«Прямой эфир из Сирии» с игуменом Арсением (Соколовым)
В 2019 году Культурный центр «Покровские ворота» попытался привлечь внимание общественности к положению христиан в Сирии и услышать живые свидетельства людей о стране, которая дала Церкви целый сонм святых и мучеников. В какой ситуации живут сегодня христиане Сирии? Как складываются отношения между христианскими конфессиями в этой стране? Как война повлияла на положение христиан в сирийском обществе? На эти и другие вопросы на очередной встрече в Культурном центре отвечал игумен Арсений (Соколов), представительПатриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока.
Ведущим встречи выступил директор Культурного центра «Покровские ворота» и издательства «Духовная библиотека» Жан-Франсуа Тери.
Жан-Франсуа Тери: Отец Арсений, расскажите, какова сегодня военная ситуация в Сирии.
Игумен Арсений: Остаются небольшие очаги, территории, не контролируемые правительством: это провинции Идлиб на севере и некоторые провинции на востоке страны, которые примыкают к границе с Ираком. Остальная часть территории Сирии практически вся освобождена.
Жан-Франсуа Тери: Люди возвращается в Сирию? Те, которые уехали в Ливан, например, или, может быть, в Европу?
Игумен Арсений: Больше стремления к возвращению на родину – у мусульман. На сегодняшний день в одном только Ливане до полутора миллионов сирийских беженцев, которые размещены, в основном, в лагерях долины Бекаа. Почти все беженцы, которые находятся под присмотром международных организаций, мусульмане – христиан в этих лагерях почти нет. Христиане, которые попали в Ливан в качестве беженцев, обычно оседают в городах, открывают свое дело – пекарни, магазины – или находят работу. Поэтому христиане не спешат возвращаться в Сирию, где они не видят будущего ни для себя, ни для своих детей, но и пребывание в Ливане для них тоже временное. Это некий перевалочный пункт, откуда, возможно, получится перебраться в Европу, Соединенные Штаты, Бразилию или Австралию. Мусульмане более склонны к возвращению обратно в Сирию.
Часто спрашивают о том, сколько христиан покинуло Сирию за годы войны. Год назад я задавал этот вопрос бывшему Мелькитскому Патриарху Григорию III Лахаму, который живет в Сирии и очень хорошо знаком с ситуацией в регионе. Он сказал, что с начала войны, по его данным, Сирию покинуло 750 тысяч христиан. Если учесть, что население Сирии до войны было 22 миллиона, процент христианского населения составлял 10–11%, то нетрудно посчитать, что за годы войны Сирию покинула где-то треть христиан. В этот процент входят христиане всех конфессий.
Если говорить об Ираке, то там вообще трагедия – 9/10 христиан покинули Ирак. При Саддаме Хусейне христиан в Ираке было 10%, как и в Сирии, сейчас там осталось менее 1% от населения Ирака (всего 150 тысяч человек). В Багдаде есть кафедральный собор Антиохийской Православной Церкви, где находится кафедра Антиохийского епископа, правда, в настоящее время он проживает в Кувейте, так вот, в воскресенье в этом огромном храме на службу собираются максимум 30 человек. Очень грустная картина. Если в Сирии произойдет то же, что в Ираке, а в Ираке произошло то же, что и в странах Персидского залива в средневековье, и если христиане окончательно покинут эти края, то Ближний Восток, я убежден в этом, потеряет часть своей идентичности.
Христиане уезжать не хотят – это их дом, но их выгоняют, выживают. Христианские лидеры призывают свою паству оставаться на родине, говорят, что христиане появились на этой земле на шесть веков раньше мусульман и что они имеют на эти земли не меньше прав, чем мусульмане. Ближний восток в V–VII веках, до исламского завоевания, был полностью христианизирован. Весь Ближний Восток, то, что сейчас называется Турцией, Северной Африкой, да и весь Аравийский полуостров, был христианским. Лишь потом было исламское завоевание и многие века христиане и мусульмане сосуществовали вместе на общей земле. В Сирии это сосуществование было мирным, если не считать первых лет завоеваний; христиане и мусульмане жили мирно до тех пор, пока не наступили события, которые мы все помним.
Жан-Франсуа Тери: Каково было Ваше ощущение, когда Вас назначили представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии в Дамаске? Это был 2013 год, и война была в полном разгаре.
Игумен Арсений: В Церкви всё происходит по послушанию и с благословения, поэтому, когда мне поступило такое предложение от нашего священноначалия, я ответил согласием. Первые годы мне запрещалось жить в Дамаске в связи с напряженной военной обстановкой. В Сирию я приезжал из Ливана только тогда, когда была оказия, когда из России прибывали хорошо охраняемые группы представителей правительства или Боевого братства, например. Летом 2017 года последних окопавшихся в пригородах Дамаска террористов наконец «вышибли», и тогда стало возможным переселиться в Дамаск на постоянное место жительства. Я был освобожден Синодом от своего бейрутского послушания и с того момента пребываю в Дамаске в Сирии.
Жан-Франсуа Тери: Что для Вас значила возможность поехать служить именно на эту святую землю, ведь Вы библеист?
Игумен Арсений: Действительно, с самых первых страниц Библии эта земля упоминается очень часто. Мы встречаем упоминания и Дамаска, и земли Арам, то есть Сирии, но еще чаще встречается упоминание Ливана, не государства (такого государства в те времена не существовало), – имелись в виду Ливанские горы. Когда я бываю в Тире (это южноливанский город, раньше он назывался Цур и находился на острове), меня посещают разные интересные мысли. Первым, кто завоевал Тир, были не хетты, не египтяне, не ассирийцы, не вавилоняне, ни персы, но Александр Македонский, который построил дамбу и по этой дамбе смог добраться до острова. Александр Македонский захватил этот город, две тысячи жителей были распяты на крестах за сопротивление, ну а потом история уже шла своим чередом. Тир стал главным городом Союза городов-государств финикийских, а финикийцы были колонизаторами, которым в итоге подчинялось всё Средиземноморье, Карфаген, Таршиш библейский… Потом они колонизировали Атлантическое побережье, до Британии добирались за оловом, ими был покорен Кадис испанский, и Лиссабон, и Фигейра-да-Фош, бывшая финикийская колония в Португалии. И вот теперь, когда я брожу по улицам Тира, всегда думаю: вот жил я одиннадцать лет в глухой финикийской колонии в Лиссабоне, а теперь оказался в самом центре цивилизаций. Вот это впечатляет, действительно!
Жан-Франсуа Тери: Как Вы считаете, насколько безопасно сегодня в Сирии для тех, кто надумает отправиться туда в паломническое путешествие?
Игумен Арсений: В Дамаске и пригородах уже достаточно безопасно: это Сайдная, Маалюля (там расположены замечательные женские монастыри), вся приморская часть Сирии, знаменитый Угарит, Латакия. Это всё, я думаю, можно посетить, хотя туристический сектор Сирии совершенно разрушен и каких-то организованных групп сейчас, к сожалению, нет. И, конечно же, следует ради безопасности согласовать поездку с посольством России в Дамаске.
Жан-Франсуа Тери: Когда в одной из наших встреч сирийского цикла в прямом эфире из Дамаска с нами общалась сестра Тереза, то она рассказывала совершенно удивительные вещи о том, как в экстремальных условиях христиане разных конфессий помогают друг другу, как приветствуют друг друга в своих храмах. Вопрос экуменизма в Сирии актуален, пожалуй, как нигде больше. Что Вы думаете по этому поводу?
Игумен Арсений: Известно, что в Ракке, столице ИГИЛ (запрещенной в России организации), все годы оккупации действовал армянский приход. Да, они платили джизью, дань террористам, им было запрещено звонить в колокола, но приход всё время действовал, и наверняка там были не только христиане армяне. Что было делать другим христианам перед угрозой смерти, когда они не знали, будут ли живы завтра? Неужели в этот момент так уж важны все эти различия? Неужели христианину нельзя причаститься перед смертью в Армянской Церкви, если нет возможности причаститься в Церкви той конфессии, которой он принадлежит? Христиане на Ближнем Востоке, оказавшись в таких сложных условиях, может быть, не столь радикальных как в Ракке, но вообще, если говорить о последних временах в целом, чувствуют по отношению друг к другу теплые братские чувства, они сближаются друг с другом, ведь они находятся в одинаковых условиях гонений и уничтожения. Поймите, никакого торжества православия там нет, есть состояние пребывания в меньшинстве, стремительно тающем, радикально убывающем меньшинстве, – эта общая для всех христиан ситуация, которая их сближает. В местных Церквах существуют и действуют так называемые Баламандские соглашения 93-го года о том, что христиане разных конфессий на Ближнем Востоке, те, которые хранят апостольскую традицию и преемство рукоположения, могут причащаться в храмах другой конфессии: марониты могут причащаться у мелькитов, православные – у армян и так далее. Это продиктовано исключительно теми экстремальными условиями, которые существуют в регионе, поскольку террористам всё равно, какой конфессии христианин, – они уничтожают всех подряд.
Жан-Франсуа Тери: Отец Арсений, расскажите о своем приходе в Дамаске, чем он живет, какова его динамика.
Игумен Арсений: Когда-то до войны в Дамаске при представительстве РПЦ в Сирии был приход в несколько десятков человек. Представительством было приобретено большое четырехэтажное здание, первый этаж которого занимала церковь. Тогда при приходе был хор, действовала детская воскресная школа – была настоящая приходская жизнь. Сейчас, вот уже несколько лет как идет война, жизнь на нашем приходе едва теплится. Те, кто мог эвакуироваться в начале войны, покинули Сирию. Остались лишь те, кому некуда ехать, – жены сирийцев, которые живут в Сирии по 40–50 лет и которые уже никому не нужны ни в России, ни на Украине. Вот они и являются нашими прихожанками. На воскресное богослужение собираются пять-семь человек, иногда заходит кто-то из посольства. Службы идут исключительно по милости Божией и совершаются регулярно.
В советское время на приходе было до десяти человек штата, из наших русских монастырей в Дамаск приезжали монахини на несколько месяцев или на полгода, пели в хоре. Был повар, был водитель, садовник, но теперь я один в этом четырехэтажном здании как привидение. Правда, последний этаж сейчас у нас занимают беженцы – это женщины из пригородов, их дома или захватили, или уничижили террористы.
Иногда к нам на службу приходят арабы, которые учат русский язык; приходит, например, иконописец Антиохийской Церкви госпожа Ханна, которая собирается сейчас на стажировку в одну из иконописных школ России, она будет изучать русскую иконопись. А еще у нас проходят библейские занятия, на которые люди приходят по субботам или воскресеньям. У меня есть еще обязанности в церковной дипломатической сфере – со всеми встречаться, общаться. Поддерживать дружественные и братские отношения – это моя основная обязанность как представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока.
Жан-Франсуа Тери: Как Русская Православная Церковь помогает и планирует в будущем помогать нашим братьям в Сирии?
Игумен Арсений: Русская Православная Церковь с самых первых дней войны не только молится о христианах Сирии и мире на сирийской земле, но и активно оказывает гуманитарную помощь. В первый год войны были собраны деньги по приходам Русской Православной Церкви – это была большая сумма, которую передали Антиохийской Православной Церкви, лично Патриарху Иоанну Х. Собиралась гуманитарная помощь не только деньгами, но и одеждой, продуктами питания и продолжает собираться. С помощью военно-транспортной авиации Вооруженных сил России и таких организаций, как, например, Боевое братство, гуманитарная помощь отправляется регулярно и довольно часто.
Есть еще такая межрелигиозной группа в России, которую возглавляет иеромонах Стефан (Игумнов). Они приезжали в Сирию вот уже несколько раз, сами распространяли и раздавали гуманитарную помощь, а весной прошлого года – даже под бомбами в Дамаске.
Дети с ампутированными конечностями лечатся в России по линии Церкви. Гуманитарная помощь вообще имеет очень много измерений – я думаю, что гуманитарной помощью можно считать и студенческий обмен, а именно предоставление возможности сирийцам получать духовное образование в наших церковных школах. На данный момент обучающихся в России не так уж много (всего четыре сирийца учатся в России в церковных учебных заведениях) – по гражданским специальностям гораздо больше, но это очень хорошее начинание, которое послужит в дальнейшем гарантией дружественных отношений между нашими Церквами.
Жан-Франсуа Тери: Существует ли какая-то программа по восстановлению разрушенных памятников архитектуры в Сирии?
Игумен Арсений: Что касается памятников архитектуры, я не самый лучший специалист в этой области. Насколько я знаю, существуют два фактически полностью разрушенных храма: один в Эрбине, другой в Забадани, это на границе с Ливаном. Правительство России выделило средства на восстановление этих двух храмов. Это, конечно, не объекты культурного значения, но объекты культового значения, что не менее важно. Всем известные Пальмира, замок Крак-де-Шевалье, монастырь святого Симеона Столпника, который был тренировочным лагерем боевиков, и другие объекты – всё это, естественно, со временем будет восстанавливаться при одном условии, если в Сирии будут установлены мирные времена, на что мы все очень надеемся.
Подготовила Мария Мономенова
|
Обсида соборного храма |
Икона соборного храма |
Следы варварста и иконоборчества |
Крест сломаный боевиками |
Мозаичная икона Иверской Божией Матери |
Православный кафедральный собор |
Православная церковь в г.Арбине, Восточная Гута |
Памятник во дворе православного храма, г.Хомс. |
|
||
|
Уличная мозаика на стене православного храма, |
|
Краткая справка
Игумен Арсений – представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока. С 2013 года – представитель в Дамаске, до весны прошлого года совмещал должность представителя в Дамаске с настоятельством в Бейруте.
Родился в 1968 году в Костромской области. После службы в армии работал монтером железнодорожных путей и машинистом водогрейных котлов, учился на историческом факультете Томского государственного университета.
В 1992 году был пострижен в монашество. В 1998 году заочно окончил Московскую духовную академию. В 1999–2000 годах стажировался в Pontificio Istituto Biblico в Риме. В 2001–2003 годах – настоятель Христорождественского прихода Московского Патриархата в Мадриде (Испания). В 2003–2013 годах – настоятель Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия).
На Пасху 2009 года возведен в сан игумена.
Доктор богословия, профессор Общецерковной аспирантуры, член Союза писателей России. Владеет итальянским, испанским и португальским языками.