До третьего дня душа пребывает на земле

Игумен Иннокентий (Ольховой)

У нас в «Прихожанине» уже давно сложилась определенная традиция: мы собираем вопросы, поступающие в редакцию от наших читателей, — их мы называем «необычными», такие вопросы порой неловко задать другим людям или даже священнику, — а потом на них отвечает эконом Данилова монастыря игумен Иннокентий (Ольховой). Он считает, что нет вопросов, на которые невозможно было бы дать ответ.

«Прихожанин»: Отец Иннокентий, в Новом Завете несколько раз упоминаются братья и сестры Иисуса Христа. Скажем, в Евангелии от Луки говорится: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 19–21). Кто были эти братья и сестры Христа?

Игумен Иннокентий: На этот вопрос дать какой-то один простой и исчерпывающий ответ довольно сложно. Строго говоря, слово «брат» у древних евреев могло относиться к самым разным людям: двоюродному брату, племяннику, да и просто к любому близкому родственнику. В Священном Писании несколько раз, действительно, упоминаются «братья» Господа нашего. Скажем, в Евангелии от Матфея и Марка мы читаем: «...Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?» (Мф. 13, 55–56; Мк. 6, 3).

Эту тему изучали многие святые и великие богословы: святой Иоанн Златоуст, блаженный Иероним, Климент Александрийский, Епифаний Кипрский... И определенного ответа на этот вопрос никто не дает. Возможно, это не случайно — ведь речь о Боге. Правда, существует ряд гипотез. Согласно одной — упоминаемые «братья» Иаков, Иосий, Симон и Иуда — это дети Иосифа Обручника от первой жены, которая умерла.

Есть и другая версия, которая в большей степени распространена в Православной Церкви. Ее, кстати, очень четко прописал историк Церкви Алексей Мерзлюкин в своем исследовании «Родословие Пресвятой Девы Марии и происхождение „братьев Господних“». Этот богословский трактат был опубликован в дореволюционное время, а позже переиздан в Париже в 1955 году. Согласно исследованию Мерзлюкина, у древних евреев существовал особый обычай, так называемый «левиратный брак»: если умирал один из братьев, то другой брат должен был жениться на его вдове. Это совершалось для того, чтобы защитить вдову, и в то же время, чтобы сохранить имеющееся у нее имущество — дом, надел земли и т. д. Более того, у древних народов левиратный брак считался способом продолжения рода умершего человека.

Вот и Иосиф Обручник, когда умер его родной брат Клеопа, женился на его вдове Марии. И упоминаемые «братья» — это дети Марии Клеоповой. При этом по плоти они принадлежали Иосифу как отцу, а по закону — считались детьми умершего Клеопы. Вот такой парадокс. Поэтому, согласно иудейским законам того времени, Иаков, Иосий, Симон и Иуда назывались детьми Клеопы, а Иосифа Обручника можно было считать лишь приемным отцом, и значит, говоря современным языком, они приходились Иисусу Христу двоюродными братьями.

* * *

«Прихожанин»: Батюшка, когда умирает человек, его родные особо поминают его в 3, 9 и 40 дни. Почему? Что происходит с душой человека в эти дни? Русская Православная Церковь поддерживает эту традицию или она досталось нам от языческих времен?

Игумен Иннокентий: Конечно, в Священном Писании этот вопрос отдельно никак не разбирается, но, говоря о том, что происходит с душой после смерти, мы опираемся на церковные традиции, опыт святых, опыт Церкви. Можно вспомнить, к примеру, мытарства блаженной Феодоры. На их основе мы можем сказать, чтó происходит с душой в тот или иной момент после ее расставания с бренным телом. Согласно церковному преданию, до третьего дня душа пребывает на земле и, не имея тела, может посещать любые места, которые ей каким-то образом были дороги. В эти три дня душа находится в некоем земном странствии, а вот после третьего дня она постепенно восходит на небо.

Между третьим и девятым днем душа пребывает в райских обителях, которые ей показывают ангелы. Она понимает, что ждет душу праведника после того, как Господь примет его к Себе.

В промежутке между 9 и 40 днями душа проходит мытарства: она истязуется за то, в чем согрешила в земной жизни. А на 40-й день приходит к Богу на временный суд. Именно временный, потому что окончательный суд — это Страшный Суд, который ждет нас всех. На Страшном Суде душа каждого человека получит окончательное определение: будет ли она с Богом или она будет отделена от Бога.

День 40-й — решающий. После него душа праведника узнает о том, что может остаться в райских обителях, а вот душа, которая не готова там быть, до Страшного Суда будет пребывать в месте, которое не является ни раем, ни адом. Когда душа проходит мытарства, диавол показывает ей все нехорошие поступки, которые она совершила на земле. Ведь она делала их по его наущению. Тем самым враг рода человеческого как бы заявляет свои права на эту душу, доказывая, что она не достойна находиться в раю.

Конечно, надо понимать, что такое описание весьма условно и не является догматическим учением Церкви. Непреложная истина — это истина евангельская, заповеди Божии, церковные догматы и каноны. А мытарства души, ее пребывание после смерти, — всё это, как я уже говорил, основывается на церковном предании. Иной, более точной информации о том, что происходит за порогом жизни, мы не имеем. Как не имеем и связи с загробным миром. Лишь иногда, по Божиему благословению, живым вдруг дается возможность каким-то образом получить весточку от ушедших в мир иной. Но эти случаи весьма редки, они скорее исключения из правил... Но все же случаются. Души ведь живы. Другое дело, что не надо желать такого общения, чтобы не попасть в сети диавола: человеку может казаться, что он общается с душой умершего, а на самом деле это будут лишь козни диавола.

Православное вероучение отвергает предопределение участи души: предстоит ли ей спастись или погибнуть. Если человек хочет как-то помочь душе умершего, пусть молится и просит Господа — особенно в эти 40 дней — помиловать душу и принять ее. Усиленная молитва, чтение Псалтири, сотворение милостыни, церковное поминовение в эти 40 дней очень многое могут дать душе, которая направляется к Богу, даже если человек жил на земле нерадиво и не успел в этом раскаяться.

* * *

«Прихожанин»: Батюшка, некоторое время назад в прессе много писали о конфликте, который разгорелся между Джоан Роулинг, автором книг о Гарри Поттере, и мировым сообществом трансгендеров. Хотелось бы узнать отношение Русской Православной Церкви к трансгендерным (изменившим свой пол — Ред.) людям, и, если оно негативное, то чем это объясняется?

Игумен Иннокентий: Церковь резко отрицательно относится к идее трансгендерности. Почему? Потому что любое изменение пола — это крайне грубое вмешательство в образ Божий. Каждый человек рождается уникальным, и пол, данный ему Богом, — это тот образ, который составляет его человеческую суть. Господь не зря создал мужчину и женщину такими разными и неповторимыми. Любое искажение данного Богом образа сродни богоборчеству. Бывает, что человек заиграется в своих фантазиях: красит по-женски волосы, украшает себя женскими вещами. Это, конечно, нехорошо, но это не меняет его сути. А перемена пола — это глубинное изменение, которое показывает, что человек недоволен тем, каким создал его Господь. Получается, что человек выступает против своего Создателя.

То, что в мире возрастает количество трансгендерных людей, говорит нам о том, что увеличивается власть греха в мире. Человек объявляет себя свободным. Но что представляет собой эта свобода? Свобода от всего, в том числе и от Бога? Получается, что человек, меняющий свой пол и отстаивающий свое право на свободу в этом вопросе, тем самым говорит, что Бог ему не нужен.

Вспомните заповеди Божии, которые по сути своей — этические нормы и ограничения. Ограничивая себя в соответствии с заповедями Божиими, мы получаем другую свободу — свободу от греха. Ведь Господь потому и пришел на эту землю, чтобы освободить нас от греха. А у людей получается ровным счетом наоборот: объявляя себя свободными в своих решениях и поступках, человек попадает в рабство греха. Потому трансгендерные люди так злобно и агрессивно защищают себя и себе подобных: они теряют сущность, полученную от Бога, и в итоге не получают ни мужского, ни женского начала.

В этом вопросе важно отметить еще две составляющие: душевную и духовную. Душевная показывает, в какой мере человек относится к себе как к творению Божиему: принимает он себя или ненавидит. Духовная составляющая показывает степень развращенности человека, когда его морально-нравственные критерии падают ниже нуля, и ему кажется, что ему всё дозволено, и нет никаких ограничений.

Отвечая на вопрос вашего читателя, скажу так: Церковь относится к перемене пола отрицательно, и я объяснил, почему, но Церковь не будет никого осуждать, — мы можем только предупреждать, советовать, предостерегать, отговаривать, но выбор всегда остается за человеком. Эту свободу выбора дал нам Сам Господь. И чтобы человек ни сделал, он никогда не будет лишен любви Божией, потому что он любимое Его творение. Но человек должен помнить, что впереди его ждет Божий Суд, на котором ему предстоит дать ответ Господу за все свои поступки.

Что будет с душой человека, когда она придет на Суд Божий, мы не знаем. Бог решит ее участь. Представьте себе коня, который несется к пропасти. Мы видим это и думаем, что сейчас он сорвется туда. Но пока конь не упал в пропасть, мы не сможем сказать, что он туда упадет. Может, Господь остановит его в последнюю секунду. Так и с человеком, который что-то творит, подчиняясь диаволу. Мы не знаем, погибнет ли он, или Господь в последнюю секунду спасет его по милосердию Своему.

* * *

«Прихожанин»: Батюшка, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу истории с бывшим настоятелем Свято-Троицкой обители милосердия Николаем Стремским, которого приговорили к 21 году тюрьмы за якобы сексуальные действия в отношении своих приемных детей. И как вообще Русская Православная Церковь защищает своих священников и монахов, которых светская власть обвиняет в различных преступлениях?

Игумен Иннокентий: По поводу второго вопроса. Дело в том, что суд, как и прочие государственные институты, созданные людьми на земле, Церкви не подчиняются, и Церковь не имеет на них никакого влияния. В Церкви есть церковный суд, но он занимается только вопросами церковного служения, участия в таинствах, лишения сана за какие-нибудь нарушения. А суд светский, гражданский или уголовный, разбирает преступления светские. Ведь не Церковь же устанавливала светские законы, создавала Конституцию, Уголовный кодекс. Светский суд оперирует светскими законами, а Церковь — канонами Церкви, которые не подразумевают ни тюремного заключения, ни смертной казни, ни административной ответственности.

Какую помощь может оказать Церковь человеку, которого власти арестовали по подозрению в преступлении? Может помочь с адвокатом. Ну, и конечно же, молиться за него. Потому что мы понимаем, что суд может быть как справедливым, так и несправедливым. И случаев, когда осуждали невинного человека, известно немало. Особенно печально, когда подобные обвинения выдвигаются по отношению к священнику, который занимается детьми.

Мне трудно сказать что-то определенное в отношении священника Николая Стремского. Там история довольно туманная. Возможно, девочки просто оклеветали священника под чьим-то давлением. Мне довелось и самому бывать в Саракташе лет пятнадцать назад, и мы заезжали посмотреть Свято-Троицкую обитель милосердия. Сказать, что там всё было идеально, не могу. Но всё идеально никогда и не бывает. Священник Николай Стремский взял на воспитание очень много детей: брошенных, из детских домов, из неблагополучных семей. Эти дети уже претерпели страдания. Когда ребенка бросают родители или когда он их лишается, страдание он носит в глубине своей души, и жить с этим чувством ребенку непросто. Но, повторяю: я не знаю, есть ли правда в обвинениях батюшки. Что тут скажешь? На ум приходит Ефрем Сирин, приговоренный к наказанию за преступление, которое не совершал. И он думал об этом так: «Я этого не делал, но я совершал другие грехи, за которые меня должны были наказать, но не наказали, и теперь мне придется понести наказание». Его, правда, отпустили, но главное, что он был готов принять волю Божию.

Конечно, 21 год тюрьмы — приговор очень суровый. Это практически смертный приговор. Возможно, Господь определил отцу Николаю именно так закончить жизненный путь, пострадать. А что может сделать Церковь в такой ситуации? Молиться за отца Николая, помочь ему с адвокатом, помочь составить апелляцию. Больше, к сожалению, ничего. Из этой истории можно сделать определенный вывод: людям, которые работают с детьми, — не только священникам, но и детским воспитателям, спортивным тренерам — надо вести себя очень и очень осторожно и осмотрительно. Нельзя лишний раз оставаться наедине с ребенком, дотрагиваться до него. Раньше ребенка можно было шлепнуть за проступок, а теперь это может расцениваться как акт приставания к ребенку. То же касается и поцелуев. Работая с детьми, надо установить себе жёсткие правила и неукоснительно их соблюдать.

Может ли при таких условиях Церковь отказаться от работы с детьми? Позакрывать воскресные школы и детские лагеря? Нет, конечно же, нам надо продолжать наши труды по воспитанию детских душ! И есть немало примеров хорошей работы с детьми. Скажем, у нас при Даниловом монастыре есть детский лагерь «Звезда Вифлеема» с многолетней историей, и я знаю многих священников, которые прекрасно занимаются с детьми. Просто надо быть осмотрительным и благоразумным, чтобы избегать сплетен и скандалов.

* * *

«Прихожанин»: Почему Русская Православная Церковь не молится о самоубийцах и не совершает над ними чин отпевания? Ведь бывают же всякие ситуации, когда человек просто больше не в силах жить. Ведь были же и святые, которые кончали жизнь самоубийством, скажем, святой Самсон, святая мученица Домнина, праведный Кирилл Вельский, святая Соломония, святая мученица Пелагия Антиохийская, святая Евпраксия Рязанская, преподобный Мартиниан Палестинский и некоторые другие. Почему же Церковь в одних случаях делает исключение, а в других — нет?

Игумен Иннокентий: Конечно, надо разбираться в причинах, которые толкают человека на самоубийство. Взять, к примеру, святую Евпраксию Рязанскую. Когда она узнала, что хан Батый убил ее мужа Федора и движется к ее городу, Евпраксия, дабы не достаться монголо-татарам на поругание, покончила с жизнью, бросившись вместе с сыном с колокольни храма Святого Николая.

Почему Церковь осуждает самоубийства? Потому что самоубийство — крайняя степень неверия в Бога. То есть люди, которые попали в сложную ситуацию, настолько перестают верить в Господа, что, вместо того чтобы потерпеть и возложить решение на Бога, отвергают веру в Промысл Божий, решают отказаться от величайшего дара — жизни. Церковь не может одобрить такой подход.

Но, конечно же, ситуации бывают разные. И я неслучайно упомянул святую Евпраксию Рязанскую. Бывают случаи, когда человека доводят до самоубийства, а это, по сути, уже убийство. У одного моего знакомого сын служил в армии, и там над ним так издевались, что он не выдержал и покончил с собой. Когда мой знакомый приехал с этим вопросом к отцу Кириллу, тот сказал, что это не самоубийство, а убийство и благословил отпевать юношу и молиться за него.

Поэтому в каждом случае необходимо тщательно разбираться. В Церкви действует специальная комиссия, и каждый случай самоубийства она отдельно разбирает. Бывают ситуации, когда человек психически болен и не осознает того, что совершает. Разве есть в этом его вина? Нет! Бывают, как я уже говорил, случаи, когда другие люди толкают человека на самоубийство. И в этом нет его греха! Были случаи, — о них много писали в прессе, — когда из-за медицинских проволочек людям с последней стадией онкологии не давали обезболивающего, и больной, будучи не в силах терпеть непереносимую боль, сводил счеты с жизнью. Разве это грех? И разве можно говорить в этом случае о неверии в Бога?! Нет, конечно же. Это тоже, по сути, убийство человека, преступление со стороны тех, кто создал для человека невыносимую ситуацию. И в этом случае за умершего такой смертью человека можно и нужно молиться. И его можно отпевать.

Но совсем другое дело, когда человек попросту захандрил, затосковал, скажем, на почве неразделенной любви и бросился с балкона. Получается, что человек по прихоти своей отказался от Божиего дара, от своей жизни. Вот это уже непоправимо.

* * *

«Прихожанин»: Отец Иннокентий, один из наших читателей задается вопросом «А не является ли коронавирусная пандемия, охватившая весь мир, наказанием Божиим за грехи людские?» Что Вы по этому поводу думаете?

Игумен Иннокентий: Я думаю, что это скорее не наказание, а вразумление. Вот библейские Содом и Гоморра — это, действительно, было наказание, потому что Сам Господь, Сама Святая Троица явились, чтобы покарать нечестивцев. И последствия мы знаем. А что касается коронавируса... Мы ведь знаем, что Господь наказывает людей в самом крайнем случае. Поэтому я и коронавирусную пандемию назвал бы вразумлением. Это лишний повод людям задуматься о хрупкости бытия, о том, что жизнь скоротечна: «сегодня ты весел и жизнью доволен, раздолья круг тесен, а завтра болен» и страдаешь, а послезавтра тебя уже отпевают.

Мы, люди, часто слишком легкомысленно относимся к дару Божиему — жизни. Нам кажется, что всё у нас еще впереди, что мы всё успеем. За время пандемии я похоронил нескольких близких мне людей. Они были в расцвете сил и совсем не собирались так быстро умирать. Поэтому я считаю коронавирус вразумлением и напоминаем нам о том, что надо дорожить каждым днем.

И еще один важный момент: смерть — это не наказание. Это естественный процесс, который каждому предуготовлен, потому что мы, люди, состоим из плоти и крови, и наше тело имеет свой срок жизни... Но этот срок может сократиться.

А вот что может быть наказанием, так это жизнь без Бога. Когда мы лишаемся Бога, что может быть страшнее этого?! А все эти болезни, пусть даже самые страшные, это нам предупреждение.

* * *

«Прихожанин»: Однажды в нашем приходе началась дискуссия на такую тему: «Почему так получилось, что вся история христианства связана лишь с небольшой частью суши — Израилем? Почему именно там родился Сын Божий — Иисус Христос? Почему многие святые появились на свет и жили именно в этих местах? Почему Бог являл Свою волю именно в Земле Иудейской, хотя рядом были Римская империя и Греция?» Мы много спорили об этом, но никакого ответа в результате так и не нашли. Быть может, отец Иннокентий сможет ответить хотя бы на часть этих вопросов или направить обсуждение в какое-то конкретное русло?

Игумен Иннокентий: Из Священного Писания мы знаем, что иудейский народ особо отличался от других народов тем, что сохранил веру в Единого Бога. Это и является главной причиной, почему евреи стали богоизбранным народом. Не забывайте, что кругом жили язычники, пусть даже образованные, но язычники. И, тем не менее, живя в окружении язычников, евреи сумели сохранить свое знание о Боге, Творце неба и земли, и не только сохранить, — они передали это знание своим потомкам, сохранили его в своих лучших сынах и пророках...

А когда случалось, что от истинной веры народ иудейский уклонялся в многобожие или в идолопоклонничество, то лучшие представители народа — через проповеди и чудеса — приводили его обратно к Богу. Вот поэтому Господь заботился об этом народе, поддерживал его и направлял — через те же заповеди Моисея и Божественное откровение.

Почему Господь родился и воплотился среди еврейского народа? Да потому что евреи ждали явления Мессии. И это желание было настолько сильным, что Господь ответил на него. Конечно, у еврейского народа, как и у других народов, было немало грехов, но вот эта исключительная вера в Бога и ожидание Мессии выделяла его из прочих народов. Повнимательнее перечитайте Ветхий Завет, и вы увидите, что евреи, как и другие люди, лгали, блудили, обманывали, убивали, то есть были ничем не лучше других людей; за всю их многовековую историю их то и дело тянуло уклониться от веры в Господа, но тем не менее на протяжении многих столетий они сумели сохранить ее и передать своим потомкам.

Есть, конечно, в этом и определенный парадокс: евреи ждали Мессию, но, когда Он пришел, они Его не признали и, более того, убили. То есть на протяжении столетий они молили Бога явиться к ним, а когда Он к ним пришел, восстали на Бога. Это, конечно, самое непостижимое в истории человечества. Хотя, с другой стороны, ведь и апостолы точно знали, что рядом с ним Бог, который не раз являл им Свои чудеса, но и они разбежались, когда Господа схватили. Вот она во всей своей «красе» наша людская, грешная природа. Молить Бога о том, чтобы Он явил Себя людям, а когда Он приходит, говорить, что это не Бог, мы Его себе другим представляли. И в своем отрицании доходить до убийства Бога. Вот что особенно страшно.

Но именно вера сохранила иудейский народ от уничтожения. Тогда как многие народы, жившие по соседству с евреями, просто сгинули. А еврейский народ, благодаря своей вере, живет и поныне. Вот потому-то еврейский народ и считается богоизбранным: здесь родился и воплотился Сам Господь, Который и открыл евреям знание о том, что Бог придет на землю и спасет род человеческий.

Материал подготовил Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!