Вера должна служить локомотивом всей жизни

На встрече протоиерея Андрея Ткачева с жителями Красноярская побывала Дарья Прокопчук. Специально для журнала «Прихожанин» Дарья записала некоторые ответы отца Андрея на вопросы своих земляков.

В Красноярске отца Андрея Ткачева очень ждали. Хотя батюшка служит в храме Воскресения Словущего в Москве, знают его в каждом уголке нашей страны и даже за ее пределами. Он пишет книги, выступает на телевидении, радио,  активно проповедует, обращаясь к сердцу современного человека. На встречу с батюшкой пришли почти две тысячи человек, многие, отложив все дела, приехали из ближайших городов и поселков. Разговор длился три часа люди спрашивали о духовной жизни и том, что их волнует сегодня. А перед этой длительной беседой отец Андрей целый час общался с журналистами.

О проблемах отношений

Отец Андрей, Вы духовник молодежного отдела Московской епархии. Уверена, с подобными вопросами к Вам уже обращались и, возможно, не раз. Но они волнуют очень многих девушек, желающих создать семью. Где найти мужа и надо ли его искать?

Искать надо. Точнее, надо хотеть выйти замуж и вести себя соответственно. Девушка должна быть бодрой, веселой... Если она будет выглядеть как ослик Иа, «опущенной в воду», то никто на нее не посмотрит. Ведь на нее должен обратить внимание тот самый, единственный, а, значит, надо молиться Богу, чтобы он не прошел мимо. А девушка, со своей стороны, должны просить: «Господи, я хочу замуж. Дай мне, пожалуйста, хорошего мужа, а я обещаю Тебе, что буду ему  хорошей женой». И составьте для себя на бумаге список необходимых добродетелей. Напишите сочинение на тему: «Я хочу быть хорошей женой». Порассуждайте о том, что «хорошая жена – это женщина, которая…» Между прочим, это интересное занятие, всем советую. Мы уже очень давно не пишем сочинения, и это плохо. Половина невысказанных нами мыслей находится где-то глубоко внутри, и от этого мы сами себя не понимаем.

Батюшка, во многих храмах страны сегодня собирают подписи против абортов. Церковь и волонтеры ведут борьбу за жизнь нерожденных детей. Как Вам кажется, какие меры борьбы с абортами наиболее эффективны?

Я думаю, в борьбе против абортов хорошо поможет наглядная агитация. Есть много трогательных фотографий, на которых запечатлено, как малыш во чреве матери сосет пальчик.

Есть специальные муляжи человеческого зародыша. Женщины идут в абортивную клинику, а там волонтеры показывают им муляжи, которые по размеру, по виду и весу точно соответствуют, например, зародышу человека на десятой неделе развития. Женщину спрашивают: «Какой у вас срок беременности?» Она отвечает: «Одиннадцатая неделя». А ей говорят: «Вот такой малыш у вас внутри. Подержите его в руках. Смотрите, а еще через три недели он будет вот таким, потом таким…» Еще надо объяснять, что в нерожденного ребенка уже заложены таланты и способности, это живой человек. Многие замыслившие убийство матери приходят в разум от таких вещей. Даже если десять-пятнадцать процентов детей будут спасены – это уже будет великая победа!

О чистоте речи

Молодые люди часто используют ненормативную лексику. Как очистить речь от бранных слов и заставить человека полюбить русский язык?

Я Вам так скажу: человека от греха сквернословия не спасает даже хорошее образование. Иван Бунин – нобелевский лауреат по литературе, великолепный стилист, был мастер сквернословить, причем забористо, солено... Однажды он ехал в такси по Парижу и что-то такое произнес: «Тра-да-да-да-да-да-да…» А шофер оказался русским эмигрантом. Он усмехнулся и говорит: «Эх, барин, видно во флоте служили?» Бунин отвечает: «Во флоте не служил. Я почетный академик Российской академии наук по разряду изящной словесности!» И это было правдой.

Очевидно, что спасти от такого порока могут только семья и Церковь. Они и должны научить человека правильно пользоваться языковой стихией. Не только мат – слова-паразиты также засоряют нашу речь. Достоевский говорил: когда у человека мыслей много, а словарный запас маленький, тогда он начинает использовать маты. Он на разные лады гнет, вкладывает в маты весь жар своего сердца. Это от бедности. Это бедный человек. Видимо, и эту проблему нам надо решать.

Часто бывает так, что человек страдает настоящим словесным недержанием, отчего говорит много лишнего и про себя, и про других. А потом сожалеет о сказанном. Как бороться с болтливостью?

Есть притча про то, как дед с бабкой ругались. Где-то рядом с ними был монастырь, в котором жил монах по имени Викентий. Он дал женщине пузырек воды из чудотворного колодца и сказал: «Только дед начнет на тебя кричать, набирай в рот воды и читай про себя “Отче наш”, воду не глотай. Прочитала раз, читай два, три, четыре – до тех пор, пока не погаснет конфликт. Ты увидишь, какую силу имеет святая вода. Дед успокоится. Потом проглатывай эту воду». Через какое-то время бабушка вновь пришла к отцу Викентию и говорит: «Дайте мне еще такой воды. Больше не ругаемся». И возникла поговорка: «Набери в рот воды святого Викентия». На самом деле всем ясно, что вода была самая обычная, главное, чему научилась эта женщина – это молчание.  

Кстати, молчание аккумулирует душевную силу. Молчуны – очень сильные люди, они выносливее, рассудительнее болтунов.

Есть много различных способов борьбы с болтливостью. Можно читать притчи про язык, можно придумать себе наказание за лишние слова. Например, если почувствовали, что опять сболтнули лишнего, назначьте себе какое-то количество поклонов, ложитесь спать без ужина или обливайтесь холодной водой.

Лучше, чем в послании святого апостола Иакова, про язык никто еще не сказал. Он сравнивает язык с рулем корабля, с уздой, которую вкладывают в рот коню. И говорит, что человек, который обуздает свой язык, может и всё тело обуздать...

О вере и молитве

Отец Андрей, какая вера угодна Богу? Какой она должна быть?

Есть вера, меняющая нас к лучшему. Господь ждет от нас этой веры, деятельной, живой, такой, которая меняет нас. Не такой, когда жизнь отдельно, вера отдельно, а такой, где бы вера служила локомотивом. Чтобы мы по вере не только говорили, но и поступали. И, наконец, есть вера чудотворная, которая буквально нисходит с Небес на землю в особые моменты. Эта вера приходит к нам сама собой, когда Богу угодно. Каждый из нас – потенциальный чудотворец. Пример: заболело сильно дитя у матери. В этот момент она может превратиться в Ангела молитвы! Вдруг начнет молиться так, как никто не ожидал, и тем самым может изменить Божии планы на своего ребенка. Чудотворная вера возможна для каждого человека. Но в быту нам нужна вера, которая движет нашей деятельностью.

А бывают и такие случаи. Идет человек в церковь. Его спрашивают:

– Ты куда? В церковь?

Он отвечает:

– Нет, – как бы стесняется признаться.

– А куда?

– Да так, по делам.

Это своего рода микроотречение. А что, разве стыдно быть богомольным? Стыдно признаться, что ты христианин? Нельзя отказываться от веры. Но и выпячивать свою веру не надо. Но вот если спросили: «Ты что, верующий, что ли?» – Боже сохрани ответить «нет». Ведь в наше время отречение, если оно бывает, происходит обычно без насилия, без подкупа, без шантажа. А просто – по тщеславию.

Как лучше молиться: обращаться к Богу молитвами, которые не совсем понимаешь, или можно своими словами?

Православные богослужения требуют включения в культуру, историю, язык. В канонах ко Причастию есть такие красивые слова, которые нужно понимать. Я страдаю от той мысли, что многие люди читают тексты и не понимают. Молиться своими словами можно. Но нужно себе обязательно разъяснить смысл церковных молитв, все ирмосы, стихиры и так далее. Видите, сколько работы у священства – непочатый край!

Люди должны заходить в храм и знать, что именно там поют. А не стоять, будто они пришли в китайскую пагоду. Каждый раз на Литургии читается Апостол. Я уверен, что не только прихожане не смогут после службы сказать, что конкретно им читали, но даже чтец с трудом это пояснит. А ведь Апостольские Послания – это Божие Слово.

Верующие должны чувствовать себя на Литургии как рыбы в воде. Христианскую жизнь лучше всего измерять отношением к Литургии: как вы к ней относитесь, насколько ее понимаете, любите, насколько вам легко и хорошо находиться в храме во время Литургии, можете ли жить без нее…

О реваншистах

Отче, сегодня в нашей стране вроде бы и храмы наполняются, но возрождаются опасные культы, такие, например, как неоязычество? Как Вы думаете, чем это вызвано?

Это очень опасное движение. Я считаю, что мы живем в период двух реваншей. На Украине – реванш недобитого нацизма. Нацизм не исчезал как идеология. Потерпев сокрушительное поражение, нацизм затаил обиду и теперь делает новую попытку вернуться.

И второй реванш – это реванш недобитого язычества. Его тоже нельзя уничтожить до конца, оно живет в недрах народного сознания, в двоеверии, в попытках при свете дня молиться Богу, а ночью бежать к бабке или шаманить.

Я уверен, что оба реванша рукотворные, они придуманы в кабинетах, расписаны на бумаге, под них выделены деньги, о них написаны книги. А затем как технологии заброшены в наше общество.

Одно время в России было так много проповедников с Запада, что они вполне могли рапортовать в свои штаб-квартиры: Россия – протестантская страна. В храмах, мол, только бабки, а на стадионах собирается весь цвет общества – молодежь, бизнесмены и т.п. Это время прошло. Конечно, сектантство и протестантизм никуда не исчезли, но их адепты даже и не мечтает о том, чтобы овладеть российской религиозной действительностью. Значит, теперь нужно что-то новое придумать. Вот и вытаскивается из пыльного шкафа другая идея – неоязычество.

Я думаю, что существуют некие силы, которые придумывают, как расшатать то или иное государство. Представители неоязычества имеют свой социальный портрет. Теперь они уже не одеваются в шкуры животных.  Они работают на компьютерах, ходят с гаджетами, набивают себе татуировки и не собираются уезжать из города на природу. Они могут быть футбольными фанатами, заниматься боевыми искусствами, но впитывать чуждую для нашей страны идеологию. Если нам к этому серьезно не отнестись, то можно дожить до больших проблем.

Отец Андрей, каждая Ваша встреча с жителями разных городов это мощная проповедь, после которой люди еще очень долго размышляют, примеряют сказанное Вами к своей жизни. Хочется верить, что они меняются к лучшему. Чего Вы ждете от нас, красноярцев, после этой встречи?

Моя задача раскочегарить ваши сердца, чтобы вы захотели сильнее молиться. Знаю, что в Красноярске собираются восстанавливать Богородице-Рождественский кафедральный собор, который был взорван в 1936 году.Так вот, я очень хочу, чтобы вы собирали подписи, начинали строительство, носили кирпичики, собирали деньги на собор и как можно быстрее пришли в него после открытия.

Нам всем нужно, чтобы каждый храм в стране, как гранатовое яблоко, был полон зернышек. Желаю, чтобы мужчин в храмах было так же много, как женщин и чтобы церковная жизнь в каждом городе год от года набирала силы.

                                                              Беседовала Дарья Прокопчук

ДОСЬЕ

Протоиерей Андрей ТКАЧЕВ известный писатель, миссионер и публицист, номинант Патриаршей премии в области литературы. Его книга «Бремя страстей» в 2016 году вошла в Топ-10 рейтинга самых продаваемых нехудожественных книг по версии Forbes.

Отец Андрей родился 30 декабря 1969 года во Львове. Женат, отец четверых детей.