Архимандрит Алексий (Поликарпов): как найти духовника

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Эта тема возникла совершенно случайно – после двух разговоров, услышанных в храме с разницей в неделю. В одном случае мужчина средних лет, вероятно недавно воцерковившийся, спрашивал свою знакомую, пожилую даму: «Нет, ты мне объясни, зачем мне нужен духовник? Я ведь и так каждое воскресенье в церковь хожу». Пожилая дама, растерянно разводя руками, только и нашлась, что сказать в ответ: «Ну а как же иначе?! Так принято». Второй разговор происходил неделю спустя между двумя пожилыми женщинами, одна из которых печально говорила своей подруге: «Мой духовник, отец Андрей, уехал куда-то в Рязанскую область. Прямо не знаю, что теперь делать? Как найти себе нового духовника? Такого же, как отец Андрей».

Эти случайно услышанные беседы, а также некоторые вопросы о духовном общении, которые приходят в редакцию «Прихожанина», побудили нас обратиться к наместнику Данилова ставропигиального мужского монастыря, архимандриту отцу Алексию (Поликарпову) с просьбой дать небольшое интервью на эту тему. Батюшка любезно согласился.

– Отец Алексий, порой у людей, недавно пришедших к вере, возникают два наивных вопроса: «Зачем нужен духовник?» и «Как его выбрать?» Я понимаю, что для многих людей ответы на эти вопросы очевидны, но что можно сказать тем, кто лишь недавно вступил на свою дорогу к храму?

– Конечно, если люди задают такие вопросы, значит надо разобраться. Прежде всего необходимо понять следующее: человек приходит в церковь получить благодать, духовную силу, чтобы созидать свое спасение. В храме он участвует в различных церковных Таинствах: Крещении, Исповеди,  Причащении, Венчании… Через эти Таинства человек сподобляется соединения со Христом.

В данном случае мы говорим о Таинстве Исповеди. Принимая в нем участие, верующий открывает духовное состояние своей души. Но исповедуется он не священнику – он приходит ко Христу и исповедуется прежде всего Самому Господу. Недаром в молитвах к исповеди сказано: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедование твое». Священник же является свидетелем откровенного разговора человека с Богом. Через него, священника, мы открываем Господу свои грехи и получаем прощение. Через исповедь Господь принимает наше покаяние, видит намерение исправиться, очистить свою душу. Это намерение мы должны подтвердить собственными словами.

Каждый верующий, приходя в храм Божий и приступая к Таинству Причащения, может подойти к любому священнику, который в данный момент исповедует, и исповедаться в своих грехах. Если у меня нет духовника, которому я исповедуюсь, я могу подойти к любому священнику и через исповедание получить прощение грехов.

В то же время я могу избрать одного священника и исповедоваться только ему одному и лишь у него одного получать духовное наставление. При этом на исповеди я не только каюсь в своих грехах, но, если батюшке позволяет время, я могу рассказать ему о своих душевных проблемах, невзгодах и выслушать его совет, духовное наставление. Такой священник становится мне духовным отцом, я избираю его своим пастырем, чтобы руководствоваться в жизни его наставлениями.

– Отец Алексий, а как бы Вы ответили на второй вопрос – «Как выбрать себе духовника?»

– Знаете, когда у батюшки отца Кирилла спрашивали, как выбрать духовника, он всегда говорил так: «Надо походить, посмотреть, к кому располагается моя душа, поисповедоваться разным священникам, чтобы увидеть, к кому я могу прилепиться, кого я могу считать своим близким духовным отцом».

Выбор во многом зависит от нас самих, людей кающихся и стремящихся стать другими. В воспоминаниях владыки Питирима есть такая шутливая история. Он приводит разговор двух женщин, которые пришли в исповедальню Данилова монастыря и прикидывают, к кому бы пойти исповедаться. Одна говорит другой: «Я пойду вон к тому». «Почему? – спрашивает ее подруга. – Ты его знаешь?». «Нет, – отвечает первая женщина. – Но он такой красивый». Вот вам и решение. Может, так ей легче будет покаяться в своих грехах (при этих словах отец Алексий улыбается). Может, она думает, что если батюшка красивый, то у нее в жизни всё будет красиво. Конечно, человеческий характер имеет значение. Как говорят святые отцы, духовники бывают разные: умные, строгие, добрые, ласковые, внимательные… Но нельзя забывать, что душа человека отрывается не священнику, а Христу, и человек получает именно то, что ему необходимо. Кому-то нужна ласка и внимание, и такого человека духовник должен обласкать, успокоить его страждущую душу, которая ищет сострадания не просто человеческого, а сострадания через Христа. А кому-то, напротив, нужна строгость, потому что иной человек просто не в силах сам себя собрать, и для этого ему нужна помощь духовника.

Когда человек получит некоторый опыт в исповеди, тогда уже можно говорить, что он стремится к тому, чтобы обрести себе пастыря. Хочется надеяться, что верующий приобретет себе духовного отца на продолжительное время или даже на всю жизнь, и, возможно, этот духовный отец не только будет наставлять его, но и, когда придет время, проводит свое духовное чадо в жизнь вечную.

Хотя бывает по-разному, и отношения верующего со своим духовником тоже складываются не всегда одинаково. Но, повторюсь, важно помнить: мы приходим не к священнику, а ко Христу, и Христос всякий раз невидимо принимает наше исповедание.

Когда верующий, раз за разом приходящий к одному и тому же священник, видит, что тот по-настоящему удовлетворяет его внутренним духовным запросам, дает реальную духовную силу, вот тогда верующий и говорит этому священнику: «Батюшка, хочу быть вашим духовным чадом». Чем чаще человек приходит и открывается на исповеди, тем лучше для его души. Как говорил преподобный Андроник Глинский, «кто меня слушается, тот мое и чадо».

– Правильно ли я понял Вашу мысль, отец Алексий, что человек может далеко не сразу выбрать себе духовника?

– На поиск может потребоваться время и необходимость общения с разными священниками. Но неверным можно считать подход, когда человек говорит: «Я чувствую, что сегодня, в понедельник, надо идти к отцу Иоанну, а завтра, во вторник, я пойду к отцу Петру, а послезавтра – к отцу Сергию». Я сам слышал такое от одной женщины. Думаю, это совершенно неправильно. Та женщина полагала, что так ей подсказывает интуиция, хотя на самом деле она просто ходила от одного духовника к другому, поддаваясь своим эмоциям. Если я ищу пользу для души, то я обрету ее, независимо оттого, пойду ли я к отцу Иоанну, отцу Петру или отцу Сергию. Неправильно перебирать разных священников, хотя каждый священник и исполняет свое дело, послушание от Бога – спасти человеческую душу.

– Значит разница между духовником и духовным отцом в том, что одному из них верующий не просто исповедуется в своих грехах, но и рассказывает о своей жизни?

– Нет, дело совсем не в этом. Можно и тому и другому и в грехах покаяться, и о своей жизни рассказать, и совета спросить. Дело не в разговорах, а в самой жизни. Если человек имеет намерение относиться к конкретному священнику как к духовному отцу, духовному пастырю, то он выбирает его своим постоянным духовным наставником. И он не только к нему ходит на исповедь, но и руководствуется его духовными наставлениями. В общении со своим духовным отцом, прислушиваясь к его советам, я стремлюсь стать лучше. Я прихожу к нему и рассказываю о том, что мне удалось сделать, чтобы духовно вырасти, и получаю от него новые рекомендации, чтобы сделать следующий шаг на пути к духовному росту.

Верующие люди по-разному общаются со священниками: одни говорят о своих грехах, другие рассказывают о трудных жизненных обстоятельствах, жалуются на жизнь или просят молитв. Порой человеку надо просто выговориться, поделиться наболевшим или услышать здравый совет.

– Батюшка, иной раз от какой-нибудь прихожанки в церкви приходится слышать: «Я к этому священнику не пойду, он очень строгий, а вот тот ласковый. Тот строгий священник в прошлый раз во время исповеди меня сильно отчитал, я так испугалась». Получается, что люди боятся строгих священников?

– По-человечески это вполне понятно и объяснимо. Возможно, эта женщина, эта христианская душа выберет в качестве духовника ласкового священника, и, возможно, в духовном плане с ним она будет двигаться вперед. Но очень может быть, что получится совсем наоборот. Добрый батюшка будет ей всё прощать и разрешать, и в ее душе не возникнет желание исправляться. И тогда, возможно, она пожалеет, что не выбрала духовника построже. Если мне ставят пятерки, то это не всегда означает, что я знаю предмет на «отлично». Может, стоит иной раз построже к себе относиться, не боятся поработать над собой.

– Отец Алексий, вот еще какой момент. Бывают случаи, когда прихожанки влюбляются в своего ласкового духовника и начинают требовать его внимания...

– Да, такое явление известно. Порой одинокие женщины действительно впадают в искушение, влюбляются в духовного наставника, переносят на него те чувства, которые должны испытывать к мужу. Это происходит из-за того, что женщины просто забывают, что священник – это прежде всего наш руководитель в деле спасения души. Нехорошо, когда верующего захлестывают эмоции, когда он растворяется в умилении к своему духовному отцу или в ненужном духовном сокрушении. Поэтому в эмоциональном отношении к священнику должна быть мера. Следует помнить главное: когда я прихожу к священнику, я прихожу ко Христу. Через священника мне дается духовное исцеление, а оно может быть ласковым словом, которое врачует нашу душу, а может – строгим указанием к действию.

На свои отношения с духовником верующий должен смотреть очень пристально, а насколько в этих отношениях он прав или не прав, пусть судьей ему будет его совесть.

– Но бывает и так, что женщины привыкают общаться со своим духовником по всем, даже самым мелким или бытовым, вопросам: кошка убежала, в магазине со сдачей обманули, с соседкой поскандалила… Стоит ли такими, не очень духовными проблемами «засорять» духовное общение?

– Кошку или сдачу в магазине, наверное, надо отложить в сторону. Это явно лишнее. А вот ссора с соседкой – об этом в беседе с духовным отцом сказать надо. Ведь если я поссорилась с соседкой и затаила на нее в душе обиду, то это вредит моему духовному продвижению. Об этом обязательно следует поговорить с духовником… А с соседкой – примириться. Духовник поможет верующему разобраться в вопросе обид, ссор и понимания, кто прав, а кто – нет.

Я знаю, что многие привыкают все, даже самые мелкие, вопросы решать со своим духовником. Что здесь скажешь! Если священник готов всё это выслушивать, – ему решать. Но если у него нет времени обсуждать на исповеди мелкие бытовые неурядицы, прихожанка должна быть готова к тому, что священник может ее остановить. Ведь, как я уже говорил, надо понимать, какие вопросы важны для духовного роста человека, его пути к Богу, а какие – просто житейские неурядицы.

Особое дело – благословение священника, когда верующий просит духовного отца благословить свое намерение. Но бывает и так, что прихожанка, попросив и получив благословение у духовника, потом делает по-своему. Вот это в корне неверно. Если человек берет благословение, а поступает иначе, то за это он может и потерпеть.

– А на что следует просить благословения?

– На то намерение, которое человек считает для себя важным. Скажем, если планируешь начать новое дело или совершить поездку. Благословение духовного отца входит в мою жизнь, направляет меня, собирает... Выслушав меня, духовник скажет, полезно ли мне это дело, намерение, путешествие или не полезно; стоит ли тратить на него свое время и силы или это пойдет во вред моей душе…

– Отец Алексий, а может ли быть у верующего одновременно не один духовник, а два? Или это недопустимо?

–  Смотря из чего вы исходите. Если вы просто берете количеством, а не качеством, то это, конечно, неправильно. А если, допустим, вы часто исповедуетесь в одном месте, потому что этот храм близко расположен к вашему дому, но при этом у вас есть еще и другой духовник, скажем, в Лавре или в Оптиной пустыни, то это вполне нормально. Но желательно, конечно, взять благословение у старшего, или главного (я просто не знаю, как в этом случае его назвать) духовника на общение со священником в церкви, которая удобно для вас расположена.

Помню, мы как-то паломничали по Кипру, и одна женщина-киприотка, которая была с нами в этой поездке, когда мы ехали мимо одного монастыря, сказала: «Вот сюда, в этот монастырь, я езжу зимой, потому что в другой монастырь, где у меня тоже есть духовник, зимой не доберешься. Он находится высоко в горах». Такой подход, на мой взгляд, оправдан, но я думаю, свое  решение киприотка приняла не сама, а получила на него благословение у духовника.

– Я знаю случай, когда верующая обращалась за советом по поводу важных вещей в своей жизни к одному священнику, а потом, когда тот дал ей наставление, которое ей не понравилось, она обратилась к другому духовнику. Тот более благосклонно отнесся к ее намерению…

–  А что в итоге?

– В итоге она потерпела неудачу.

– Значит, кто был прав? Вывод: она поступила, мягко говоря, не совсем разумно, не послушавшись своего духовного отца. Ей хотелось получить не духовное наставление, а одобрение уже принятому решению. Но тогда зачем обращаться к священнику, если уже всё решила? Зачем спрашивать его совета и благословения?

– Батюшка, нередко случается, что прихожанин сдруживается, сближается со своим духовным отцом. А когда наступает время исповеди, верующему порой не хочется выставлять себя в не очень хорошем свете. Он начинает стесняться, думает: «Ну, этот грех незначительный, я, пожалуй, не стану о нем говорить»…

– Я понял вашу мысль. То, о чем вы говорите, к сожалению, случается. Верующий оправдывает себя тем, что ему не хочется огорчать своего духовника, которого он уважает и почитает, но это ложное, крайне неправильное ощущение. Человек должен рассуждать иначе: если я стремлюсь к чистоте, я должен постараться максимально открыться перед своим духовником, ведь только таким способом я открываюсь перед Богом. Еще святой Петр Дамаскин говорил: «Когда увидишь свои грехи, как песок морской, это и есть здравие души». Каждый верующий должен понять и принять: духовник – это наш путь ко спасению, и мы не можем спастись, если не откроем свое сердце перед Господом.

– Отец Алексий, в завершение беседы можете ли Вы рассказать о Вашем первом духовном отце?

– Первым моим духовником был насельник Псково-Печерского монастыря, схиархимандрит Сергий. Но мне с ним мало довелось общаться, и наше общение имело письменный характер: он присылал мне письма с наставлениями. Потом батюшка скончался. После была Троице-Сергиева Лавра, где моим духовным наставником стал духовник обители, архимандрит отец Кирилл (Павлов).

– А каким он был духовником? Строгим?

– Батюшка был очень любвеобильным духовником. Но если надо было, он мог проявить уместную строгость, но никогда он не был беспричинно строг. Батюшка сам жил по Евангелию и нам (а у него исповедовалась вся братия Лавры) возвещал Евангелие. Это мы видели и в самой его жизни, и в его словах, и в его делах. Батюшка Кирилл руководил нами ко спасению, и пока мы жили в Лавре, и пока он мог с нами общаться, мы постоянно руководствовались его духовными наставлениями.

– Простите, батюшка, за нескромный вопрос. А Вы сами строгий духовник?

– Не знаю. Мне трудно об этом судить. Думаю, что нестрогий. Основная причина в том, что я ленивый и нерадивый монах (отец Алексий при этих словах рассмеялся). Мне кажется, что строгость должна быть уместной, хотя бы потому, что я сам человек немощной. Но, возможно, кому-нибудь я кажусь строгим.

– И последний вопрос. Если вернуться к началу нашей беседы, то какой совет Вы дали бы человеку, который решил найти себе духовника? Чем он должен руководствоваться?

– Чем руководствоваться? Своим желанием ко спасению! Это главное. Кто-то живет в такой местности, где на сотню верст лишь один храм, а там служит один священник. Значит, у такого верующего выбор небогатый. Но, может, и не стоит в этом случае ехать куда-то за тысячу верст, чтобы искать другого священника. Прими того, кого Господь посылает тебе здесь и сейчас.  А если выбор большой... Много храмов, много священников, то стоит обратиться с молитвой к Богу: «Господи, пошли мне духовного наставника, который будет мне ко спасению». И, уверяю вас, Бог услышит эту молитву.

Беседовал Петр Селинов