«Мы благодарим Бога за то, что имели возможность быть около отца Кирилла»

Наместник Данилова ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) поделился воспоминаниями об архимандрите Кирилле (Павлове), чьим духовным чадом он был почти пятьдесят лет.

- Когда уходит близкий человек, в миру принято соболезновать, но когда отходит ко Господу человек такой святой жизни, как отец Кирилл, наверное, это неправильно. У духовных чад в лице батюшки появился молитвенник перед Богом. Поэтому я затрудняюсь приносить слова соболезнования, мне кажется, что в духовном плане Вы приобрели.

- Да, хочется верить, что мы его не потеряли, но приобрели. Любя и уважая батюшку Кирилла, мы видели в нем пример, видели исполнение Евангельских заповедей в жизни. И думаем, что батюшка приобретет Там милость Божию. А нас немощных и грешных людей Господь помилует через батюшку, через его молитвы и ходатайства услышит нас и помилует.

- Какое место в Вашей жизни занимал отец Кирилл?

- Батюшка был моим духовником, он принимал меня, как и прочую братию Троице-Сергиевой лавры, от Евангелия. При постриге в монашество человека вручают духовнику. Этого старца называют евангельским отцом. Мой евангельский отец - батюшка Кирилл. Я, постригаемый, произносил слова с обещанием повиноваться старцу как Христу, а он перед Евангелием обещал отвечать за меня пред Богом. Говорить обо мне, что я исполнил эти слова, конечно же, нельзя. Добрые послушные духовные дети являются образом своего старца, чем не могу похвалиться я, грешный немощной человек. Но надеюсь на Божию милость. А батюшка являл нам собой пример терпения, смирения, мудрости, постоянного послушания Церкви, Богу и людям. Этот пример мы должны заимствовать, мы должны его хранить всю свою жизнь, исполнять Евангельские заповеди и напутствие старца.

- Какие советы давал отец Кирилл для того, чтобы спастись?

- Батюшка всегда говорил, что мы должны молиться, трудиться, любить друг друга, прощать друг друга, мы должны быть отзывчивы и легки на оказание помощи, мы должны быть снисходительны к слабостям ближнего. Этими качествами он обладал сам и к этому призывал всех. Он всегда учил терпению и послушанию. Конечно, в этих наставлениях нет ничего необычного, это все знают, но это должно быть правилом в нашей повседневности и для мирян, и для монашествующих. У батюшки окормлялось много людей, и каждому он говорил необходимые слова, они могли быть самыми обычными, в них не было каких-то особенных секретов, но отец Кирилл говорил их для тебя именно в ту минуту, когда ты в этом особенно нуждался, и это очень важно.

Мы видели пример его постоянного служения Богу и людям. Он окормлял братию и каждому старался сказать доброе слово. Он помогал многочисленным людям, которые приходили нему с различными вопросами, они получали определение, как жить и спасаться. Батюшка всегда был на службе, и когда он молился, проповедовал, люди старались быть к нему поближе. Старались быть около него и в посты, и в праздники. Вспоминаю лаврские богослужения… Всегда было за честь молиться рядом с ним.

В дни его ангела он не столько принимал поздравления от людей, сколько сам поздравлял их. У него наготове всегда был какой-то гостинчик, чтобы порадовать человека. Даже дни его тезоименитства обращались в торжество любви и взаимного служения.

- Какое-то время Вы были келейником у батюшки…

- Я не был его келейником в полном смысле этого слова. Я ему просто помогал, выполнял какие-то поручения. Однако часто видел его лишенным сил из-за его ритма жизни. Ведь к нему приходило множество людей, и каждый со своими проблемами. И в конце дня он бывал настолько изможден, что иногда смотришь на него и видишь, что глаза вроде открыты, а на самом деле они уже спят. И вот этот подвиг «через не могу» совершался на наших глазах.

Да… Мы были счастливы. Мы благодарим Бога за то, что имели возможность быть около этого человека.

- Какими должны быть отношения между старцем и духовным чадом?

- Идеальный вариант, когда старец живет со своим учеником, одним или несколькими, старец знает их поступки, мысли и чувства, одобряет или не одобряет их. Но были такие духоносные старцы, которые руководили целыми общинами. Такой светильник духа, как преподобный Пахомий, руководил несколькими большими монастырями. Монахи записывали свои мысли, а потом приходили к старцу и их открывали. Если говорить о старчестве в целом, то духовным руководителем необязательно должен быть человек в священном сане, это может быть и монахиня, и мирской человек, который был просвещен духом.

Люди приходят в монастырь к духовнику со своими проблемами, вопросами и, самое главное, со своими грехами. Человек должен их исповедовать, через духовника получить от Господа прощение. Потом он даст свои наставления этому человеку, ободрит его.

Батюшка Кирилл никогда не подавлял волю человека, никогда не говорил что-либо неожиданно, всегда ровно и спокойно. Он мог спросить у человека: «А как ты думаешь сам? Как хочешь ты?» Потом взвешивал, молился и говорил, как поступить. Причем он никогда не говорил: «Я считаю…», а очень мягко начинал отвечать: «Может быть, поступить так…» Батюшка всегда давал советы очень деликатно, по-доброму, по-отечески. Одна монахиня говорила: «Он вам не отец, а мать». Такая у него была материнская любовь.

- Какие качества, на Ваш взгляд, характеризуют батюшку?

- Смирение и любовь! Он никогда себя не превозносил. И когда в его адрес говорили какие-то добрые слова, отвечал, что он человек слабый и грешный. Он очень хорошо знал Евангелие. Когда были какие-нибудь встречи, и его просили сказать слово, он мог целыми главами цитировать Священное Писание.

Любовь во всем многообразии, как у апостола Павла, была в нем. И всех он учил этому своим примером.

Очень важно, что у нас есть Троице-Сергиева лавра, это наш оплот Православия и духовности. Батюшка - пример духовной силы, который воспитал несколько поколений монахов. Многие по его стопам пришли в монастырь. Батюшка - это носитель любви.

Беседовала Елена Варова

Источник: Московская городская епархия