«Китеж» – город в сердцах обитателей

Организация детских лагерей – дело сложное и невероятно ответственное. Решиться на такое может далеко не каждый. Чем руководствуются люди, которые идут на этот риск? Где находят единомышленников?

Мы представляем вниманию читателей «Прихожанина»  интервью с директором православных лагерей сообщества «Китеж», детским нейропсихологом Александром Павловым. На протяжении  десяти лет Александр занимается проектом, который сегодня стал почти легендарным.

Как пришла идея лагеря?

Я учился в аспирантуре и преподавал в университете, но мне не нравилось то, что я занимаюсь абстрактными вещами. Я решил заняться практикой. Подумал, что интереснее всего для меня – работа с подростками в сфере спортивного туризма. Также важно было, чтобы работа была связана с Православием. Я пошел на Рождественские чтения и посетил многие секции, посвященные такого рода работе. Больше всего мне понравилось выступление отца Димитрия (Першина) о братстве православных следопытов. После мероприятия я подошел к нему и сказал, что хочу у него работать.

Твои лагеря скаутские?

На данный момент нет. Мы очень долго сотрудничали с братством следопытов и дружим до сих пор, но сейчас это два абсолютно разных проекта.

Скаутские организации зародились ведь на основе идеи военной разведки. Связано ли сегодня скаутское движение с военно-патриотическим воспитанием?

Современные скаутские организации в России стремятся дать ребятам христианское воспитание через краеведение, социальное служение, спорт, туризм. С военной разведкой российские скауты точно не связаны.

Как ты сам относишься к военно-спортивным лагерям?

Это хорошо, что они есть, но я от этих лагерей далек и темпераментом, и образом жизни, и образом мышления.

Твой лагерь – это способ создания среды для православных детей или попытка правильно сориентировать подростков в жизни?

Я вижу свою работу в создании православного сообщества, уникальной молодежной субкультуры. Название «Китеж» предполагает построение города среди людей, но который не относится к конкретному месту, а находится в сердцах своих обитателей. В этом сообществе могут рождаться совершенно разные проекты от спортивных до творческих. Направления лагерей тоже сильно разнятся. Это и основы альпинизма, и школа водного туризма, и конный лагерь, и музыкальный лагерь, и художественный. Нам интересны все люди, которые могут привнести в наш город что-то новое, интересное и живое.

А какие лагеря открываются в этом году?

В этом году мы проводим мало лагерей. У нас есть школа верховой езды в Сынково  и спортивно-туристическая школа в Кривцово Московской области. Направления мы сузили. Больше всего направлений было года четыре назад. Там было всё, что я перечислял. Сейчас, помимо лагерей, есть походы, но я беру туда проверенных детей и студентов.

А ты планируешь новые направления для лагерей?

В данный момент нет. Пока только краеведческое направление и туристическое. Обычно появляется человек, готовый взять на себя какое-то направление, и рождается что-то новое. Но скажем так: я очень сильно привязан к Валдаю, и сейчас для меня важнее возродить то, что было: художественную школу, фольклорный клуб «Звуки озер», школу водного туризма.

Какой распорядок дня в лагере? Есть ли послушания? Много ли у детей свободного времени?

Послушания по желанию: обычно это помощь ближайшему храму или монастырю. Работы там много. Всегда можно найти то, с чем справятся дети. Распорядок дня мы делаем такой, чтобы весь день был занят, но каждый ребенок мог выбирать, чем ему заниматься. Стараемся, чтобы не было праздно слоняющихся детей, но при этом чтобы у всех была свобода выбора. В Кривцово у нас будет велотуризм, техника работы с веревкой, будут организованы сплавы по рекам, спортивное ориентирование, костры и работа по поиску погибших солдат – там мы стоим рядом с лагерем поисковиков. У детей большое поле выбора.

Часто ли дети ходят на службу и соблюдают ли пост?

Служба обычно раз за смену, утреннее и вечернее правило каждый день. Пост строго не соблюдаем. Дети не едят мясо по средам, пятницам и перед воскресной службой, а молочные продукты едят всегда.

В лагерь берут детей только из православных семей?

Условием пребывания в лагере является не православное вероисповедание ребенка, а уважительное отношение к православной вере. На молитвенном правиле должны присутствовать все дети. Это тоже условие.

Ты сам отбираешь детей?

Так было раньше, сейчас есть специальный человек

Бывают ли случаи отказов детям?

Отказать могут детям с определенными психическими проблемами и проблемами со здоровьем, при которых ребенок не может находиться в природных условиях.

Как вы поступаете, когда родители приводят ребенка, который не хочет ехать в лагерь, а ты или твой помощник видите, что лагерь может пойти ребенку на пользу?

Я сторонник того, что ребенок сам должен сказать, что хочет ехать в лагерь, или хотя бы согласится на это.

Были ли дети, которые благодаря лагерю нашли себя в этой жизни?

Были две девочки, которые стали чемпионками Москвы по водному слалому. Они приехали на Валдай, начали заниматься на каяках, и тренер заметил, что у них очень хорошо получается. Он позвал их в секцию дворца творчества. В итоге одна из них работает сейчас тренером по каякингу. Есть еще такой интересный пример. В лагерь приехал один скрипач, и я показал ему, как играть на барабане, и в итоге он поступил на барабан сначала в Российскую академию музыки имени Гнесиных, а потом в консерваторию.

Откуда в лагере появляются тренеры и вожатые?

Изначально это были мои знакомые и знакомые моих знакомых. Сейчас тренерами работают, те, кто вырос в лагере, и таких людей достаточно много. С вожатыми та же история. Появляется молодежь, которая говорит, что хочет поработать. Обычно я приглашаю, люди начинают работать помощниками, волонтерами и если включаются в работу, то становятся вожатыми, но обычно в большинстве случаев стараемся всё же привлекать своих людей, которые знают лагерь.

Есть ли у китежан свой гимн или свои песни?

Мы писали гимн, но активно не включили его в жизнь, и он забылся. Сейчас на построении поем «Коль славен». Еще очень нравится песня «Город золотой», которую в свое время исполнял Борис Гребенщиков. Она о Новом Иерусалиме, но для нас и о Китеже тоже.

Китежане, не встречавшиеся в лагерях, могут узнать друг друга?

У нас есть футболки с символикой лагеря. У некоторых есть значок китежанина.

Насколько я поняла, строгих правил в лагере нет, а как всё-таки поддерживается дисциплина?

Дисциплина поддерживается благодарю распорядку дня. Основные моменты распределяются в начале дня на построении. Каждый ребенок должен построить себе план на день. В связи с тем, что лагеря немногочисленные, у нас в смене человек по сорок, все дети на виду и каждого можно проконтролировать.

Есть нарушения, которые не потерпят в лагере?

Если человек терроризирует сверстников, его исключают. Но такие случаи очень редки. За всю историю лишь двое детей перестали ездить в лагеря не по своей, а по нашей воле.

То есть заведомо сложных детей в лагерь не берешь?

Смотря каких. Есть гиперактивные дети, которых считают сложными в школе потому, что в силу своего темперамента они могут мешать окружающим, но мы их можем взять.

Ты говорил о походах и сплавах, в которые берешь только проверенных людей. Есть ли занятия в течение года, во время которых можно научиться всему необходимому и стать проверенным человеком?

Я веду туристическую секцию при храме Илии Пророка в Черкизове. Можно заниматься туризмом там.

Кроме этой секции, существуют ли еще какие-то мероприятия в межсезонье?

В межсезонье мы организуем краеведческие поездки. Больше всего я люблю ездить во Псков. Как-то мы делали программу по деревянному зодчеству. Хотели построить часовню. Часовню, правда, не построили, но деревянное зодчество полюбили. Многие обзавелись плотницкими топорами, узнали технику складывания срубов, поняли, что собой представляет плотницкая работа. Это был прекрасный период.

Беседовала Вера Королева