«В основе православной психологии – христианское мировоззрение»
Никита Яночкин
О проблемах семейных отношений, псевдопсихологии и возврату к истокам рассуждает православный психолог новосибирец Никита Яночкин.
Никита, сегодня совет обратиться к психологу – распространенный. Психологию считают панацеей от многих бед. Чем православная психология отличается от обычной? Как стать православным психологом?
Действительно, психология может многое рассказать полезного и интересного о функциях психики человека и ее свойствах. Научная психология накопила множество фактов относительно поведения человека, его интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы и т.д. Психотерапия располагает богатым опытом методов практической помощи людям, имеющим те или иные психологические проблемы и трудности. Но проблема психологии в том, что она состоит из множества теорий, концепций, научных и не совсем научных школ и направлений. И в связи с этим не имеет единого ответа на вопрос: кто такой человек?
При этом всеобщим и императивным требованием науки и, в частности, психологии становится рассмотрение человека как целого, во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений. И вот здесь в психологии нет принципиального согласия – каждое направление предлагает «своего человека». У психоаналитиков это инстинктивный (фрейдистский человек), у бихевиористов свой, скиннеровский, – крысоподобный – человек, у представителей гуманистического направления – «самореализующийся» и т.д. Все эти модели человека являются продуктами различных гуманитарных наук, созданных по подобию наук естественных. Но, как верно заметил известный православный психолог Виктор Иванович Слободчиков, «…человек – существо сверхъестественное и по происхождению своему, и по способу, и по смыслу своей жизни. А потому он, по определению своему, оказывается неуловим в понятийных сетях традиционного научного знания».
Целостный подход должен начинаться с представления о том, что человек – это единство тела, души и духа. Православная антропология понимает человека как Образ и Подобие Божие, единство духа, души и тела. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы стать святым, богоподобным существом, что возможно в результате соединения с Богом через развитие добродетелей и борьбу со страстями. В фундаменте православной психологии заложены христианское мировоззрение и аскетика, которые зачастую совершенно непонятны психологу светскому.
А чтобы стать православным психологом, человеку необходимо получить высшее образование по психологии, затем пройти дополнительную подготовку по христианской антропологии и психологии и быть верующим воцерковленным человеком.
Вы занимаетесь семейным консультированием. В чем, по-Вашему, главная беда современной семьи?
У меня нет никаких сомнений, что подавляющее большинство трудностей и конфликтов, возникающих в нынешних российских семьях, в основе своей имеют одни и те же причины: утрату людьми традиционного для России уклада жизни, нарушение иерархии в семье, забвение представлений о семейно-ролевых различиях.
Корни проблемы необходимо искать в событиях, произошедших в нашей стране в начале прошлого века. В 1917 году в нашей стране произошла самая масштабная по своим размерам и последствиям социальная катастрофа. Русский народ, отказавшись от своих традиционных духовно-нравственных основ, на которых строил свою жизнь на протяжении тысячелетия, предпочел вошедший в то время в моду европейский социализм.
С убийством же в 1918 году святой царской семьи русские начали терять представление и о самом институте семьи как таковом. Насильственная либерализация общественной жизни, с одной стороны, запустила процесс феминизации женщин (идеалом женщины того времени была не заботливая мать и хорошая жена, а революционерка и боец Красной армии), а с другой – устраняла мужчин от исполнения ими функции главы семейства. Социализм провозгласил равенство между мужчиной и женщиной во всем, в том числе и в семейно-ролевых взаимоотношениях.
Усилия советской власти были направлены на то, чтобы свести роль отца к минимуму, а ответственность за воспитание детей переложить на государство. Но государство не справилось с поставленной задачей, и весь груз ответственности за семью пал на плечи матери. И в такой системе проблемы семьи стали, в первую очередь, проблемами матерей, а не отцов.
Те времена давно прошли, но последствия социального эксперимента мы, нынешние поколения, ощущаем на себе до сих пор. Сегодняшняя модель современной российской семьи такова: в семье, как правило, доминирует мать. Мужчина зачастую выброшен за пределы семейных отношений. Для него остается три пути: бороться за мужские права, сдаться властной жене или бежать прочь (например, в алкоголизм, наркоманию, компьютерные игры или к другой женщине и т.д.). Большинство нынешних мужчин предпочитают два последних варианта. Россия, к сожалению, достигла сегодня статуса лидера по количеству разводов. Причина тут не только во властных женщинах, но и в слабохарактерности мужчин. Проблема современных мужчин – это нежелание нести ответственность за созданные ими семьи, нежелание умирать за жену и детей. Причем умирать не только физически, но и с дивана слезать, чтобы помочь, когда это надо. Это тоже можно назвать смертью. «Смерть диванного комфорта» для многих сегодня становится невыносимым чем-то. Все скидывают на жену, а дети как-нибудь сами вырастут.
Можно ли каким-то образом остановить разрушение этого института?
Сегодня необходимо постепенное, но последовательное возрождение в нашем народе представлений о правилах построения и законах функционирования традиционных для России форм семейных отношений. Таких отношений, в которых четко определены роли мужа и жены, матери и отца и большая часть ответственности за развитие семейной системы лежит на плечах мужчины, а не женщины.
По- моему опыту семейного консультирования могу сказать определенно, что в семьях, в которых постепенно восстанавливается иерархия и люди стремятся к установлению семейно-ролевых различий, психологический климат значительно гармонизируется.
По сети гуляет высказывание о том, что, если человек начинает работать над своими психологическими проблемами, он может осознать, что на самом деле живет неправильно и в итоге потерять всех своих друзей и близких, понять, что он ненавидит работу, и т.п. Как-то можете прокомментировать?
Во-первых, любой по-настоящему ценный опыт обычно дается достаточно нелегко. Многие позитивные явления, такие, как хорошая работа, верная жена, заботливые дети, чистая совесть, требуют от человека большого напряжения и приложений многих усилий. Прежде чем получить какие-либо блага, часто человеку, как говорится, необходимо пройти через горнило страданий. Путь на вершину – это трудный путь.
Во-вторых, надо понимать, что теряет человек, о котором идет речь в вопросе. Если он вдруг осознал, что его «друзья» – это вовсе не друзья, а сборище наркоманов и бездельников, с которыми он проводит время, разрушая себя, я не вижу ничего плохого в том, что наш герой решит отказаться от общения с этими людьми. Если, к примеру, работая над своими психологическими проблемами, человек начинает хотеть изменить жизнь и встать на правильный путь, то это прекрасно и знания психологии ему только помогут в этом. Ведь психология – это всего лишь инструмент, такой, как к примеру, скальпель. Хорош он или плох? Смотря каков мотив. Им можно бабушку в подворотне зарезать из-за 300 рублей в ее кошельке, а можно жизнь человеку спасти, как это делают хирурги. В одном случае – это орудие преступления, в другом он же – орудие спасения. Так и с психологией. Зная особенности работы психики, можно человеком манипулировать в своих корыстных интересах, а можно вылечить, помочь исцелиться. Всё зависит от того, кто и зачем использует эти знания.
Сегодня распространена оккультная психология, странные практики, смесь психологии с эзотерикой и т.п. Как ко всему этому относиться?
На фоне тотальной материализации нашей жизни заметно усиление влечения людей к духовности. Томимые духовной жаждой, современные люди всё чаще становятся жертвами религиозно-мистического фастфуда, преимущественно, западного производства. Это происходит по причине оторванности от своих традиций, культуры и подмены их ценностями общества потребления. Этот процесс также затронул психологию и психотерапию.
Вновь процитирую упомянутого мною психолога Виктора Ивановича Слободчикова. В замечательной статье «Антропологический кризис в современной европейской культуре» он пишет: «Наше время – это время многообразных психотерапий, форм альтернативной медицины, психо-социальных техник безболезненного освобождения человека от ответственности перед собой, перед людьми, перед Абсолютным смыслом собственной жизни». Многие эти психотехники представляют собой не что иное, как различные способы оккупации сознания человека и попытки психологически и духовно поработить личность.
Процесс «промывания мозгов» начался еще во времена перестройки, когда были сняты идеологические препоны и ограничения и в СССР хлынул поток различных иностранных проповедников с тоннами своей ядовитой литературы. При их помощи у большинства людей, в том числе и психологов, были вытравлены позитивные представления о Православной Церкви.
Любая ложная духовность охотится за натурами ищущими и романтичными, для кого смысл и цель жизни не пустые слова. Чужеродная духовность «поедает» лучшую часть народа.
Поэтому сегодня жизненно необходимо активное возрождение традиционной христианской, православной культуры и духовно-нравственных ценностей.
Беседовала Елена Есаулова