Религиозность истинная и «токсическая вера»
Федор Викторович Кондратьев – заслуженный врач России, профессор, доктор медицинских наук, судебно-психиатрический эксперт высшей квалификационной категории, член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике. Профессору Кондратьеву поручались самые ответственные, «резонансные» судебно-психиатрические экспертизы: дело Чикатило и других серийных убийц, сатанисты, в том числе убийца трех иноков монастыря Оптина пустынь, дело полковника Буданова и капитана 3-го ранга Бакшанского. Сегодня в центре научных интересов профессора Кондратьева – вопросы религиозной, духовной безопасности человека.
Федор Викторович, что лежит в основе душевных и духовных болезней, если рассматривать их с позиции врача-психиатра?
В процессе работы над своей монографией «Судьбы больных шизофренией» я пришел к выводу, что религиозность играет существенную роль в жизни больных. Я даже провел специальный анализ аспектов взаимосвязи религиозности и психопатологии, который подтверждает идею значения религиозности для психического здоровья человека.
Правда, само понятие «религиозность» и связанное с ним понятие «духовность» люди часто воспринимают по-разному, что, кстати, создает проблему научного взаимопонимания. Нередко ученые, врачи и эксперты при оценке состояния человека совсем не учитывают его религиозность и духовность, а ведь именно эти показатели имеют основополагающее значение для целостного понимания религиозного больного с психопатологией.
Религиозно ориентированный психиатр может четко видеть различия душевного и духовного свойства. А вот для психиатра-атеиста понятия «душевного» и «духовного» по своей природе либо идентичны, либо имеют иной смысл, чем для врача с религиозным самосознанием.
Известно, что об уровне психологического (душевного) состояния человека нельзя судить только по морфологии мозга и его нейрофизиологии, то есть по свойствам тела. Также и о духовном состоянии человека надо судить не только по структуре психологического уровня, но и по отражению в нем трансцендентной сущности, духовно-божественного образа.
Другими словами, по «продукции» можно судить о «производителе». Такой «продукцией» надо считать нравственные отношения, понятия, сформулированные в религиозных учениях. К примеру, в христианстве – это любовь, самоотдача, стремление к творчеству, чувство справедливости, красота, мудрость, совестливость, милосердие и, главное, смирение перед волей Бога.
Но ведь существует же извращенная религиозность, и жертвы псевдорелигиозных учений часто оказываются марионетками в руках своих «апостолов». Взять, к примеру, многочисленные исламистские новообразования, адепты которых повергают весь мир в ужас своей жестокостью.
Надо различать нормальную религиозность и религиозность, извращенную психическим заболеванием – так называемую «токсическую веру». Внешне она носит характер гротескового, фанатичного исполнения канонических предписаний. Подобная извращенная религиозность, становясь всё более утрированной, окончательно отходит от учения своей Церкви и, по существу, становится психопатологическим поведением с риском суицида (скажем, современные шахиды или смерть из-за упорного отказа от пищи по «религиозным» соображениям).
Из-за различий в духовной сущности адепты разных религий по-разному воспринимают смысл своего существования. Поэтому религиозность воцерковленного христианина и фанатичного исламского фундаменталиста по своей сути противоположны. Больные шизофренией при одном и том же синдроме с одной и той же фабулой, но с принципиально различными религиозно-нравственными установками обнаруживают принципиально разное поведение: одни молитвенно просят Бога урезонить «преследователей», тогда как другие убивают своих мнимых врагов.
У психически заболевших адептов разных религий следование религиозным предписаниям может сохраняться, а может и меняться вследствие болезненно-искривленного толкования тех или иных догматов, порой дополняемых слуховыми и зрительными галлюцинациями. Именно поэтому так стремительно сегодня растет число религиозных сект.
Проблема религиозности применительно к психически больным осложняется тем, что согласно определению Европейского суда по правам человека «защита права человека на свободу религии не ограничивается широко распространенными и признанными в мире религиями, но также применяется и к редким и практически неизвестным верованиям», то есть даже тогда, когда этих убеждений придерживается всего один человек.
Надо понимать, что «религиозное учение» как фабула бреда не является свидетельством религиозности психически больного, даже если у него появятся индуцированные этим бредом адепты «новой религии». Стоит ли удивляться тому, что Международная гражданская комиссия по правам человека (ГКПЧ) была создана Роном Хаббардом, основателем одной из самых опасных тоталитарных сект современности с агрессивными формами воздействия на психику – так называемой Церкви саентологии?
Федор Викторович, а каковы особенности взаимоотношений науки и веры в современной психиатрии? Удается ли им достичь консенсуса?
Консенсус необходимо искать. А для этого следует отказаться от попытки переубедить друг друга в вопросе, есть ли Бог или Бога нет. Надо вспомнить слова М.В. Ломоносова: «Наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия».
Я считаю, что в основе поиска консенсуса между наукой и верой должно лежать трихотомическое понимание сущности человека. За всю прошедшую историю в постижении человека не было найдено ничего лучшего, чем представление о нем как о трехмерной сущности: тело, душа, дух.
С одной стороны, вся наша повседневная жизнь проходит в мире межличностных отношений и бытийных ситуаций, а также в душевном, психологическом поиске человеком самого себя. С другой стороны, человеку присуще религиозное чувство, понимание, что над всей этой бренностью находится нечто высшее, исторически называемое духовностью. Как считают богословы, суть этой духовности может быть понята лишь при обожении человека. Но такой взгляд не приемлют атеисты. Так что про консенсус говорить пока сложно.
Федор Викторович, истинно верующие люди знают, что духовность человека индивидуальна, и психиатру надо иметь ясное представление о духовной сфере своего пациента, поскольку именно в ней выражается подлинная богоподобная сущность личности. Как Вы думаете, должен ли психиатр быть верующим, чтобы состояться в профессии?
Психиатру, верящему в Божественную Троицу, открыто, что человек создан по образу и подобию Божию. Божественное подобие имеет даже тот человек, у которого появилось расстройство психической деятельности (при душевном заболевании духовность больного может полностью сохраниться).
Поэтому психиатру важно знать о духовных сферах жизни человека, а еще лучше иметь собственный опыт духовной жизни. Только не стоит пытаться его корригировать, поскольку это может не дать результата, а лишь вызовет негативную реакцию у пациента. Такой психиатр знает, что «поломка» «механизмов» аппарата психической деятельности может иметь не только «земные» причины (черепно-мозговые повреждения, алкогольная и другие интоксикации), но и сугубо духовные и психологические драмы на уровне человеческих отношений, трагедии измены Богу.
Психиатр-атеист, не имеющий религиозного опыта, без религиозного чувства, живущий вне со-бытия с Богом, просто не имеет морального права вмешиваться в духовную жизнь своего пациента и предлагать ему какие-то советы. Можно провести такую аналогию: кто-то без музыкального опыта, без чувства музыки, без музыкального слуха вдруг стал бы советником Моцарта или позволил себе править сонаты Баха.
А как Вы считаете, можно ли молитву рассматривать в качестве метода лечения психических расстройств?
Молитва для религиозного психиатра не является противопоставлением медикаментозному и иным видам лечения.
Еще не так давно психическое расстройство, которое в прежние времена называлось «одержимостью бесами», встречалось крайне редко. О нем даже не упоминается в современных руководствах по психиатрии. Однако в последние десять лет в связи с распространением оккультно-мистических учений среди населения России такие случаи вновь стали встречаться в психиатрической практике. А между тем это психическое расстройство в силу своего мистико-религиозного содержания не такая уж редкость для священнослужителей, которым доверена практика экзорцизма (бесоизгнания). Евангелие повествует, что Иисус Христос изгонял бесов Своим словом, и последователи Христа делают это от Его имени.
Чем же отличаются «обычные» психические заболевания от «одержимости бесами»?
Как показывают многочисленные описания в религиозной литературе, дополненные моими личными наблюдениями, феноменологически особенности состояния «одержимости бесами» имеют достаточно выраженные черты. Они характеризуются яростным богохульством с нецензурными выкриками даже у лиц, которые никогда раньше не пользовались подобным лексиконом. Меняется весь облик человека: его лицо становится перекошенным, ругательства выкрикиваются неестественным, не своим голосом, часто сопровождаются рычанием и лаем. Попытки окружающих удержать беснующегося сталкиваются с сопротивлением необыкновенной силы. Люди, перенесшие приступ одержимости, как правило, признаются, что были во власти враждебных сил и богохульствовали не от своего имени.
В научной литературе нет упоминаний о применении каких-либо фармакологических средств для прекращения подобных состояний. Попытки лечения таких людей как обычных психических больных (как правило, с диагнозом истерии или шизофрении) результатов не дают, и приступы одержимости эпизодически повторяются.
При этом вне приступов эти люди нередко достаточно мягкие и общительные. У них не отмечается симптоматика, характерная для истерического расстройства личности или шизофренического процесса. Вместе с тем у них наблюдается глубокая сосредоточенность на вопросах борьбы светлых и темных сил, иногда они слышат «голоса», отражающие эту борьбу и вызывающие у них чувство страха.
К какой помощи, на Ваш взгляд, следует прибегать в подобных случаях: медицинской или духовной?
Специфическое духовное содержание подобных расстройств дает основание полагать, что «специализированная» помощь духовного лица в этих случаях может оказаться эффективнее, чем психофармакологические методы лечения или обычная психотерапия.
Поймите, психиатрия – это медицинская дисциплина, она изучает расстройства психики и поведения, которые могут быть обусловлены различными психотравмирующими обстоятельствами реальной жизни. Поэтому конфликты, стрессы в духовной сфере, допуск со-бытия с сатаной могут вызывать нарушения нормативного функционирования аппарата психической деятельности, другими словами, душевное расстройство. Особое, духовное происхождение подобного душевного расстройства от со-бытия с сатаной требует особой помощи – духовного очищения, проводимого от имени Иисуса Христа духовным лицом. Для России и русского человека это может быть только Русская Православная Церковь.
Подготовила Мария Мономенова