Не надо мудрить в церкви

В скиту во имя Божией Матери «Всецарица», который является подворьем Данилова ставропигиального мужского монастыря  и находится в деревне Нововолково Рузского района Московской области, вот уже почти год проводятся регулярные богослужения, восстанавливается храм Всемилостивого Спаса. В начале апреля этого года сюда, на подворье, был доставлен чудотворный образ Богородицы «Всецарица», написанный специально для скита с иконы, находящейся на Святой Горе Афон. А 12 августа братия во главе со строителем скита иеромонахом Михеем (Гулевским) торжественно встречала ковчег с мощами адмирала Российского флота святого праведного Феодора Ушакова. Все эти события побудили корреспондента «Прихожанина» отправиться в Рузский район, чтобы побеседовать с отцом Михеем.

Отец Михей, прежде всего расскажите, пожалуйста, что такое скит? Чем он отличается от монастыря?

Скит – место более уединенное, чем монастырь. Ведь Господь познается в тишине. Взять, к примеру, наш Данилов монастырь. Людей, прихожан там всякий час тьма тьмущая, монаху просто спрятаться негде, а ведь монах постоянно стремится к уединению. Скит в этом смысле – место просто идеальное: сюда может приехать насельник нашей обители, чтобы помолиться в тишине.

Конечно, пока еще мы только строимся. И наш устав находится в процессе формирования, но уже сейчас понятно, что скит будет жить по уставу, похожему на Афонский, территория будет закрыта для женщин. В настоящее время у нас сложился определенный ритм жизни, службы начинаются не в 07.00, а раньше – в 04.30 утра.

Землю под скит – 10 гектаров – нам пожертвовали благотворители. Еще до кризиса планировалось построить рядом с нами детский лагерь, чтобы дети могли туда приезжать, молиться, духом укрепляться. Но не сложилось. Тогда отец наместник стал молиться, чтобы Бог подсказал, что нам делать с этой землей. И Господь вразумил батюшку построить здесь скит «Всецарицы». Год назад мы получили благословение и начали строительство. Если Бог даст, скоро скит будет готов. И тогда люди будут собираться возле святыни, а монахи – молиться и поддерживать людей духовно.

Некоторые люди считают, что монахом быть просто: забот никаких, только молитва и послушание духовнику. Хотя на самом деле это путь очень узкий и трудный. С какими сложностями чаще всего сталкиваются монахи? Бывает такое, что хочется все бросить?

Человек, приходя в монастырь, не сразу становится монахом. Первые несколько лет он – послушник: сам смотрит на других монахов, на него смотрят. И только когда становится понятным, что он может нести послушания и тверд в своем решении служить Богу, принимает монашество.

Монах – это слуга Бога, воин Христов. Клобук – это шлем спасения, четки – меч духовный, который посекает нечистых духов. Это – оружие против диавола: ведь на тех, кто вооружается сильней, нечистые духи и нападают активнее.

Во время любых гонений первыми убивают священников и монахов – тех, кто стоит за веру. Как открылось по воле Господа одному старцу, за мирянином ходят один-два беса, за священником – десять, а за монахом – целая свора. Когда Антоний Великий подвизался в пустыни, люди видели молнии, слышали раскаты грома, черные тучи. Это шли полки демонов на него, а он их молитвой и смирением прогонял. Чем больше монах подвизается, тем больше на него по попущению Божию ополчаются демоны. Так проверяется монашеская твердость в вере. Конечно, диавол постоянно смущает монаха, будут и уныние, и отчаяние… Но для этого у нас есть духовники, которые помогают не пасть духом. Поэтому монахи часто исповедуются. Они не носят в себе мысль неделю-две-три, а сразу ее исповедуют – иначе можно заплутать.

Монахов часто воспринимают людьми угрюмыми, мрачными. Впечатление усиливают их черные одеяния. А есть ли в монастыре место каким-то радостям?

Черное одеяние – это одежда покаяния и смирения. Просто у современных людей, живущих в странном, порой виртуальном мире, в голове все перевернуто. У них неправильные ассоциации. Черный цвет – это вовсе не цвет печали. Это нормальный цвет. Его любят жители Греции, люди, живущие на Кавказе.

А радость… Когда человек подвизается в смирении, когда он свою душу очищает покаянием, тогда Господь дает ему такие радости, что трудно описать словами. Это надо испытать самому, но такое состояние человек, живущий в миру, редко когда может почувствовать.

Монахи вовсе не угрюмые и мрачные, как кому-то может показаться. Они сосредоточены. Ведь монахам приходится постоянно вести трудную и напряженную внутреннюю борьбу. И радость эта борьба приносит внутреннюю, но такую, что ни с какой другой она не сравнится. Если душа хоть раз эту радость познает, она всегда ее будет искать.

Батюшка, полгода назад к вам в скит привезли чудотворную икону Божией Матери «Всецарица». Расскажите о ней, пожалуйста.

 Да, по милости Божией мы теперь имеем эту святыню. Она была написана на Афоне в монастыре Ватопед, где находится сам чудотворный образ «Всецарица». С него делают списки, которые потом расходятся по всему миру. Наша икона по размеру больше, чем оригинал. Монахи писали ее для нас три года, писали с молитвой, постом, в послушании, как говорил игумен Ефрем. И вот результат: душа хочет молиться на этот образ. Когда икона написано правильно, с глубокой молитвой, душа всегда отзывается, тянется к такому образу.

И мы уже имеем свидетельства ее помощи верующим. Люди исцеляются от раковых болезней. Мы знаем уже пять таких случаев. Одна женщина, у которой был рак щитовидной железы, получила помощь. Она сначала молилась «Всецарице», когда образ находился в Даниловом монастыре, потом стала приезжать к нам. И исцелилась. А недавно приходил мужчина, который поделился радостью: у него тоже исчезла злокачественная опухоль после молитв у иконы в нашем скиту. Постепенно люди узнают об этой святыне и едут к нам из Москвы, Московской области. И Слава Богу!

Отец Михей, откуда возникла подобная «специализация» икон? Одна помогает в работе, другая – при болезни глаз, третья – в чадородии…

По опыту. И тому, каким было первое свидетельство от иконы. Например, еще в XVII веке был описан такой случай: какой-то странный юноша пришел на Афон и стал молиться перед иконой «Всецарица». Через мгновение от нее блеснула молния и юношу отбросило в сторону. Когда он пришел в себя, то сразу стал каяться в том, что занимается колдовством и к иконе пришел лишь для того, чтобы проверить силу своих колдовских знаний. Но ему был явно показано, что Господь и Богородица сильнее. В итоге юноша остался в этом монастыре и стал монахом. Позже заметили, что люди с онкозаболеваниями получали помощь по молитвам перед этим образом… Так и пошло.

От «Всецарицы» люди получают помощь и в житейских нуждах. К нам за благословением приезжала наша женская сборная по водному поло, и в итоге они завоевали третье место на Олимпиаде, хотя 16 лет вообще никаких наград не завоевывали. А вот пришли к нам, помолились, и Матерь Божия помогла им. А мужчины не захотели молиться, так они даже не попали на Олимпиаду.

Все святые помогают. И Даниил Московский, и Николай Чудотворец. Господь всем им за их подвиги дал дары чудотворения. Но есть особо почитаемые святые. Разделяют же иконы по разным специализациям – «эта икона от глаз, эта – от болезней ног, эта – от головы» – в основном, люди малоцерковные, не понимающие всей глубины нашей веры.

Все наши беды не от политики или экономики, а от того, что мы от Бога удаляемся. Богатая страна, всё имеем, а живем всё хуже. Почему так? Потому что не благодарим Бога, живем, забывая о своей бессметной душе.

И всё же: часто даже среди людей воцерковленных можно услышать такие слова: «Это сильная икона». Получается, есть «сильные», а есть «не очень»?

Любой образ Божий, Божией Матери, святых, которому мы молимся, всегда подает нам помощь, может, просто не так явно. Бывают, конечно, святыни, от которых явно изливаются чудеса.

Во многом это зависит от того, как была написана икона. Ведь порой как бывает: жил простой художник, который вдруг взялся рисовать иконы. Возможно, он подумал: «Я талантливый, я смогу». Для него это вопрос самореализации, по сути, он себя рисует. Вот с таких икон могут смотреть бесы, потому что такие иконы писали люди нецерковные.

Писать образ надо с глубокой молитвой, постом. Когда Андрей Рублев писал свою «Троицу», с ним весь монастырь молился. От молитвенного труда иконописца во многом зависит, насколько образ помогает людям. Ну и, конечно, «по вере вашей». Многое зависит от того, с какой верой мы приходим к иконе.

Не так давно в ваш скит привозили мощи святого Феодора Ушакова. Что связывает скит во имя Божией Матери «Всецарица» и прославленного адмирала? Почему именно к вам привезли ковчег?

Это не иначе, как ходатайство Матери Божией. Я сам очень почитаю святого Феодора Ушакова, у меня в келии есть его икона. Рядом с нашим скитом живет вице-адмирал, начальник кадетского корпуса, который участвовал в перенесении мощей Феодора Ушакова. Здесь же неподалеку находится и дача председателя Союза писателей России Ганичева, который написал книгу об Ушакове. Они с вице-адмиралом ездили на крестный ход из Петербурга в Воронеж и у нас делали остановку на ночь, попросили разрешения оставить ковчег с мощами в храме. Мы подумали: как же такая святыня будет просто так стоять! – и открыли ночью храм. Люди приходили поклониться мощам святого. Всю ночь шли. Так вот утешились: и мы, и народ.

Говоря о Феодоре Ушакове, хочется вспомнить и других великих воинов: Александра Невского, Димитрия Донского, Александра Суворова. Это люди праведной, даже святой жизни и при этом воины. Разве можно сохранить кротость, смирение, любовь к врагам на поле брани? А как же слова про «другую щеку»?

Щеку надо подставлять, когда оскорбили лично тебя. И это касается каждого из нас. Оскорбили – смиряйся. А когда обижают твоих ближних, когда несут зло, уничтожают семьи, государства – этому нужно противиться.

В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, аще кто положит душу за други своя». Таков воинский дух: воины полагают свою душу, погибают за других и за свое Отечество. При этом в своей частной жизни они вполне могут жить христианской жизнью. Александр Суворов пел на клиросе, акафист составил. Тот же Феодор Ушаков – с ним всегда была походная церковь, он не женился, жил целомудренно, всегда уповал на Господа, и Бог его не посрамлял – адмирал Ушаков не проиграл ни одного сражения.

В благочестии был воспитан и Александр Невский, как и его сын Даниил. А что происходит с воспитанием детей сегодня? Языки, гимнастика… Певицами хотим сделать своих детей, а об их душе не думаем.

Отец Михей, а как сегодня удержать детей от соблазнов и воспитать христианами? Дома рассказываешь ему про церковь, про Бога, про веру, а потом он выходит на улицу, где всё с ног на голову…

Ближе всего человеку семья. Если мы говорим ребенку о Боге, то и сами должны не отставать. А то разговоров много, а живых примеров нет. А потом мы удивляемся: ну как же так? мы же его учили, мы же рассказывали, почему же всё как горох о стену? А разве примеры кротости, смирения, покорности были у него перед глазами? Нет. Только если мы сами живем в Боге, дети, действительно, назидаются.

Прежде всего надо жить учить по правде Божией, почитать старших, слушаться родителей… А сейчас родители из детей уродов делают, облизывают их: «Ой, деточка, на тебе то, на тебе это»; компьютеры эти постоянно, вот у детей голову и сносит… Какое уж воспитание, какая молитва?! Детьми надо заниматься, с ними надо молиться, о Боге им рассказывать, правде учить, тогда и будет толк. Надо не унывать, не отчаиваться, а жить жизнью Церкви. А то часто слышишь: «Нам некогда в церковь сходить, времени нет». Все это бесовские вещи. Как будто мы здесь вечны? Но это же не так.

Отец Михей, что бы Вы хотели сказать посетителям и прихожанам монастыря?

Главное – не надо мудрить в церкви. Все, что нам нужно для спасения, как себя вести, как Богу молиться, – всё это есть, апостолы всё это давно рассказали по наитию Духа Святого и наущению своего Учителя Господа нашего Иисуса Христа. А люди приходят, что-то где-то услышали, и начинаются всякие придумки. «Я хочу глазом приложится, я – ухом, а у меня особая молитва, а у него вот свечки особые». Всё это полуязычество. И я хочу сказать: не надо этого мудрования. А то потом от этого возникают все эти нападки на Церковь и Патриарха. Все эти нападки, как правило, от людей, которые не знают Церковь, и веру свою не знают, и заражены гордостью. А ведь сила Церкви в единстве. Поэтому мы должны хранить единство, а не мудрить.

Беседовала Ольга Зиненко


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить