Спросить у священника, часть 2

На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря, игумен Иннокентий (Ольховой)

Анна: Много раз видела, что люди после Исповеди встают на колени под епитрахиль. Это делается по желанию или есть какой-то канон – вставать на колени?

Отец Иннокентий: Обязанности такой нет. Люди встают на колени из-за особенного покаянного чувства, и это – внешнее его проявление. Но если такого покаянного чувства нет, или человек не готов его выражать, то вставать на колени необязательно – можно просто преклонить главу. У нас в братии точно так же: кто-то встает на колени, кто-то — нет.

Ирина: Как себя вести, если в твоем присутствии ругают Церковь и священноначалие, а ты по каким-то причинам не можешь уйти?

Игумен Иннокентий

Отец Иннокений: Конечно, уйти это самый лучший способ. Или не уйти, а хотя бы отдалиться от таких разговоров, по опыту знаю – они неконструктивны и непродуктивны. Как правило, тот, кто Церковь ругает, от слов все равно не вразумится, и в результате – одно раздражение. Враг этого только и ждет.
Если же ответа от нас все-таки требуют, то мы должны его дать, поскольку сам апостол Павел заповедал давать отчеты в наших действиях (см.: 1 Пет.3, 15). Но ответ мы должны дать спокойно и с пониманием, что Церковь Христова для нас – единственный путь спасения. Если мы в это верим, то сможем оставаться спокойными в любой ситуации.
В Церкви естественно есть какие-то вещи, которые не должны быть в ней, потому что в Церковь приходят не святые, а грешники, чтобы исцелиться. Ругать больницу, где тебя лечат, можно, но это неправильно. Мы дорожим нашей Церковью, потому что ее дал Господь, и то, какова она, зависит от нас. Нам не нравятся только люди, в Таинствах ведь нет ничего плохого.

Михаил: Летом у меня сложилась интересная ситуация. Во время Успенского поста поехал в Болгарию. Там Церковь живет по новому стилю, и пост к тому времени закончился… Непонятно, как быть в таких случаях: жить по «русскому» календарю и поститься, когда у всех вокруг сугубая радость, или праздновать вместе со всеми?

Отец Иннокентий: У нас в монастыре и у многих уважаемых в Церкви людей есть такая традиция: если человек находится на территории новостильной Церкви в течение небольшого промежутка времени — неделю или даже две — то старается жить по «старому» календарю, соблюдая «свои» праздники и «свои» посты. Если же это продолжительный визит, скажем, связанный с учебой, то люди переходят на «новый» календарь. Афонские монахи придерживаются такого же принципа. Причем, сталкиваются с подобными ситуациями постоянно, поскольку на Святой Горе хранят старый стиль, а Элладская Церковь перешла на новый.

Игорь: Можно ли уходить из храма сразу после Причастия, приложившись к поклонному кресту, или нужно обязательно дождаться, когда священник вынесет крест?

Отец Иннокентий: Если есть какие-то крайние обстоятельства, допустим, Вы спешите на работу и за опоздание Вас уволят, то уйти можно. Крест — это не сакральная часть богослужения. Сакральная часть — это молитва и Таинства. Но лучше все же дождаться окончания богослужения, когда священник произнесет отпуст, а затем вынесет крест. Если к кресту большая очередь, можно приложиться к кресту поклонному, который стоит в храме.

Иван: Часто священники в проповедях ссылаются на слова Святых Отцов. Хотелось бы понять, каким образом Церковь определяет, кто Святой Отец, а кто – нет. Можно ли считать святым отцом Силуана Афонского?

 

Отец Иннокентий: В христианской Церкви сложилась традиция применять наименование Святые Отцы или Отцы Церкви к тем христианам, которые особенно ревностно потрудились в написании и истолковании догматов веры, имели преданность апостольскому учению, чистотой и святостью заслужили признание всей Церкви на Церковных Соборах.
Латинская западная традиция присовокупляет к этим признакам древность жизни Святого Отца, заканчивая святоотеческий период VIII веком. В православной восточной традиции нет строгого определения временных границ жизни Святых Отцов, так как Святой Дух действует в земной, воинствующей Церкви всегда, до окончания её существования. Так что и прп. Силуана Афонского можно будет  считать Святым Отцом, если это будет признано Церковью.

Антонина: Наш батюшка говорит, что Исповедь перед Причастием обязательна, а моя знакомая, побывав в Греции, узнала, что там причащаются без исповеди…

Отец Иннокентий: В Русской Церкви Исповедь перед Причастием обязательна. Наши люди издавна старались приступать к Святым Дарам, не только очистив себя снаружи и надев красивое «обедничное» платье, но и очистившись душой — покаявшись. В некоторых других поместных Церквях — в частности в Греческой, — исповедь совершается отдельно. Люди несколько раз в год исповедуются, а причащаться могут чаще — по благословению духовника и при условии достаточно благочестивой по Заповедям Божиим жизни. Но это их традиции, а мы принадлежим к Русской Церкви, поэтому перед Причастием исповедоваться необходимо.

Петр: Когда был в Киеве, видел, как в одном из храмов во время чтения Евангелия на молебне, прихожане подошли к священнику, тот положил им на голову епитрахиль — и так и держал ее на протяжении всего времени чтения. Как к этому относиться? Я не подошел, а просто стоял в стороне.

Отец Иннокентий: Для чего священник накладывает епитрахиль во время чтения Евангелия? Я не знаю, потому что обычно ее возлагают на голову кающемуся во время Исповеди. Кроме традиций национальных (как в случае с Исповедью перед Причастием), есть традиции местные и приходские. Не все бывают понятны, поэтому участие в них можно не принимать.

Максим, 11 лет: Обязательно ли православному христианину стремиться выучить церковнославянскую грамоту, или можно читать молитвы, записанные русскими буквами?

Отец Иннокентий: Церковнославянскую грамоту, конечно, выучить хорошо. Она несложная. Читая молитвы, записанные на церковнославянском, мы глубже погружаемся в саму молитву. Точно так же, как, если мы понимаем смысл и порядок богослужения, нам легче бывает молиться.
Конечно, Господь не давал такой заповеди – спасаться, читая по-старославянски. Для спасения это необязательно, а для русского православного христианина — желательно. Церковнославянский язык — это часть общей православной культуры. Вместе с ним мы и веру православную получили. Если мы себя немного понудим, ничего плохого не будет — мы только еще лучше и глубже приобщимся к традиции и культуре.

Иван: Мне сказали, что слово «грешнаго» в молитве «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя…» – это русское добавление. Так ли это?

Отец Иннокентий: Нет, это не русское добавление. Иисусова молитва бывает разной. Известные греческие старцы — например, афонский старец Иосиф Исихаст — говорит, что она может быть длинной, а может быть короткой, и в разные моменты жизни мы молимся по-разному. Когда-то нам хочется обратиться ко Христу как к Сыну Божию, и душа «выделяет» для себя имя Спасителя: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий». А порой, немощь и духовная расслабленность таковы, что не можем читать ничего, кроме «Господи, помилуй» — это тоже Иисусова молитва, но самый краткий ее вид. Афонские монахи рассказывают, что читают ее, когда враг совсем одолел и сил молиться нет совершенно. А есть молитва без слов, когда одно только сердце обращается к Богу. Это высшая молитва. Господь дает ее приблизившимся к Нему людям. Для такой молитвы нужно иметь сердце, полностью очистившееся от страстей.

Если Вы хотите, чтобы на Ваши вопросы ответил насельник Данилова монастыря, пишите «Прихожанину» в рубрику «Спросить у священника».