«Наша жизнь в Гонконге – это победа веры над разумом»

Протоиерей Дионисий Поздняев

Почти 15 лет поддерживает и активно развивает Православную миссию в Китае настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев. С Божией помощью ему по сути удалось возродить из небытия «островок» Православия в Китае. Мы связались с отцом Дионисием, и он согласился ответить на несколько вопросов «Прихожанина».

– Отец Дионисий, как Вы оказались в Китае? Это случайность или Ваш личный выбор?

– Впервые я приехал в Пекин в 1994 году по приглашению моего друга-китайца, которого крестил в Москве. Китай я полюбил еще в детстве. Позже, учась в семинарии, заинтересовался историей Пекинской миссии. Позднее Бог судил мне познакомиться со многими людьми и в Китае, и в Европе, и в Америке, которые имели непосредственное отношение к истории Православной Церкви в Китае. Постепенно пришло понимание того, что и как нужно сделать, чтобы Православная Церковь в Китае не стала лишь случайным эпизодом в истории Поднебесной.

В свое время у меня была возможность поделиться своими мыслями со Святейшим Патриархом Кириллом, возглавлявшим тогда Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Тогда же сложилось и понимание, что особую роль в проекте возрождения Православной Церкви в Китае может сыграть Гонконг.

И наконец в 2003 году я получил благословение на воссоздание православной общины в Гонконге. При этом я продолжаю трудиться и в континентальном Китае, и на Тайване.

– А как зарождалась Православная миссия в Китае? И что она представляет собой сегодня?

– Православная миссия возникла в Китае в начале XVIII века. В те времена император Петр I активно стремился установить отношения с Китаем, хотя это было весьма непросто: Поднебесная всегда оставалась замкнутой страной. Предлогом для направления официальной миссии в Китай была забота о группе русских пленных албазинцев (албазинцы – потомки русских казаков-поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин; в конце XVII века острог был захвачен китайцами, а казаки в качестве пленных были доставлены в Пекин – Ред.). Это был первый шаг России в Китай. По-настоящему миссионерская работа в Поднебесной началась лишь в конце XIX века, хотя, к сожалению, события 1917 года в России ее существенно затормозили.

Сегодня Православной миссии в Китайской Народной Республике де-юре нет. Согласно китайским законам иностранные миссии не имеют права действовать на территории страны. Чтобы как-то обойти этот закон, в 50-х годах прошлого века Пекинская миссия была преобразована в Китайскую Православную Церковь, но она, увы, не пережила периода «культурной революции» и была фактически уничтожена.

Однако в некоторых местах остались верующие, сохранились храмы. И сегодня идет речь о том, как нормализовать церковную жизнь православных верующих. Правда, работа в этом направлении не может развиваться без поддержки извне и, прежде всего, Русской Православной Церкви. Я говорю о необходимости создания православной среды, развития православной культуры для утверждения Православия среди китайцев. В этом смысле такую задачу можно назвать по-настоящему миссионерской.

– Много ли в Китае православных верующих?

– Точной статистики нет, но если мы подразумеваем, что в КНР Православие исповедует русское этническое меньшинство, то можно говорить о 13 или даже 15 тысячах верующих. Хотя реальное число прихожан открытых храмов всего несколько сотен человек. Хотя сегодня среди ученых, студентов, китайцев-христиан наблюдается большой интерес к Православию. По моему мнению, в Китае не хватает православного слова о Христе.

Как я уже упоминал, в КНР существует запрет на миссионерскую деятельность иностранцев. Православная Церковь имеет легальный статус, но она не зарегистрирована как общенациональная Церковь в силу своей малочисленности, разобщенности и отсутствия клириков. Такое положение нельзя назвать нормальным, но эта проблема не отношения властей к Православию, а внутренней слабости самой Православной Церкви в Китае.

– Наверное, поэтому для возрождения Православной миссии был выбран именно Гонконг?

– Конечно. В Гонконге законы значительно отличаются от законов, действующих на остальной территории КНР. Здесь нет ограничения для религиозной деятельности иностранцев. Именно поэтому только в Гонконге мы как иностранцы можем официально вести религиозную деятельность. Вместе с тем Гонконг тесно связан с континентальным Китаем, и, благодаря этому, многие приезжают к нам для участия в богослужениях, для Крещения...

– А в других частях Китая Вы окормляете православных?

– Конечно, мы стараемся помочь наладить церковную жизнь во всех регионах Китая, занимаемся пастырским окормлением православных китайцев. Регулярно совершаем богослужения в общинах Шэньчжэня, Гуанчжоу, Даляня. Кроме того, регулярные богослужения совершаются русскими священниками на территории Российского посольства в Пекине и консульства в Шанхае. В Покровском храме Харбина служит китайский священник. Сегодня в Гуанчжоу и Шэньчжэне есть две общины, в которых по выходным дням богослужения совершаются в домовых храмах. Есть также храм в Тайбэе, где регулярно проходят службы. В открытых храмах в Синьцзяне и Внутренней Монголии богослужения совершаются мирским чином по воскресным дням и праздникам.

– Отец Дионисий, а что представляет собой Ваш православный храм в Гонконге?

– Это домовый храм в центре города на 12-м этаже одного из небоскребов. Форма домового храма типична для Китая, здесь подавляющее большинство храмов располагаются в небоскребах. Ведь в Гонконге самая дорогая в мире недвижимость. Скажем, 150 кв. метров, на которых располагается наш храм, можно арендовать за 4 000 долларов США в месяц. Покупка этого помещения будет стоить порядка двух миллионов. А уж приобретение участка земли и строительство храма обойдется в десятки миллионов долларов!

– Почему храм носит имя Святых апостолов Петра и Павла? И много ли у Вас прихожан?

– Именем Святых апостолов Петра и Павла храм был назван в 1934 году, когда он был открыт. Возобновляя его деятельность в 2003 году, мы решили не менять имя. Община нашего храма, примерно, несколько десятков человек. Из них, примерно, четверть прихожан – китайцы.

– Какими еще миссионерскими проектами Вы занимаетесь?

– Мы много делаем переводов вероучительной и богослужебной литературы. Это сложная работа, требующая высококвалифицированного труда. И стоит она немалых денег. К сожалению, все проекты по переводам финансируются только путем частных пожертвований. Поэтому я хотел бы попросить помощи у всех, кто прочтет нашу беседу на «Прихожанине». Без частных пожертвований, без помощи неравнодушных верующих мы не сможем сделать практически ничего. А ведь речь идет не только о том, чтобы сделать перевод на китайский, – его ведь надо облечь в какую-то определенную форму: книги, аудиозаписи, фильма, веб-страницы. Все это требует постоянных и серьезных расходов, без которых любые наши мысли о Православной миссии останутся лишь нереализованными проектами.

– Отец Дионисий, а каково отношение китайцев к Православию?

– Китайское общество сегодня переживает быстрый процесс трансформации, который сопровождается кризисными явлениями. На этом фоне многие в Китае интересуются вопросами веры.

Православие для китайцев нечто новое и малознакомое (по сравнению с католицизмом и протестантизмом). Именно в силу своей новизны оно имеет шанс на развитие. В Китае нет запрета на исповедание Православия, как ошибочно полагают многие. Проблема лишь в недостаточном объеме и ограниченной доступности материалов о православном вероучении, а также в невозможности для китайцев регулярно посещать храмы и богослужения. Тем не менее китайцы часто осознанно и охотно принимают Крещение в Православной Церкви.

– Почему Православная Церковь в Китае уступает протестантам и католикам по количеству верующих и храмов?

– Думаю, причина в том, что Православная Церковь в Китае никогда не получала от Церкви в России даже малой доли тех усилий, заботы, материальных и человеческих ресурсов, которые были приложены католиками и протестантами для развития их Церквей.

– Существуют ли какие-либо взаимоотношения между Православной Церковью и протестантскими и католическими общинами?

– Конечно. Ведь все мы здесь христиане в окружении постхристианского мира. А у всех христиан в Китае общие проблемы. Мы все живем в одном обществе, в довольно специфическом социуме, и нам важно знать любой опыт решения самых разных проблем. Именно поэтому многие католики и протестанты активно интересуются практикой духовной жизни Православной Церкви.

– Отец Дионисий, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье. Как им живется в Китае?

– Мы переехали в Гонконг в 2004 году. Это международный город, хоть он и китайский. До 1997 года он был колонией Великобритании, и, как шутят некоторые, сегодня он стал «колонией Китая». Здесь сложно адаптироваться любому иностранцу, но тем, кто любит и знает Китай, в Гонконге очень комфортно, потому что город дает возможность полноценно жить как в китайском формате жизни, так и в европейском.

Наши дети Иоанн и Константин закончили здесь школу и уехали учиться за границу. Старший – Иоанн – недавно вернулся и пока работает здесь.

Гонконг очень дорогой город для жизни. Поэтому моя супруга Кира, помимо пения на клиросе, все эти годы работает. Без ее ежедневной работы нам, пожалуй, было бы непросто выжить в Гонконге.

…За эти годы здесь случилось много такого, что я назвал бы чудом.

Расскажу вам лишь одну историю. Однажды мне написал человек из России. Он искал могилу своего родственника, участвовавшего в строительстве православного собора в честь Иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае в тот период, когда Шанхайским епископом был архиепископ Иоанн (Максимович).

Увы, в Шанхае во время войны и после, в период культурной революции, кладбищ практически не осталось. И было совершенно невозможно даже помыслить что-либо найти.

Через несколько дней после того разговора о шанхайском захоронении я прогуливался по старому англиканскому кладбищу в Гонконге, где нашли упокоение полторы сотни православных. И неожиданно мой взгляд упал на памятник одной из могил… К своему изумлению, я прочел фамилию и имя того человека, чье захоронение искали в Шанхае. Его родные в Москве даже не догадывались, что их родственник провел немалую часть жизни в Гонконге, где и был похоронен. Это ли не чудо?!

Вообще вся наша жизнь в Китае – это во многом «победа веры над разумом». За 14 лет жизни здесь я повидал так много поразительного, что даже начал вести дневник. Он будет опубликован на русском и китайском в нашем издательстве «China Orthodox Press» под названием «Гонконгская тетрадь». Надеюсь, читателям будут интересны мои рассказы о повседневной жизни православного прихода в Гонконге и памятные события, с которыми столкнулись православные в Поднебесной.

Желающие поддержать Православную миссию в Китае и миссионерскую деятельность настоятеля храма Святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева могут внести свои пожертвования на номер 41001163162432 в платежной системе Yandex.Money или на расчетный счет, который можно посмотреть здесь.

Подготовил Петр Селинов

О жизни христиан в Китае читайте также материал Алексея Маслова: Легко ли быть христианином в Китае?