Петь хотите? Приходите!

Давно мне не доводилось встречать таких счастливых людей! Счастливых тем делом, которым они занимаются. На этот раз моими чудесными собеседниками оказались руководитель Молодежного хора Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Никита Сергеев и хормейстер Ксения Могильникова. Именно встреча с ними заставила меня подумать: «Эти люди посвятили свою жизнь церковной музыке, церковному хору. И как же их радует дело, которым они занимаются».

Почти 15 лет назад в стенах Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи родился молодежный хор – один из первых православных любительских хоров России, куда мог прийти любой прихожанин, чтобы научиться исполнять церковные песнопения. О том, чего удалось добиться за эти 15 лет и что представляет собой этот хор сегодня, согласились рассказать мне два увлеченных своим делом человека Ксения и Никита. Правда, своим первым вопросом я, как мне показалось, ребят сильно озадачил.

«Прихожанин»: Почему у вашего хора нет названия?

Никита Сергеев: Как нет?! Он называется «Молодежный хор Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи».

«Прихожанин»: Не обижайтесь, пожалуйста, но всё же… Мне посчастливилось встречаться с ребятами из других структур Патриаршего центра. Там такие звучные названия… Клуб «99 овец», молодежный клуб «Пилигримия», «Школа молодой семьи»… А у вас так просто – «Молодежный хор».

Никита Сергеев: Потому что наше название – это общее название для трех хоровых групп, которые у нас здесь работают...

«Прихожанин»: Поясните, пожалуйста!

Никита Сергеев: У нас есть младший хор (там занимаются те, кто никогда не пел и вообще не знаком с музыкальной грамотой), есть старший, которым руководит Ксения и где занимаются люди, уже имеющие музыкальный опыт, и, наконец, камерная группа – можно сказать, опытные профессиональные хоровые певцы. У всех трех групп общее название – «Молодежный хор».

Ксения Могильникова: Дело в том, что, когда наш хор создавался, у него была одна цель и одни задачи. Потом задачи стали расширяться, а вместе с ними стала меняться и структура хора. Упомянутые вами «99 овец» и «Пилигримия» – это единые организации, имеющие одну цель и конкретные задачи. У нас же, получается, три разные хоровые структуры под одной крышей. Вот почему так трудно дать им одно общее название.

«Прихожанин»: Когда я собирался с вами встречаться, то предполагал, что в молодежном хоре занимаются дети и подростки… А у вас здесь, простите, вполне состоявшиеся взрослые люди лет 25 и старше…

Ксения Могильникова: У детей и подростков другие голосовые данные. Голос ведь формируется к 18 годам – такова его физиологическая особенность. Есть, конечно же, специальные детские хоры. В той же Германии, к примеру, есть старинные детские хоры мальчиков, которым до 15 лет, но это, если можно так сказать, совсем другая музыкальная история. Наш хор не детский, а молодежный.

Никита Сергеев: До революции женщины на клиросах не пели, ну, может быть, за исключением насельниц женских монастырей. Пели только мужчины и мальчики. При этом мальчики заменяли собой нынешние верхние голоса – сопрано и альтов, которые в начале ХХ века ввел знаменитый церковный композитор Архангельский. Возможность использовать женские голоса на клиросе, по сути дела, спасла церковное пение в советские годы, когда закрывали и уничтожали храмы и на клиросах практически не осталось мужчин. Тогда всё держалось на женских плечах.

«Прихожанин»: И каковы возрастные границы ваших хористов?

Никита Сергеев: От 18 до 35 лет. Именно на них мы делаем ставку. Для занятий с детьми и подростками нужны особые условия, дети просто не смогут петь вместе со взрослым хором.

«Прихожанин»: Расскажите, как зародился ваш хор? И почему произошло разделение на три хора?

Никита Сергеев: В 2005 году, практически 15 лет назад, талантливая выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Екатерина Букреева создала хор, куда могли приходить все, желающие петь. Уже через год ее ученики начали выступать с концертами, а еще несколько лет спустя молодежный хор Екатерины Букреевой стал участвовать в богослужениях.

Но постепенно число желающих петь всё возрастало. Поэтому сначала решили разделить хор на младший и старший, а к 2009 году появилась третья группа – Камерный хор.

Ксения Могильникова: Если смотреть исторически, то сначала была одна Екатерина Букреева и ее хор. Когда появилась необходимость организовать младшую группу для новичков, пришел Александр Дедух, который и стал этим заниматься. Старший хор  постепенно разрастался, и Екатерина пригласила меня быть ее помощником. А уже потом, когда Екатерина ушла в декрет, возникла идея разделить старший хор на два, выделив из него профессиональный камерный. Тогда же появился Никита, возглавивший этот хор. Екатерина Букреева после декрета уехала к себе на родину в Карелию, где тоже создала церковный любительский хор.   

Камерный хор – это те, кто пел еще в первых наборах Екатерины Букреевой, это профессионалы нашего хора. Младший хор создан для того, чтобы готовить певчих для перехода в старшую группу. В младшем люди знакомятся с музыкальной грамотой и культурой, занимаются распевами. Старший хор дает концерты и участвует в службах. Раньше, пока у нас еще не было своего храма, ребята из старшего хора один раз в месяц служили на дополнительной поздней Литургии в храме святых отцов семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре. Сейчас, с весны, мы каждое воскресенье поем позднюю Литургию в своем родном Сретенском храме.

В младшем хоре человек занимается в течение года, потом сдает экзамен и переходит в старшую группу. Впрочем, если ему требуется дополнительное время для занятий, он может остаться в младшей группе еще на один год. В младшем хоре у нас царят определенная атмосфера, особое, бережное отношение к певческим данным, там действует специальная программа по развитию музыкальной грамотности. Поэтому некоторые люди выражают желание продлить свои занятия в младшей группе.

В старшем хоре на эти моменты времени не остается, там используются уже развитые навыки хористов. Можно сказать, в младшем хоре они берут от нас, своих учителей, а в старшем – мы от них.

«Прихожанин»: Как различаются эти группы по количеству участников?

Никита Сергеев: Младший хор – это небольшая группа порядка 15 человек. В старшем хоре, которым занимается Ксения, примерно, 40 человек. В Камерном хоре, которым руковожу я, 25 человек. Но люди постоянно перетекают из одной группы в другую.

Ксения Могильникова: Потому что у них всегда есть стимул двигаться вперед. Ребята из младшей группы видят, какими песнопениями занимаются хористы в старшем хоре, в каких концертах принимают участие, что поют на службах… И это побуждает их заниматься лучше, чтобы поскорее попасть туда. Ребята из старшего хора видят профессионализм Камерного хора и тоже понимают, к чему им надо стремиться.

«Прихожанин»: Вы существуете почти 15 лет. За это время ваш хор должен был значительно разрастись…

Ксения Могильникова: Но мы же, в основном, имеем дело с молодыми людьми лет 18–25. Они поступают в институты, устраиваются на работу, переезжают в другие города, женятся и выходят замуж… Жизнь постоянно меняется. Естественно, одни люди, позанимавшись в нашем молодежном хоре, уходят, им на смену приходят другие. Многие ребята, поучившись у нас, идут развиваться в певческом плане к себе на приход.

Никита Сергеев: В отличие от младшей и старшей групп, в Камерном хоре текучка меньше. Мы стараемся держаться за людей, чтобы они максимально долго были с нами, каждого хориста бережем и не отпускаем. Те, кто приходит в младшую и старшую группы, хотят просто научиться петь в церковном хоре; те, кто в Камерном, хотят посвятить себя именно нашему хору. Надо еще учесть большую палитру деятельности Камерного хора: мы выступаем и в Патриаршем центре, и на многих приходах Москвы, и далеко за пределами столицы, ездим на различные музыкальные конкурсы и фестивали, участвуем в благотворительных концертах в Социальных центрах…

Ксения Могильникова: Профессионализм и требования к посещаемости во всех группах разные. В младшем и старшем хоре мы понимаем, что человек может пропускать занятия по семейным или рабочим обстоятельствам. В Камерном хоре от хориста требуется больше постоянства, он не может пропускать занятия.

«Прихожанин»: Сколько новых людей приходит к вам обычно в сентябре?

Никита Сергеев: Около 20–30 человек. Мы их разбираем по хорам: кого в младшую группу, кого – в старшую, а кого-то, прослушав, сразу в Камерный. Одним нужны музыкальные азы, кто-то приходит после музыкальной школы или училища, и ему не нужна нотная грамота.

«Прихожанин»: Что нужно, чтобы попасть в хор?

Никита Сергеев: Только желание петь! Больше ничего. Мы всем говорим: «Хотите петь? Приходите к нам!»

«Прихожанин»: Но разве не важны в этом случае музыкальный слух, какие-то зачатки музыкальной культуры, знание нотной грамоты?

Ксения Могильникова: Слух развивается. И, как показывает опыт, люди без музыкального образования поют лучше. Мы ведь работаем с любителями; нам неважно, чтобы у человека было музыкальное образование. Да, порой новички боятся, говорят: «Я не знаю нот. Как же я буду петь?» Но на самом деле они очень быстро начинают во всем разбираться. 

Никита Сергеев: Но если у человека есть сильное желание научиться читать ноты, узнать теоретические азы музыкальной хоровой культуры, мы в этом ему поможем. У нас есть уроки хорового сольфеджио, которые ведет преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, наш замечательный педагог Марина Юрьевна Удальцова.

«Прихожанин»: Кстати, какова стоимость обучения на ваших занятиях?

Никита Сергеев: Наши ученики вносят чисто символический сбор – 1500 рублей за полгода. Мы ведь заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей пришло к нам учиться. Для студентов и многодетных наши занятия вообще бесплатные.

«Прихожанин»: Кого больше в вашем молодежном хоре: юношей или девушек?

Никита Сергеев: Девушек. В младшем и старшем хорах соотношение: 30% юношей и 70% девушек. В Камерном хоре соотношение почти равное – поскольку это профессиональный хор, в нем важен баланс голосов.

«Прихожанин»: Насколько важен вопрос веры, воцерковленности человека?

Ксения Могильникова: Мы, конечно, об этом спрашиваем при первом знакомстве. К нам приходят и верующие, и неверующие. Но ведь деятельность Патриаршего центра ориентирована на миссионерскую деятельность. Нередко люди, которые никогда не ходили в храм или с вероучением знакомы поверхностно, приходя в наш хор, очень быстро знакомятся и с основами православной веры, и с богослужебной жизнью, начинают участвовать в Литургии, исповедоваться, причащаться и таким путем приходят к вере.

«Прихожанин»: Но ведь вы, наверное, спрашиваете людей, которые хотят учиться в вашем хоре, зачем им учиться петь? Интересно, что вам отвечают?

Ксения Могильникова: Одни приходят в наш хор, чтобы получить музыкальное образование, ведь у нас оно практически бесплатное. Другие хотят найти людей, близких по духу. Ведь наш хор работает при монастыре, причем знаменитом на всю Москву. Хор православный. Поэтому предполагается, что люди, которые сюда приходят, воцерковленные и невоцерковленные, по сути своей благочестивые и порядочные. Многие хотят через хор приблизиться к Богу. Кроме того, у нас занимается много молодых и красивых девушек. Это привлекает сюда ребят. 

Никита Сергеев: Многие находят себе здесь пару, и мы регулярно поем на венчаниях своих хористов.

«Прихожанин»: Вопрос организационный: как часто проходят занятия?

Никита Сергеев: В течение года с сентября по май ребята занимаются 2 раза в неделю с 7 до 9 вечера. У всех групп свои дни. Плюс еще один день в неделю – сольфеджио. И для желающих раз в неделю проводится урок вокала, который преподает наш любимый педагог Екатерина Владимировна Пономаренко. У каждого хора свой хормейстер: у младшего – Александр Дедух, в старшем – Ксения Могильникова, в Камерном – я, Никита Сергеев. Мы все закончили Свято-Тихоновский университет – как раз у Екатерины Пономаренко. Она наша «мама» по профессии.

«Прихожанин»: Простите, но мне всё же не совсем понятно, как ваши ученики могут петь, не зная нотной грамоты?

Ксения Могильникова: Музыка, как известно, появилась раньше нот, ноты всего лишь ее символическое обозначение. Когда человек приходит петь в церковном хоре, то там происходит волшебство, маленькое чудо: человек поет, не зная нот и используя лишь те музыкальные способности, которые даны ему от природы.

«Прихожанин»: Но они же начинают петь у вас здесь, и чудо должно произойти на занятиях…

Никита Сергеев: Люди, которые пели и год, и два назад, они, конечно, ноты уже выучили. А новички подтягиваются за теми, которые умеют читать по нотам. Так всегда было на Руси. В XVII и XVIII веках в хоре более опытные певцы стояли сзади, а молодые и неопытные – впереди.      

Ксения Могильникова: К тому же сейчас все технически продвинутые, у всех есть различные гаджеты. Мы напеваем мелодии, люди записывают их на телефоны, диктофоны, а потом слушают в метро и на работе. Каждый слушает свой голос, а потом уже здесь воспроизводит, а мы корректируем результат его работы.

«Прихожанин»: Наверное, все хоры различаются репертуаром?

Никита Сергеев: Младшая группа разучивает азы, в церковном пении это называется обиход. Это самые простые песнопения, которые можно спеть, не зная нот, выучив их просто на слух. В обиход входят так называемые гласы – это 8 церковных мелодий, которые поются в Церкви в течение всего года. Они тоже выучиваются на слух и потом по тексту эти церковные мелодии распеваются. Главная задача для младшей группы – в течение учебного года выучить обиход и гласы.

Помимо гласов и обихода, они знакомятся с некоторыми народными и светскими песнями. Ведь ребятам из младшей группы предстоит участвовать в двух концертах – перед Новым годом и в отчетном концерте в конце учебного года. Так что, поверьте, объем у них большой. А времени не так уж и много. Каждое занятие – это полчаса распевка и всего полтора часа на занятие.

Ксения Могильникова: Для старшего хора у нас есть большой набор песнопений для Литургии. Мы их все разучиваем и, помимо службы, на их основе составляем концертную программу для социальной работы. Мы ведь со старшим хором регулярно ездим к бабушкам в Социальные центры, которые окормляет Данилов монастырь. Вы не представляете, какая для них это радость! Бабушки в ответ регулярно пишут нам стихотворения, в которых благодарят и говорят, что, слушая нас, они словно бы побывали в храме, вдохнули дух Литургии.

Никита Сергеев:  …Если в первой группе, в основном, песнопения, разделенные на два голоса, то в старшей – уже на четыре.

Ксения Могильникова: …Кроме того, репертуар меняется в зависимости от времени: в пост, скажем, поются одни песнопения, в праздник – другие. Текста много, нот много, люди порой не успевают всё выучить.

«Прихожанин»: Ученики ваши не стонут от обилия материала?

Ксения Могильникова: Порой стонут и говорят: «Надо было еще годик в младшем хоре посидеть. Там полегче было». А бывает, начинают паниковать: «Я ничего не могу, ничего не успеваю». Приходится их успокаивать, убеждать: «Ничего, ты справишься, ты всё сможешь, постарайся еще чуть-чуть». 

Никита Сергеев: Старшая группа хора по традиции готовит два благотворительных концерта, которые исполняются здесь, в Патриаршем центре, на Рождество и на Пасху. В эти дни Данилов монастырь устраивает благотворительные ужины для бедных, пожилых и нуждающихся прихожан нашей обители. Тогда проводится большой концерт человек на сто.

Ксения Могильникова: Это очень интересное и ответственное дело. Скажем, на Рождество наш репертуар включает в себя рождественские песнопения и многочисленные калядки. Знаете, какую ответную бурю положительных эмоций получают наши ребята после концерта, какие  слова благодарности они слышат.

Никита Сергеев: Да и само чувство радости. В эти дни – в Рождество и на Пасху, – когда делаешь что-то хорошее для других людей, чувствуешь какую-то особую радость.

«Прихожанин»: Вы, наверное, еще участвуете в фестивалях и конкурсах?

Никита Сергеев: В них участвует только Камерный хор. У ребят из Камерного хора и репертуар более серьезный, и нагрузка больше, и отношение к делу более ответственное. Хористы постоянно разучивают множество самых разных песнопений. Если кто-то пропускает занятие, ему приходится оставаться после репетиции, чтобы доучить то, что пропустил. 

Ксения Могильникова: В наши дни церковно-певческая культура настолько разнообразна, что нет певчего, который знал бы всё. В этом сложность регентской профессии. Мы должны подбирать музыку к каждому богослужению таким образом, чтобы служба была цельной композицией от первого возгласа до последнего, учитывать при этом различные распевы обиходного песнопения, какие-то авторские песнопения, их переложения, – всё это надо выстроить в единое целое. История русской церковной музыки насчитывает много веков. За это время появились новые мелодии, новые композиторы… При этом надо подбирать песнопения таким образом, чтобы музыка не мешала людям молиться.

Никита Сергеев: В Камерном хоре мы с ребятами разбираем композиторов разных веков, различных стилей, пытаемся их сочетать в богослужебной деятельности. Помимо того, что мы регулярно поем в храме, у нас большая концертная работа. К примеру, вот уже несколько лет мы совместно с известным церковным музыковедом Мариной Павловной Рахмановой исполняем никогда не звучавшие песнопения известного церковного композитора протоиерея Георгия Извекова, единственного композитора, причисленного к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он был расстрелян на полигоне НКВД в Бутове в 1937 году.

Георгий Извеков жил в начале ХХ века, и основная его композиторская деятельность пришлась на первые годы советской власти. Его произведения дошли до нас в рукописном виде. Марина Павловна нашла его ноты, она их изучает и с нами делится. И вот уже три года мы исполняем произведения протоиерея Георгия Извекова на концертах, посвященных его памяти, в рамках московского хорового фестиваля «Вселенная русского хора».

С Камерным хором мы часто выезжали с духовно-просветительскими концертами за границу. Побывали в Сербии, Германии, Франции, Израиле... В Германии пели в городе Трире, где хранится глава святой равноапостольной царицы Елены и хитон Спасителя.

Весь мир восхищается русским церковным пением. Помню, однажды мы были в Кёльне: собор уже закрывался, но настоятель, когда услышал, что приехал хор из России, открыл для нас собор, чтобы мы поклонились мощам волхвов и что-нибудь спели под его сводами. И мы спели. 

В Иерусалиме мы были дважды: первый раз просто паломничали и пели в русских храмах на святых местах, а второй раз поехали на Рождество, чтобы исполнить цикл рождественских служб, всенощное бдение и ночную Литургию. А на следующий день мы поздравляли Патриарха Иерусалимского Феофила с Рождеством и в его резиденции пели ему рождественские калядки.

А пару лет назад с Камерным хором мы записали диск – акафист святому равноапостольному Патрику Ирландскому. Этот акафист создал мой духовник, настоятель храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы протоиерей Павел Карташев по просьбе русских жителей Ирландии. Много наших соотечественников живет сегодня в Ирландии. Они хотели бы молиться святому Патрику на русском языке, но раньше таких молитв не было. 

Акафист отца Павла мы вместе с ним записали на звукозаписывающей студии Данилова монастыря в Троицком соборе. Святой Патрик наш общий христианский святой, он жил до разделения Церквей. Несколько лет назад Священный синод Русской Православной Церкви вписал его в месяцеслов, и теперь он почитается в России.

«Прихожанин»: Интересно, а есть ли конкуренция, соперничество между хорами разных монастырей и приходов?

Никита Сергеев: Конкуренции нет – есть дружба. В этом году в Даниловом монастыре мы даже решили провести первый фестиваль молодежных любительских церковных хоров Москвы. Помимо наших трех хоров, в фестивале приняли участие еще три молодежных хора, в частности из Сретенского монастыря, храма пророка Илии в Черкизове и храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. Каждый хор показал, на что он способен. Все хоры отличаются по настроению. Понятное дело: регенты разные, у каждого своя манера дирижировать. Но уровень профессионализма у всех оказался очень высокий.

«Прихожанин»: Как складываются отношения между Молодежным хором и мужским хором Данилова монастыря?

Никита Сергеев: У нас был опыт совместного исполнения, и время от времени мы вместе поем на богослужениях. Но с ними очень трудно объединиться, поскольку у хора Данилова монастыря очень активная концертная  деятельность. Они гастролируют по всей России с просветительскими концертами. Но порой нам выпадает счастливая возможность исполнить с ними службу на два хора.

Ксения Могильникова: В мужском хоре Данилова монастыря поют люди с профессиональным музыкальным образованием. А мы готовим хоровых специалистов, но всё же на любительской основе.

«Прихожанин»: Каким образом люди узнают про ваш Молодежный хор?

Ксения Могильникова: Как и всегда действует «сарафанное» радио. Наши ученики рассказывают своим друзьям и знакомым. Плюс социальные сети: у хора есть свои странички в «Фейсбук» и в «ВКонтакте».

«Прихожанин»: Вы говорили, что нередко ваши ученики обретают здесь и семейное счастье…

Никита Сергеев: Несколько раз в год мы поем на венчаниях наших учеников.

Ксения Могильникова: Мой будущий муж впервые увидел меня, когда мой хор выступал с концертом на фестивале «Сретенские чтения». А потом мы познакомились уже на приходе, где у меня есть еще один хор.

«Прихожанин»: Так у вас не один хор? Как я понимаю, вам приходится разрываться…

Ксения Могильникова: Да, у каждого из нас немало дополнительной работы. Я еще работаю регентом на своем приходе – это храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино. Моему приходскому хору уже 10 лет, и он тоже любительский. В этом хоре мы с моим мужем и познакомились. Он приходил учиться петь.

Никита Сергеев: А я регентую в Подмосковье в храме Преображения Господня с. Большие Вязёмы, что в Одинцовском районе. А еще я преподаю на регентских курсах, и мы оба работаем в музыкальных школах.

«Прихожанин»: Как вы всё это успеваете?! Сразу видно, что ваши сердца отданы музыке…

Ксения Могильникова: Не только сердца, но и голоса, и всё наше время. У нас практически нет выходных, но мы не жалуемся.

«Прихожанин»: Получается, что Вас, Ксения, муж видит только на клиросе.

Ксения Могильникова: Да, вы правы, он регулярно видит меня на клиросе, потому что он сам алтарник в нашем храме. И меня в моей хоровой деятельности он всячески поддерживает. Когда я выбирала профессию (я тогда еще только училась в музыкальной школе), то хотела найти такую, чтобы была связана с богослужебной деятельностью. И Господь всё устроил наилучшим образом: для меня мои хоры – это и работа, и любовь, и хобби, и семья – одним словом, вся моя жизнь!

«Прихожанин»: Но вам удается и ваших учеников заразить своей любовью к музыке, хору, церковным песнопениям…

Ксения Могильникова: Вы абсолютно правы! Я сама этому очень удивляюсь. Люди работают весь день, сидят у себя в офисах с 9 до 6, а потом, уставшие-преуставшие, торопятся к 7 часам на хор. Спешат, летят, бегут. Приходят измученные, а потом, когда в 9 вечера мы заканчиваем наши занятия, вы бы их видели! У них совершенно другие глаза, другие лица. Как признаются сами хористы, «мы идем сюда из последних сил, а когда приходим, то окунаемся в совершенно другую атмосферу, совсем иную жизнь, у нас сердца начинают биться совершенно иначе. И мы забываем всё, что было у нас на работе: сложности, неудачи, усталость. И, возвращаясь домой, мы не идем, а просто летим на крыльях… И с нетерпением ждем новых занятий». 

Никита Сергеев: Хор нас объединяет. Конечно, у каждого свои мысли и волнения, свои заботы и тревоги, свои планы, но то, что через музыку мы можем все вместе обратиться к Богу, это нас сильно вдохновляет. Наверное, это самое главное в жизни.

«Прихожанин»: Согласен… Кстати, о планах. Какие у вас задумки для вашего Молодежного хора? Ожидаются ли новые изменения?

Ксения Могильникова: Кто знает! Когда наш хор создавался, никто не думал, что через 10–15 лет он станет таким, какой он сейчас. Хор – это живой организм и изменяется в зависимости от условий, которые посылает нам Господь. Если нужно будет создать новую группу, мы ее создадим. Если нужно будет поехать на какой-нибудь хоровой фестиваль или конкурс и занять на нем первое место – мы это сделаем.

Сегодня в наших планах присутствует главная и большая радость – то, что мы наконец можем каждое воскресенье петь в нашем храме. Раньше своего храма у нас не было. А сейчас он у нас есть. Поэтому все ближайшие планы связаны с церковными службами в нашем храме.

Петр Селинов