Православный очаг Гамбурга

Почти в самом «сердце» немецкого Гамбурга, на площади Чайковского  находится самый большой храм Русской Православной Церкви на территории Германии – Церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского. О том, как живется православной общине в инославном окружении, «Прихожанину» удалось узнать, как говорится, из первых уст. Приезжавший к духовнику в Данилов монастырь настоятель храма, протоиерей Сергий Бабурин согласился с нами побеседовать.

– Отец Сергий, первый вопрос напрашивается сам собой. Как удалось русской православной общине получить за границей такой необыкновенный, можно сказать, грандиозный храм?

– Это весьма поучительная история, которая лишний раз доказывает, что удивительные чудеса в жизни совершаются по воли Господа и в наши дни. Когда в Гамбурге возникла православная община, ей досталось в наследство от сербской общины помещение, которое та арендовала у лютеранского детского сада. Это было в 2001 году. Преемство от сербских братьев утешало, но высокая арендная плата «съедала» все средства, которые могла собрать община.

На тот момент, мы о чем-то ином и мечтать не могли. Дело в том, что многие наши общины в Германии до сих пор живут в большой скудости. Некоторые приходы располагаются в гаражах для грузовых машин, арендованных залах, а то и в обычных квартирах. Бывает и так, что ты приносишь с собой на службу всё, что необходимо, ставишь временный иконостас, а после службы забираешь обратно. Но, Господь милостив, и наша община нашла храм в центре города, который принадлежал лютеранской церкви. В нем крайне редко совершались службы.  Чаще там проводились концерты, да выставки, не всегда приличествующие святому месту.  Это пятикупольный собор, спроектированный в начале ХХ века для армянской общины, поэтому многие элементы православной архитектуры были в проект интегрированы. Армяне отказались от этого храма, а лютеранская община решила не отказываться от готового проекта.

В этот сложный период первых переговоров мы встретили неожиданного союзника – епископа лютеранской церкви Гамбурга, госпожу Марию Епсен. Она является первой женщиной-епископом в истории лютеранской церкви. При этом она оказалась большой поклонницей русской культуры. У нее было много друзей в России (в частности, она общалась с владыкой Иоанном (Снычевым), и  любила посещать Санкт-Петербург. Упомяну попутно, что госпожа Мария Эпсен была инициатором такой акции в Санкт-Петербурге, как «Социальный автобус». По ночам этот автобус ездил по городу на Неве, и волонтеры кормили и отогревали питерских бездомных. Содержался этот социальный автобус на деньги Северо-Эльбской епархии лютеранской церкви. Без ее поддержки, наверное, и наши усилия ни к чему бы не привели.

Когда мы выходили на финальную стадию переговоров, мы очень волновались, что сумма, которую нам предложит владелец храма, будет неподъемной. Но внезапно выяснилось, что земля под собором принадлежит городу, а не церкви. В этой ситуации продавцу нужно было сохранить лицо, да и грядущий ремонт здания пугал владельца, поэтому нам предложено было приобрести собор за символическую цену – 1 евро, если город продаст земельный участок под храмом. Вот оно чудо. Практически этим единственным евро в тот момент община и была богата. Средства на покупку земли помог найти митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Патриарх.

В декабре 2004 года мы отслужили благодарственный молебен в новом храме, еще не веря своему счастью, а 2 января 2005 года – в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялась первая Божественная Литургия в новом соборе.

– Отец Сергий, а много ли православных в Гамбурге?

– Гамбург – второй по величине город Германии. Здесь находится громадный порт, крупнейший филиал завода Аэробус, много промышленных предприятия. Город кормит многих людей, поэтому многие стремятся в него. Наш приход преимущественно русскоязычный, но все больше возникает немецкоговорящих прихожан. Нам приходится добавлять в службу немецкий язык. А в третье воскресение месяца поздняя Литургия служится полностью на немецком языке. Хотя каких только национальностей нет среди наших прихожан! Русские, немцы, украинцы, белорусы, грузины, сербы, греки. Наш приход напоминает Ноев ковчег: «каждой твари по паре».

– Опишите, пожалуйста, жизнь прихода. Какая ведется деятельность? Есть ли воскресная школа?

– Мы продолжаем много строить. Когда закончили реставрацию собора, начали строить приходской центр. Он одновременно является духовно-культурным и образовательным. Внутри него располагается большой концертный зал, который в то же время является залом нашей приходской общины. В зале проходят как приходские мероприятия, так и камерные концерты классической музыки. Сейчас наш концертный зал стал уже достопримечательностью Гамбурга, многие немцы с радостью приходят послушать наши классические концерты…

Одним словом, мы пытаемся быть культурно объединяющим началом русскоязычной диаспоры Гамбурга и местом встречи немцев с русской культурой. Это важно было всегда и стало еще важнее сейчас, когда многие люди в результате последних политических событий оказались разделены. 

– Да, это трагическая ситуация. И как Вы находите из нее выход?

– Специально мы как-то выходов не ищем, хотя проблема стоит очень остро. Помните, как сказано в Евангелии от Матфея? «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12, 25). Вот и наша община видит свою задачу в сохранении единства. Духовенство увещевает прихожан оставлять за порогом храма всякое разделение. Такой установки мы придерживаемся, начиная с 2014 года. Да, мы понимаем и чувствуем это каждый день, что происходящие события несут людям боль и страдания. Мы постоянно молимся обо всех, кто страдает от войны, молимся о мире, помогаем беженцам, а их сейчас стало очень много, жалеем всех, кто идет в храм за утешением.

– Германия в самом деле приняла миллион беженцев?

– Думаю, эта цифра значительно больше. Среди беженцев много людей воцерковленных. И для них самое важное, что есть каноническая Церковь.  При нашем приходе возникло много волонтеров, которые помогают беженцам. Люди, оказавшись в незнакомой стране, без знания языка, чувствуют растерянность: они не знают, куда обращаться, не знают законов Германии и своих прав. Наши волонтеры в первые месяцы пребывания этих людей в Германии ходили вместе с ними по инстанциям, помогали оформлять различные разрешения, страховки, пособия, искать жилье и работу. Всем, конечно, не угодишь. Кто-то за помощь благодарит, а кто-то, приняв помощь, и обругает. Я нашим волонтером говорю: «Относитесь к этому спокойно. И радуйтесь! Это ваш небольшой духовный вымпел, зачет в ваш послужной духовной список».

– А есть ли надежда, что кто-то из беженцев станет членами Вашей общины?

– Многие уже стали, и многие еще придут из числа тех, кто принадлежат к канонической Церкви. В Гамбурге есть сейчас и приход Украинской Православной Церкви, которая находится под омофором блаженнейшего Онуфрия. Этот приход, правда, только-только еще формируется. И мы его тоже поддерживаем, чтобы он легче проходил те этапы становления, которые приходилось проходить нам. А в каком приходе окажутся в итоге люди, это им подскажет сердце.

– На каком языке говорят беженцы с Украины? Какого возраста эти люди?

–  Наверное, девяносто процентов беженцев с Украины говорят по-русски. С теми, кто приходит в нашу общину, отношения складываются очень теплые. В основном это женщины с детьми и мужчины старше 60 лет. Конечно, сегодня атмосфера в Гамбурге весьма непростая, и нам порой приходится выдерживать многочисленные нападки. Даже со стороны католической и лютеранской церквей, с которыми у нас прежде были вполне дружеские отношения, теперь мы чувствуем холод с их стороны. Западные СМИ ругают нас с утра до вечера. Людям хочется найти виноватого. До России далеко, а русский храм – вот тут, под боком. Почему же в него не плюнуть?! Поэтому, конечно, нам приходится иногда непросто. Но, и ужасной ситуацию не назовешь. Слава Богу за все.

Но мы занимаемся своим делом – свидетельствуем о том Царстве, что не от мира сего. Наш приход занят делом – богослужение и посильная помощь людям. Это утешает и укрепляет.

– Отец Сергий, а как происходит воспитание подрастающего поколения в Вашем просветительском центре?

– В нашей воскресной школе есть и младшая группа, и старшая. Наши преподаватели серьезно готовятся к каждому занятию: каждую тему – будь то праздник или какое-то церковное событие – они стараются раскрыть как можно более полно за одно занятие. Почему это важно? Далеко не все наши дети ходят на все воскресные богослужения. Сегодня ребенок пришел в воскресную школу, а в следующий раз он может прийти лишь через месяц. Надо сделать так, чтобы за одно занятие у него в голове сложилась яркая и законченная картина конкретной темы. Плюс мы еще преподаем русский язык и литературу. Вся русская литература, по сути своей, христианская, и ее образы очень глубоко западают в детскую душу.  К этому можно добавить исповедь с теми подростками, которые к нам тянутся. Есть у нас и встречи с молодежью. Но, одной нашей работы недостаточно – нужна работа в семье. А ее часто нет. Поэтому многие подростки, вырастая, уходят из храма.

– Это грустно.

– Да, согласен, грустно. Подросток уходит из храма, когда понимает, что перестал вести христианскую жизнь. Мы утешаем себя тем, что, когда у молодого человека появится своя семья или он столкнется с жизненными трудностями, он вернется в лоно Церкви, где ему было хорошо в детстве. Посеянные семена прорастут. При этом появляется и такая молодежь, которая втягивается в жизнь общины, не имея за плечами детского опыта веры.

– У нас в России сегодня постоянно говорят о важности патриотического воспитания молодого поколения. А как с этим вопросом обстоят дела в вашей общине в Гамбурге?

– В общине мы говорим о Христе и христианских ценностях. О том, что человек выше любых идеологических и политических схем и даже собственных слов. И даже если ты не согласен с его точкой зрения, не воспринимай его как врага. Он твой брат или сестра во Христе. Со временем страсти улягутся. Господь и время все расставят по своим местам. И тогда мы поймем, как учить патриотизму. А пока нам важно показать нашим прихожанам, что мы – Церковь, община, собранная вокруг Христовой Чаши. Помню, ко мне подошла одна женщина и говорит на ушко: «Мы хоть и беженцы, но пророссийские». А я ей также на ушко отвечаю: «А мы здесь все прохристианские». Вот в этом я вижу нашу главную задачу – не растерять людей, не расколоть приход на своих и чужих.

– А ваши дети планируют связать свое будущее с Россией?

– Это как Господь распорядится и сами решат. Для меня важно, чтобы они оставались людьми верующими, а Русская Православная Церковь, слава Богу, сегодня понятие широкое: общин наших везде много. Хоть в Антарктиду поезжай и там есть храм…

– Отец Сергий, личный вопрос. Мы с Вами познакомились в Даниловом монастыре. Что священника, который служит за границей, связывает с Даниловой обителью?

– Не столько с Даниловым монастырем (хотя за это время святыни обители стали родными), но, прежде всего с его наместником – епископом Солнечногорским Алексием. Когда мне было три-четыре года, моя мама пришла в Церковь, в Троице-Сергиеву Лавру. Встретила духовника – тогда молодого иеромонаха Алексия, незадолго до этого закончившего Московскую Духовную Академию. И осталась подле него… Я, можно сказать, вырос около батюшки. Мое детство в самых ярких его проявлениях неотделимо от Лавры и владыки Алексия. Он знал мою озорную натуру, много терпел меня, наставлял мудро и всегда с улыбкой. Щедро одаривал очень редкими в то время угощениями и, главное, определившими мою жизнь советами.

Помню, как-то я к нему в келью прибежал… Возбужденный, с горящими глазами. А он меня спрашивает: «Хочешь пулемет?» Я говорю: «Конечно, хочу». И он вдруг достает и подает мне маленькие четки. «Вот, – говорит, – наш православный «пулемет». Только надо научиться им пользоваться, чтобы знать, как и от кого им «отстреливаться».

У меня много детских переживаний связано с Владыкой. Он постепенно учил меня, что такое молитва, как надо идти к Богу. И за это я ему безмерно благодарен. Благодаря его поддержке и мудрым советам я спокойно прошел через все искушения юности, закончил художественное училище, отслужил в армии, отучился в семинарии и академии. И я знаю: все это время владыка Алексий молился за меня. Вот поэтому каждый раз, когда я приезжаю в Россию, самое главное и важное для меня – посетить Данилов монастырь и моего дорогого наставника – епископа Алексия.

Беседовала Екатерина Орлова


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить