раз, и будь он святой, величайший святой, тем не менее, подходя к Причастию, недостоин именно потому, что Божественное Причастие – дар.
Но, как вы знаете, всё, даже создание мира, произошло для того, чтобы мы могли причащаться Тела и Крови Христовых. Ни по какой иной причине! Божественная природа недостижима, человек не может увидеть Бога, соединиться с Богом иным способом, кроме того, который избрал Бог. А именно: Он создал этот мир, воплотился, заимствовал плоть у Богоматери. И мы можем понять, какое значение имеет Богородица в жизни Церкви и в личной жизни каждого из нас.
Всё, и Крестная жертва, и Воскресение были для того, чтобы дать нам возможность причащения. Чтобы Святой Дух нисшел и через священство, дарованное Богом в Своих апостолах нам, жалким и недостойным, мы могли причащаться Тела и Крови Христовых. Таким образом, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы всецело соединяемся со Христом-Богочеловеком и в лице Христа – с Троичным Божеством.
Это величайшая вещь! В этом проявляется величие любви Божией. И как говорит св. Василий Великий, Бог велик Сам по Себе; Он велик, потому что Он может стать мельчайшей крупицей, чтобы Его принял в себя каждый человек, и в этой крупице – весь Христос. Чтобы человек таким образом жизнью познавал Таинство Святой Троицы, и даже соединялся бы со Святой Троицей.
Поэтому от всех нас требуется чистота, насколько это возможно для человеческой природы и доступно нашим усилиям. Потому что, по слову св. Григория Паламы, всесильный Бог может сделать все, кроме одной или, пожалуй, двух вещей: соединиться с нечистым человеком и стеснить свободу и сознание человека, Бог уважает их.
Таким образом, всю жизнь должно быть это устремление, это пламенное желание. Что сказал Господь апостолам? – Очень желал Я есть с вами сию пасху. Вот это пламенное желание мы и должны растить в себе. И чем глубже духовная жизнь, тем больше это желание. Мы видим в житии прп. Марии, что хотя она буквально летала, перемещаясь из одного места в другое, переживала духовные состояния, непостижимые нашему окаменевшему уму и нашему нерадению, – о чем она попросила прп. Зосиму? «Только причаститься я желаю», – сказала она.
Не говоря уже о других примерах, когда Бог через ангела Своего давал Святое Причастие людям, находившимся вдали от алтаря.
Так что совершенно необходима исповедь духовному отцу, чтобы мы исповедали наши грехи. Ведь мы знаем, что грехи – это стена, так их определяют Отцы: стена между Богом и нами, а значит, и между нами и другими людьми. Грех отделяет человека от Бога, но и от ближнего. И в этом задача духовника: примирять грешника с Богом. Когда человек очистится таким образом, и еще постом, хоть это и не является необходимым условием, но служит ко спасению, ибо помогает личному очищению, человек должен попоститься и очистить себя молитвой, насколько ему возможно, – и вот тогда с усиленной молитвой да приступит к Причастию.
Мы не можем говорить: один, или два, или три раза в неделю. Василий Великий сказал, что христиане обычно причащаются четырежды. Кто-то может и каждый день причащаться, если он действительно желает причаститься. Наверное, каждое воскресенье – самое лучшее для мирян. Они могут подготовиться. Но тот, кто причащается в воскресенье, обязательно должен поститься в среду и пятницу. Если не может без масла, из-за того что работает, – пусть ест масло. В субботу также следует поститься, но с маслом. Потому что, как мы знаем, только в великую субботу не вкушается масло, а во все остальные вкушается. Вечером следует съесть что-нибудь легкое, какой-нибудь фрукт, а на следующий день с чистой совестью… Но этого недостаточно. Нужно получить прощение и простить, чтобы в человеке не было злопамятности, ведь это худшая из страстей.
Человек может и наесться досыта, и после еды причаститься и иметь такую благость и такую любовь…
В Греции был один священник, который совершал чудеса. И знаете, что он делал? Он ел перед Причастием. Об этом узнал местный епископ, позвал его как-то и говорит: «Как ты готовишься к Литургии, геронда?» А епископ слышал, что тот творит чудеса. Это было на Эвбее. Так случилось, что Григорием звали и епископа и этого священника. «Как ты, – говорит, – готовишься служить Литургию?» Человек ему со всей простотой отвечает: «Я стараюсь всех простить и чтоб меня все простили. Утром просыпаюсь, умываюсь, ставлю мою попадью готовить – она готовит прекрасную еду на всякий день, и, поев, иду служить». Епископ ему говорит: «Как же ты, батюшка, причащаешься на полный желудок?» – «Не понимаю, – отвечает батюшка со всей простотой, – а как же? Чтоб я делал, как другие, которые сперва причащаются, а потом набивают брюхо всякой едой и напитками, и Христос под всем этим? Я хочу, чтоб Христос был сверху». Епископ удивился его простоте и понял, что по своей простоте он и творит чудеса, и Бог благоволит к этой его простоте.
Так что это не так необходимо; то есть это необходимо, но тогда, когда сопровождается внутренним старанием иметь любовь, иметь смирение. Потому что, если постится гневливый, если постится эгоист или тем паче любящий наслаждения, какая ему польза, даже если он приступит к Таинству Божественной Евхаристии? Итак, все это делается и должно делаться, чтобы преобразился весь человек. Поступая так, он и в святости будет преуспевать с тем, чтобы обрести рай, соединиться с Богом, достичь обожения. Но и в этой жизни он, действительно, может наслаждаться великим даром – Божественной Евхаристией, дарованной нам Богом.
Нас держит Божественная литургия. Наша Церковь жила без Евангелия. Что я имею в виду? В первые годы христианства Евангелия не было, было только святое Предание. Из уст в уста апостолов. Христос как учитель не оставил письменных текстов. Почему? Потому что Он говорил с людскими сердцами. Так же и апостолы. Постепенно из-за того, о чем я раньше говорил, из-за обмирщения и расслабленности решили сесть и записать все это, чтобы люди не забыли. Но без Божественной литургии Церковь не жила ни одного дня. Горе нам, если прекратится Божественная литургия, тогда наступит конец света, это точно.
И те, кто готовят приход Антихриста… Когда-нибудь он придет, когда – мы не знаем, и нас это и не занимает; а занимает нас, как Христу войти в нас, в нашу жизнь, в наши дома, в наши монастыри и повсюду в мире, если возможно, – вот что нас занимает. Но когда этот противник придет, он постарается прекратить Божественную литургию, потому что он не сможет делать свои дела, когда рядом будет раздаваться: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа».
Еще я хочу сказать спасибо за православную, если можно так выразиться, русскую духовность, которая во многом стала известна благодаря монастырю Параклета. С детских лет мы очень много читали о русских святых и нам стали дороги те места, где жили эти святые отцы, и тем паче сами святые отцы, которые, на самом деле, помогли и нам здесь. Ведь Церковь одна: нет Греческой и Русской Церкви. Все мы дети Божии, все мы от одной купели. И Бог, как мы знаем, не считает число миллионов, но Он эти миллионы православных ставит на весы. Будем надеяться, что мы все окажемся в чашечке весов, склоняющейся к Богу, чтобы Он даровал нам свою милость.
Потому что в этом мы все нуждаемся, и Он даст нам ее, если мы будем верными чадами Православной Церкви.
Печатается в сокращении
Источник: www.monasterium.ru