Спасти малыша! Дать шанс родиться!

Как это ни печально, но Россия занимает трагическое первое место по количеству абортов, которые ежегодно делают наши соотечественницы. Идущие на аборт женщины приводят разные причины, побудившие их к детоубийству. Порой они говорят, что вынуждены прерывать беременность по медицинским показаниям: мол, грипп, краснуха, корь или иная вирусная болезнь создает угрозу для нормального развития плода.

Но всегда ли медицина бессильна? «Прихожанин» узнал об интересном случае, когда врачам удалось спасти малыша, вовремя отговорив родителей от прерывания беременности. Чтобы поведать эту историю своим читателям, мы решили обратиться к первоисточнику, и корреспондент «Прихожанина» отправился к заместителю главврача по санитарно-эпидемиологическим вопросам Инфекционной клинической больницы № 1 кандидату медицинских наук Марине Викторовне Базаровой. И вот что она нам рассказала.

Этот случай произошел в конце августа – начале сентября 2016 года, когда в нашу инфекционную больницу попала супружеская пара Галина и Сергей с диагнозом лихорадка Зика. За две недели до этого они съездили отдохнуть в Доминиканскую Республику, а когда вернулись… очень быстро оказались в больничном боксе. Первым – муж. Сначала Сергей почувствовал легкое недомогание, кратковременный подъем температуры, потом обнаружил на теле странную сыпь. Когда сделали анализ, установили, что он инфицирован вирусом Зика. После чего его сразу же направили в нашу инфекционную больницу.

Лихорадка Зика распространена во многих субтропических странах, особенно в странах Латинской Америки и на островах Карибского бассейна, недавно вирус Зика был зафиксирован во Вьетнаме. Обычно заражение происходит через укусы комара, но эта инфекция может также передаваться половым путем. Поэтому когда от Сергея я узнала о Галине и о том, что она беременна, то позвонила ей и попросила срочно приехать к нам в больницу для госпитализации и обследования. Через 2 дня Галина находилась в одном боксе со своим мужем, диагноз у нее тоже подтвердился.

Как лечить молодых супругов, было понятно, тем не менее мы сразу же собрали консилиум врачей, чтобы обсудить беременность Галины и опасность вируса для плода. Но Галина с Сергеем нас опередили: они залезли в Интернет, начитались всяких разных «страшилок» про вирус Зика, его «воздействии» на плод и заявили, что хотят делать аборт. Сидя на кровати, Галина сказала мне буквально следующие слова: «На семейном совете мы решили, что нужно прервать беременность. Мало ли, какой ребенок родится...»

Марина Викторовна, а чем вирус Зика так опасен для нерожденного младенца?

В Интернете можно найти немало всяких статей, где говорится о том, что если мать во время беременности была инфицирована вирусом Зика, то ребенок у нее обязательно родится с микроцефалией или различными нарушениями нервной системы.

Галина и Сергей были так напуганы всем прочитанным, что нашим врачам пришлось потратить немало сил, переубеждая их. Ведь к тому времени у Галины была 20-я неделя беременности. Это уже не просто плод, а маленький человечек в развитии.

Пока шло лечение супругов, у нас в запасе была еще неделя… Как говорится, неделя тишины. И всю эту неделю врачи нашей клиники терпеливо переубеждали Сергея и Галину. Я и сама с ними много общалась, говорили с ними и наши акушер-гинекологи и неонатологи (врачи, которые наблюдают за здоровьем новорожденных – Ред.), сотрудники Института вирусологии, которые хорошо знают, как вирус проникает в организм. Их убеждал главный врач нашей больницы доктор медицинских наук Андрей Викторович Девяткин, человек, поверьте мне, весьма компетентный. В качестве «самой тяжелой артиллерии» на расширенный консилиум мы пригласили главного акушер-гинеколога Департамента здравоохранения Москвы Александра Георгиевича Коноплянникова.

Доктор, а из чего исходили Вы и другие врачи, убеждая молодую пару не прерывать беременность? Ведь риск был, не так ли?

Вы знаете, риск есть всегда. Рождение ребенка в руках Господа. И, скажем, Александр Коноплянников в разговоре с Сергеем и Галиной говорил о том, что нередко так случается, что пара соблюдает все предписания врачей, наблюдается в поликлинике, беременность протекает отлично, – и всё равно ребенок почему-то рождается, скажем, слепым… Почему? Никто не может ничего объяснить. Причины неизвестны. Всё от Бога. Это надо понимать.

Чем мы руководствовались, убеждая Галину и Сергея не прерывать беременность? Мы исходили из того, что закладка всех органов у ребенка произошла еще тогда, когда пара не была в Доминиканской Республике. И на момент инфицирования вирусом Зика все детские органы были уже сформированы и находились в росте. А раз так, то этот вирус, по нашему мнению, никак не мог оказать на него негативное воздействие.

Я так понимаю, молодожены Вас послушались?

Общими усилиями всех врачей нам удалось переломить ситуацию. Галина и Сергей решили оставить ребенка. При этом мы предложили Галине постоянно наблюдаться в нашей больнице, и всё оставшееся до родов время отслеживали состояние и матери, и ребенка, видели, как ведет себя плацента…

12 января 2017 года у Сергея и Галины родилась абсолютно здоровая девочка. Когда мы сделали ей анализы, то увидели, что вирус Зика в ее крови не обнаружен. Правда, околоплодные воды были темными. Это говорит о том, процесс все-таки протекал не совсем гладко. Но материнская плацента поработала как фильтр и не дала вирусу проникнуть внутрь.

Я так подробно описала вам эту ситуацию, хотя знаю немало случаев, когда отдыхающие привозят из экзотических стран «в подарок» разные, порой весьма опасные, инфекции: и брюшной тиф, и лихорадку Денге, и весьма опасный для беременных токсоплазмоз, и листериоз.

Марина Викторовна, конечно, замечательно, что врачам удалось спасти ребенка, но, скажите честно, существует ли болезни или ситуации, когда Вы как врач не будете удерживать беременную маму от аборта?

Повторю еще раз главную мысль: все рождающиеся дети – от Бога. И не нам, людям, решать, кому жить, а кому умирать.

Да, есть болезни, которые потенциально создают угрозу рождению здорового ребенка. У нас даже есть официальные документы от Минздрава по этому поводу. И хотя в них напрямую не говорится, что в том или ином случае нужно обязательно прерывать беременность, но подчеркивается, что при определенных инфекциях беременная женщина должна знать об опасности для ребенка, чтобы она могла сама взвешенно принять решение.

Это касается, скажем, врожденной краснухи, если диагноз краснуха у беременной женщины будет подтвержден на сроке до 10 недель. В этой ситуации можно говорить о том, что плод может быть поражен. Краснуха может провоцировать слепоту, глухоту, пороки развития, нарушения нервной или сердечнососудистой системы… Но за всю свою практику – а я работаю в этой инфекционной больнице уже 25 лет – таких детей и таких родов я не встречала.

Скажу вам больше: в поликлиниках, где каждую беременную обследуют на TORCH-инфекции (а сюда входит и краснуха), часто при проведении анализа случаются ошибки – аппарат выдает так называемую ложно положительную реакцию. И нередко врачи-гинекологи этих поликлиник, не знаю почему, предлагают беременным женщинам сделать аборт.

Перестраховываются?

Не берусь сказать. И не стану никого обвинять. Но таких случаев известно немало.

И что делать беременной маме, если у нее обнаружится положительная реакция на краснуху?

В подобной ситуации главное, как говорится, не надо пороть горячку. Надо прежде всего всё тщательно перепроверить. Скажем, при Управлении Роспотребнадзора по городу Москве много лет работает Региональный центр по кори и краснухе. Туда следует отправить все результаты анализов, еще раз их перепроверить, чтобы отсечь ложно положительные реакции.

Кроме того, даже в случае положительного результата важно посмотреть на состояние антител беременной в динамике. Ведь часто бывает, что женщина переболела краснухой в детстве, и у нее на эту инфекцию появились свои антитела, которые работают своего рода «щитом» для ее будущего ребенка. Но, к сожалению, некоторые акушеры-гинекологи об этом либо не знают, либо не задумываются и без всяких консультаций с инфекционистами направляют беременную на аборт.

Нельзя также забывать, что в последнее время ситуация с корью и краснухой резко изменилась. В 2002 году появилась отечественная краснушная вакцина, ее стали делать сначала всем девочкам с 12 лет, а потом и женщинам до 25 лет. Благодаря этой вакцине сегодня в Москве отмечаются единичные случаи заболевания краснухой у молодых женщин, в основном, имеющие привозной характер.

Если районные акушеры-гинекологи в поликлинике, диагностируя, скажем, ту же краснуху или иную опасную инфекцию, направят беременную к нам на консультацию, то мы будем бороться до последнего. Позиция врачей нашей больницы – спасти каждого ребенка в утробе, дать ему шанс родиться.

Марина Викторовна, а существуют ли методы диагностики самого плода, чтобы понять, заразился он от матери или нет?

В принципе такие анализы возможны, но, к сожалению, они пока не всем доступны и диагностика врожденных пороков плода зачастую осуществляется в зарубежных странах.

Мы же можем лишь наблюдать инфицированную беременную, мониторить изменение антител в ее крови… и молить Бога, чтобы родился здоровый ребенок. Той же Галине, у которой был диагностирован вирус Зика, я подарила иконочку и сказала: «Молись и надейся!»

С краснухой и вирусом Зика всё понятно… А если у беременной диагностируют, скажем, ВИЧ, что Вы тогда будете делать?

Лечить, конечно же. Если у беременной женщины обнаружена ВИЧ-инфекция и она согласна лечиться, то в Москве в Центре по борьбе со СПИДом ей выписывают специальный препарат. И когда такая беременная наблюдается в этом центре, она имеет возможность родить здорового малыша. Благодаря противовирусным препаратам и специальной методике лечения, в 99% случаев дети рождаются здоровыми, и это огромное достижение в здравоохранении.

А один процент?

Один процент – это те женщины, которые, узнав, что у них ВИЧ, не захотели лечиться.

Другими словами, надежда есть всегда. И нельзя отступать и опускать руки. И особенно нельзя убивать своего ребенка. Надо мобилизовать все силы и молить Бога, чтобы ребенок выжил и родился здоровым.

Спасибо Вам, Марина Викторовна, за подробный рассказ! И последний вопрос: на что должна обращать внимание беременная женщина, чтобы вовремя обратиться к врачу-инфекционисту?

Как правило, два главных симптома: подъем температуры и сыпь. Хотя сыпь может проявляться и без температуры: она может чесаться, а может и не чесаться, может идти пятнами или маленькими точечками. При краснухе еще часто увеличиваются лимфоузлы. Но, увидев сыпь, почувствовав температуру, недомогание, ломоту в теле как при гриппе, беременная женщина должна немедленно обратиться к врачу, чтобы исключить инфекцию.

Потому что порой бессильны даже самые лучшие врачи. Помню один случай, который произошел 5 лет назад. Молодая женщина на самом опасном сроке беременности – от 8 до 13 недель – съездила в Таиланд. А потом уже здесь, в Москве, ей поставили страшный диагноз – токсоплазмоз. Родилась двойня, но, к сожалению, дети родились слепыми и были нежизнеспособными…

Поэтому мой главный и настоятельный совет тем женщинам, которые задумали стать мамами: ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ, НЕ ЕЗДИТЕ В ЭКЗОТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ! Оттуда можно привести такую инфекцию, с которой врачам даже нашей больницы будет трудно справиться. Зачем вам искушать судьбу и ставить под угрозу жизнь своих будущих детей?

Беседовал Петр Селинов