Православная жизнь в Таиланде

Елена Юсфи

«На всяком месте владычествия Его…»
Псалом 142

Какие ассоциации возникают у обычного человека при упоминании Таиланда? Вечнозеленые тропические леса, круглогодичные курорты... Я же, думая об этой стране, с недавних пор вспоминаю, прежде всего, о том, что там живет необыкновенно светлый человек, наш с вами соотечественник, православный священник иерей Андрей Иващенко.

Впервые я услышала о нем от своей дочери. Она познакомилась с молодым священником, когда путешествовала по Юго-Восточной Азии. Отец Андрей служит в Свято-Владимирском храме в городе Чиангмай на севере Таиланда. Дочь рассказала мне, как приятно ей было встретить в таком дальнем уголке планеты русского батюшку, как волнительно было после долгих странствий по чужим землям услышать Литургию на родном понятном языке и как нежно и трогательно звучал голос матушки Марии, помогающей отцу Андрею во время службы, когда она с милейшим акцентом произносила: «Господи помилуй!» Матушка Мария – тайка по национальности.

Мне очень захотелось познакомиться с отцом Андреем. И наконец это удалось сделать! Батюшка оказался очень приветливым, открытым и любезно ответил на все интересующие меня вопросы!

Отец Андрей родом с Украины из Кривого Рога.

Вот как он рассказывает о своем пути к вере и решении стать священником:

– Моя мама Инна Николаевна воспитала во мне любовь к Богу, Церкви и богослужению. Я с детства ходил в православный храм. А когда мне было лет 12, батюшка вновь открывшегося храма благословил меня помогать ему в качестве алтарника. Впоследствии, когда я принимал решение пойти по пути служения Церкви, были определенное чувство волнения и переживание той ответственности, которая ложится на священника, но вместе с тем меня укреплял духовный опыт, который я получил в общении с настоятелем храма нашей православной общины. Он и благословил меня после окончания школы поступать в духовную семинарию.

– Отец Андрей, а как Вы оказались в Таиланде?

– Впервые в Таиланде мне удалось побывать в феврале 2014 года, когда мы с хором Санкт-Петербургской духовной академии, в которой я на тот момент учился, полетели сюда по приглашению митрополита Марка (Головкова) на освящение новопостроенных православных храмов. Во время поездки мы с ребятами-хористами немного познакомились с Миссией Русской Православной Церкви в Таиланде, а начальник Миссии архимандрит Олег (Черепанин) предложил желающим приехать на помощь в Миссию после окончания учебы в духовной школе. Из всех студентов, которые прилетели, я был единственным, кто заканчивал учебу в Академии в этом году. Так я и принял решение отправиться в Миссию, предварительно взяв на это благословение у владыки Марка (ныне митрополита Рязанского), который на тот момент был руководителем УЗУ МП.

– Сложно ли было привыкать к новому месту служения, жизни в чужой стране?

– На данный момент я служу в Свято-Владимирском храме города Чиангмай. Трудностей в служении немало, но никто и не говорил, что в Миссии будет легко. Наверное, главная сложность для меня как для пастыря – в отсутствии постоянной общины. В храм на богослужения, в основном, приходят люди, которые временно проживают в Чиангмае. Тайцы, которые хотят узнать о православии, есть, но принявших православие местных жителей пока немного. У нас нет церковного хора, во время богослужения в чтении и пении мне помогает чтец-лаосец, закончивший Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

– И матушка Мария?

– Мария, пока гостила у меня дома на Украине, освоила чинопоследование Литургии и большую ее часть может петь. Правда, с лаосцем Кампаном они пока не смогли спеться, – с улыбкой отвечает отец Андрей.

Мне, конечно, очень интересно, как произошло знакомство отца Андрея с матушкой, как сложился семейный союз представителей столь различных культур.

– Впервые я встретился с моей будущей супругой в Свято-Николаевском соборе в Бангкоке. На тот момент я уже около трех месяцев нес свое послушание при Представительстве Русской Православной Церкви в Таиланде. Я показал Марии наш храм. Ее очень интересовали иконы. Я немного рассказал, кто изображен на них. Пратхумтхип – это тайское имя матушки – было интересно всё, что связано с православием. Я охотно отвечал на все ее вопросы.

После первой встречи мы продолжили наше общение, и через два месяца, в день памяти святителя Николая, Мария, приняв Святое Крещение, стала православной христианкой. А еще через месяц в этом же храме состоялось наше венчание. После венчания было и продолжение нашей свадьбы в тайских традициях, так как я понимал, что для нее и ее родственников это важно. Из уважения к ним я согласился на тайскую церемонию, но без участия буддистских монахов. Нас еще раз благословил архимандрит Олег (Черепанов).

Мои родители были крайне удивлены моим выбором, но впоследствии очень полюбили мою спутницу жизни. Я же в своем выборе положился на волю и Промысл Божии и с легкостью принял судьбоносное решение.

Немного позднее мне удалось пообщаться и с мамой отца Андрея. Инна Николаевна рассказала, что, действительно, сначала им сложно было себе представить, что их сын соединится браком с тайской девушкой. Но при личном общении они были просто покорены искренностью, нежностью и добротой его избранницы.

– Матушка Мария, конечно же, попыталась немного поучить русский, когда мы начали встречаться, но русский для тайцев очень сложный язык, поэтому язык для общения выучил я, – говорит отец Андрей.

– Батюшка, то есть Вы выучили тайский язык?

– Да, я выучил тайский. Первые пару месяцев мы общались по-английски, а потом потихоньку я стал осваивать тайский, и где-то через полгода мы уже общались на родном языке моей жены.

У отца Андрея и матушки Марии есть дочка Анастасия, которой сейчас 3 года. Она, в основном, говорит с мамой по-тайски, но и русский язык понемногу осваивает.

– Отец Андрей, скажите, пожалуйста, как Вам удается так легко находить общий язык с местным населением?

– Елена, понимаю Ваш вопрос. Здесь, действительно, всё по-другому. И люди другие… Но поскольку не они к нам приехали, а мы к ним, то, чтобы понять их, и в особенности стать родными друг другу, нужно в некоторых важных для их менталитета моментах научиться думать как они, поступать как они...

– Отче, расскажите, как в Вашем храме проходят богослужения? В какие дни бывает особенно многолюдно?

– Кроме воскресного богослужения, у нас в храме Божественная литургия также совершается и в будние дни. Но наибольшее количество людей на богослужение приходит, конечно, в воскресный день. Во время богослужения, кроме церковнославянского, у нас используются английский и тайский языки, если присутствуют тайцы или англоговорящие прихожане и паломники. На тайском и английском, помимо церковнославянского, читаются Апостол и Евангелие, Символ Веры, «Отче наш» и еще некоторые части службы. Все праздники мы стараемся отмечать вместе со всеми пришедшими в храм.

– Есть ли какие-то особенности, сложившиеся в силу местных традиций?

– У тайцев принято снимать обувь перед входом в храм. Мы переняли эту традицию. И теперь священник и прихожане молятся в храме босиком, – улыбается мой собеседник.

Я спрашиваю отца Андрея о том, как давно появились православные общины в Таиланде.

– Православие в Таиланде появилось 20 лет назад. До недавнего времени православные храмы в Таиланде были под благочинием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 28 декабря прошлого года Таиланд решением Священного Синода РПЦ вошел в новообразованный экзархат в Юго-Восточной Азии, экзархом которого стал митрополит Сергий. В конце прошлого месяца было решено основать в экзархате 4 епархии, одной из которых стала Таиландская.

На данный момент тайская община есть только в Бангкоке и она очень молодая. Еще на Пхукете есть духовное училище для тайских ребят, у которых после Крещения появилось желание помочь Православной миссии, в том числе и в качестве пастырей. Их там учится 5–6 человек (один сейчас в России), двое студентов будут рукополагаться в диаконы. Таким образом, у нас пополнится духовенство из местных жителей. За все 20 лет в Русской Православной Церкви был рукоположен всего один священник таец. Есть один иеромонах лаосец. Духовное училище для тайских молодых людей функционирует второй год. Благодаря выпускникам этого училища, студентами которого являются местные жители, появится возможность повысить качество проповеди о Христе и Его Церкви. Тайцы легче воспримут проповедь от своих сограждан на родном языке…

В нашей жизни, жизни православных христиан, связывающих свои стремления, надежды и чаяния с благоволением и помощью Божией, неукоснительно действует Его святой Промысл. Я верю, что Промысл Божий действует на протяжении всей моей жизни, включая отдельные случаи из моего пастырского служения.

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, об этих случаях!

– Например, в храмах, где я служил, всегда чудесным образом сама собой решалась проблема с певчими. Конечно же, не могло быть и речи, что бы Мария помогала мне в самом начале моего служения в пении или чтении во время богослужения. Но Господь, несмотря на то, что я служу в нехристианской стране, куда большинство наших людей приезжает только в качестве туристов, всегда посылал мне человека, который помогал в пении во время богослужения. Сначала меня назначили служить в новоосвященном храме в маленьком курортном городке Хуа Хине. И чудом оказалась, что там постоянно проживает профессиональная певчая! С первой Литургии она уже помогала мне в пении! Но Татьяна, так звали нашу певчую, вместе со своим супругом ожидала прибавления семейства. Вскоре у них родилась двойня.

Когда она родила, я думал, что второй певчей в этом городе я точно не найду! Но тут на каникулы из Московской духовной семинарии приехал студент, который помогал мне в течении трех месяцев. Сразу после него приехал мой друг, теперь отец Максим, который учился со мной в Санкт-Петербургской духовной семинарии, он помогал мне в храме где-то около года. В Чианг-Майе, куда я приехал позже, тоже некому было петь. Но Господь управил, что из Белоруссии в Таиланд приехал бывший студент семинарии с супругой, сейчас уже священник отец Роман. Он теперь служит в Паттайи. И отец Олег, наш начальник Миссии, сразу отправил его ко мне на практику. Отец Роман с Надеждой уехали от нас в августе. Но прямо к этому времени вернулся с учебы в Санкт-Петербургской семинарии Константин, молодой лаосец, про которого я говорил выше. Он приехал ко мне на помощь. И вовремя, потому что мне одному было бы крайне тяжело.

– Лаосец выпускник российской семинарии… Неисповедимы пути Твои, Господи…

– Да, у него тоже интересная история… Его родители были язычниками, потом они приняли христианство от католиков. После этого его брат принял православие, познакомившись с архимандритом Олегом в Таиланде. Ну и Константин Кампан пошел за братом.

Сейчас Мария уже немного лучше говорит по-русски, а когда мы все вместе в прошлом году побывали у меня дома на Украине, мама подучила ее церковному пению. И сейчас они вместе с Константином помогают мне во время службы.

В конце нашей беседы я поблагодарила иерея Андрея за то, что он так подробно и интересно ответил на мои вопросы. После этого разговора осталось необыкновенно светлое чувство, радость от того, что в таких отдаленных уголках нашей планеты несут свое служение пастыри, со смирением отдавшие себя, свою жизнь Божиему Промыслу, благословившему их нести Его Слово разным народам.

Спаси и помилуй, Господи, вся священнослужители, живущие на всяком месте владычествия Твоего, благочестно служащия Ти и молитвами их даруй нам оставление грехов!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить