Всемирная паутина: ловушка или благо?

Протоиерей Андрей Овчинников

Как любят говорить философы, по любому вопросу может быть как минимум два мнения. Даже если речь идет о вещах, казалось бы, совсем бесспорных. Казалось, в последнее время появилась масса новых технологичных вещей, которые не только облегчают нашу жизнь, но и делают ее более интересной. Взять хотя бы интернет, знаменитую всемирную паутину, которая охватила собою всю Землю и превратила нашу жизнь в увлекательное действие. В интернете люди знакомятся, узнают новости, играют в компьютерные игры, скачивают фильмы и музыку, читают книги, переписываются с друзьями, общаются в социальных сетях… Казалось бы, фантастические преимущества, которые сегодня предлагает пользователю интернет, оспорить трудно. И тем не менее...

Если в светском мире интернет не вызывает неприятия, то в православной среде отношение к нему двойственное. Одни считают подарком, которым не стоит пренебрегать, и даже спорить на эту тему бессмысленно. Ведь недаром сегодня почти все храмы и монастыри имеют свои сайты, и даже Святейший Патриарх Кирилл завел страничку в социальной сети «ВКонтакте». В то же время немало православных верующих негативно относится к любым электронным средствам передачи информации, а всемирную паутину считают ловушкой дьявола, в которую так легко попасть людям нестойким. Эти верующие порой весьма активно выступают против интернета. Нередко можно увидеть фотографии, сделанные в разных уголках России, на которых прихожане вместе со своим батюшкой проводят молебны за запрет интернета и любых электронных средств информации.

«Прихожанин» решил узнать мнение некоторых священников по этому вопросу. Первым согласился побеседовать с нами на эту тему клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерей Андрей Овчинников.

Отец Андрей, как Вы считаете, электронные средства информации, которыми мы сегодня пользуемся, в частности интернет, – это зло или благо?

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, надо сначала ответить на другой вопрос: что есть зло? Для православного христианина, который ответы на свои вопросы пытается почерпнуть из Слова Божия и церковной литературы, ответ звучит так: единственным злом на Земле является грех как поступок, нарушающий ту или иную заповедь Божию.

Если рассматривать проблему интернета через эту призму, тогда можно сделать простой вывод: если через интернет людей склоняют ко греху, в этом случае интернет является злом, а если интернетом пользуются и не стремятся грешить, то какое же это зло? Помимо интернета, можно сказать, что не является злом алкоголь, красивые женщины или мужчины, острый нож, спички… Как Вы понимаете, список можно продолжать. Любая вещь как таковая не является злом, но, если она попадает в плохие руки, если злая воля направляет эту вещь, эти изобретения, новшества на совершение греха, вот тогда можно говорить, что в данном случае эта вещь используется во зло.

Мы живем в уникальное время. Вторая половина XX века и начало XXI – это скачок в развитии новых технологий, особенно компьютерных. Человек, который сегодня попал под власть греха и подвержен многим страстям, сильно отличается от своего собрата, который жил, скажем, в I–X веках. В нашей жизни появилось немало новых вещей, предметов, изобретений, которые не так просто оценить.

Почему трудно оценить?

Потому что об этом ничего не писали те духовные авторитеты, которых мы в Церкви почитаем и которых мы называем своими учителями. Я имею в виду святых Отцов. Поэтому мы вынуждены сами пытаться разобраться в том, что есть зло и что есть добро применительно к тем новшествам, которыми мы сегодня пользуемся.

Понятно, что интернет способен осквернить миллионы людей, ведь в этой всемирной информационной паутине есть миллионы сайтов, посвященных порнографии, и миллионы людей на планете не могут удержаться, чтобы не посещать их. Зло ли в этом случае интернет? Зло!

Слышал также, что существуют сайты самоубийц. Это тоже зло. Посредством интернета общаются друг с другом террористы и боевики, которые сеют смерть и зло в нашем мире. И в этом случае интернет становится проводником зла.

А что доброго несет интернет? Тоже немало. Люди, которые ездят на машинах, благодаря интернету пользуются навигацией и легко могут проложить удобный маршрут до нужной точки. Посредством интернета удобно делать покупки, заказывать билеты, прокладывать карты будущих путешествий. Не стоит забывать, что интернет сегодня – это самый удобный и быстрый способ получения информации, ответа на, практически, любой вопрос. Через интернет человек может узнать всё: как завязывать галстук, шнуровать ботинки, готовить пудинг…

И наша Церковь тоже сегодня использует интернет, пытаясь в этом виртуальном мире проповедовать, говорить о спасении и о Христе. Через интернет можно рассказывать о духовных ценностях, можно призывать людей строить храмы, можно собирать деньги на лечение больных детей… А можно посредством интернета разрушить семью, увлечься такими страшными пороками, как наркомания и блуд, пьянство и сексуальные извращения. Интернет может помочь человеку решить проблемы, а может привести его ко греху.

И как человеку в интернете не оступиться?

Как священник могу сказать, что, заходя в интернет, нужно, прежде всего, помолиться и осенить себя крестным знамением. Кроме того, пребывание в интернете надо воспринимать как движение по минному полю или болоту. Все знают, что есть узкая проторенная дорожка, которой надо следовать. Шаг влево, шаг вправо – и человеку грозит неминуемая гибель. Заходя в интернет, мы не должны по нему бессмысленно блуждать. Ведь интернет, как и дьявол, завлекает нас множеством боковых окошек, куда человеку нестойкому так и хочется пролезть.

Нужно четко понимать, что ты хочешь найти в интернете. Заказать продукты в магазине «Утконос»? Иди конкретно на их сайт. Нужны билеты на самолеты? Открывай соответствующий сайт и заказывай билеты. Хочешь узнать последние новости? Заходи на проверенный новостной портал и читай. Но беда ведь и состоит в том, что в интернете мы проводим часы и дни, блуждая по сотням самых разных сайтов и получая либо ненужную, либо весьма опасную информацию.

Еще хочу сказать о страшном, колоссально страшном вреде компьютерных игр, которыми заполнен интернет. Эти игры не просто съедают человеческое время – нередко они приводят к страшным последствиям. И потом мы узнаем о младенцах, которые замерзли зимой на балконе в то время, когда их родители в течение нескольких часов тупо играли в компьютерные игры. Или о детях, которые убили своих родителей за то, что они запрещали им играть.

Отдельная проблема – социальные сети. Их тоже нельзя оценить как-то однозначно. Что касается моей семьи, мы стараемся своих детей из социальных сетей всячески вытаскивать. Другое дело, что сейчас многие школьники, используя социальные сети, сообща в онлайн-режиме делают уроки. К примеру, мои дети учатся в физико-математической школе и очень трудные олимпиадные задачи решают именно таким способом – сообща через социальную сеть «ВКонтакте». По-другому просто не получится. Кроме того, во многих школах сегодня используются электронные журналы, и учителя задают задания на дом через интернет.

Какой можно сделать из этого вывод? Сегодня нашу жизнь без интернета представить себе невозможно. Практически, каждый храм имеет свой сайт. Но, повторюсь, нельзя из-за интернета терять голову. Каждый верующий должен понимать, что поврежденная грехом воля удобнопреклонна к той информации, которая заполнила собой всемирную паутину. Интернет нужно воспринимать как способ укрепления воли. Я захожу во всемирную сеть, потому что мне нужна какая-то определенная информация. Я узнаю ее и выхожу из интернета.

Отец Андрей, можно ли сравнить интернет с его бесконечными ресурсами, с его знаменитой «Википедией» с тем древом познания, от которого Господь пытался удержать Адама и Еву?

Когда мы говорим о процессе познания, то хорошо бы добавлять в первую часть – богопознания. Говорить о том, что интернет помогает нам в процессе богопознания, нельзя. Это очень большая натяжка. Хотя в сети есть немало полезных библиотек, где можно найти и Святое Писание, и творения святых Отцов, и замечательные проповеди. Я сам часто пользуюсь этими ресурсами. Но богопознание должно все же идти через храм Божий, через Церковь, а не через интернет.

Можно отметить еще одну печальную особенность интернета – он вытесняет из нашей жизни книгу, как раньше ее вытесняли телевизор и кинематограф. Я уже 40 лет езжу на метро. И все это время в дороге я читал и читаю книги. Раньше из 6 человек, сидевших напротив, один дремал, остальные читали книги. Сейчас все пятеро играют в компьютерные игры на смартфонах или переписываются с друзьями в социальной сети.

Ну почему же! Есть же электронные книги.

Вы правы, есть, но читающих людей видно значительно меньше, чем раньше. Сам я электронные книги не люблю. Я консерватор. Я привык книгу держать в руках, перелистывать страницы, смотреть в нее. И своих детей к этому приучаю. Электронная книга должна использоваться, на мой взгляд, скорее, как исключение, нежели как правило. Когда, к примеру, отправляешься в отпуск и с собой просто физически невозможно взять 5–10 книг.

Что же касается вашего сравнения интернета с древом познания, то, на мой взгляд, существует определенное обольщение, что через всемирную паутину активные пользователи смогут обогатиться познаниями. Это иллюзия. Никакого большого серьезного, а уж тем более духовного труда, люди в интернете не совершают.

Достоинство интернета состоит в том, что в нем очень много информации. Трудно даже представить себе, сколько нужно иметь книжных шкафов, чтобы собрать все книги, в которых была бы изложена та информация, которая наполняет «Википедию». А тут так удобно: включай компьютер, задавай вопрос и получай уже готовую информацию.

Но, повторюсь, это ложная легкость. Потому что человек может не удержаться и зайти на очень опасные сайты, соскочить с которых ему потом будет очень трудно. И какая-нибудь неверно поданная информация может привести к очень губительным последствиям.

Сейчас многих беспокоит тема детского суицида. Это страшная тема. Недавно на исповедь ко мне пришел человек, у которого внучка в 14 лет на глазах у всей семьи выбросилась с 10 этажа. Видимо, подросток начал с кем-то в социальной сети обсуждать свои чувства, которые были либо непоняты, либо их просто растоптали (ведь в социальных сетях люди зачастую не следят за своей речью). В итоге подростковая драма, неразделенная любовь привела к страшной трагедии.

Особенно грустно, что сегодня интернет, социальные сети вытесняют из жизни наших близких, наших родных. Мне нередко приходится слышать рассказы пожилых людей о том, как к ним раз в месяц приходит дочка (или сын) с внуком (внучкой). И как пришедшие первые 10 минут пью чай, а потом молодое поколение утыкается в свои планшеты, вполуха слушая бабушку.

Разве можно с этим что-то поделать? Таково наше время. Вы думаете, этому можно что-то противопоставить?

Только живое общение. Всем этим планшетам, смартфонам, интернету родители должны противопоставлять свое живое общение, прививать его ценность. Какими будут дети у взрослых людей, подсевших на интернет? Ребенок видит, что мама с папой все свое свободное время проводят у экрана, и эту форму общения малыш воспримет как образец, как единственную форму отношений в семье. Должно быть живое общение родных: за ужином, за обедом. Важно побыть в кругу семьи, вместе во что-то поиграть, обсудить прочитанную книгу, просмотренный фильм. Не должен интернет вытеснять живое общение в семье.

Отец Андрей, Вы меня простите, но это не из разряда иллюзий? Как родители могут увлечь ребенка, когда те же интернет-игры для них более притягательны?

Что касается компьютерных игр, тут, по моему мнению, не может быть полярных мнений. Это – однозначное зло. А тем, кто этого не понимает, я могу только посочувствовать. И я считаю, что в каждой семье, где родители желают добра своим детям, на компьютере должны стоять соответствующие фильтры. В нашей семье компьютерным играм объявлена война. Я поддерживаю интернет как источник полезной информации, но однозначно против компьютерных игр. У нас в семье много самых разных современных настольных игр: «Dixit», «Jungle speed». Замечательные игры, в которые могут играть 6–8 участников в течение часа. Есть и обычные «Эрудит», шахматы-шашки. Играть надо в живые игры, а не компьютерные.

А бороться с интернет-играми надо не тогда, когда ребенок уже стал активным пользователем. Это бесполезно. В этом случае вытащить его, практически, невозможно. Он становится похожим на алкоголика или наркомана. Интернет-зависимый ребенок не в состоянии контролировать свои поступки. И в этом случае родителям уже бессмысленно его ругать, что-то ему запрещать, он не в состоянии справиться со своей интернет-одержимостью. Страшные случаи, про которые писали в прессе, когда подростки, которым родители вдруг запрещали играть в компьютерные игры, кончали жизнь самоубийством или убивали своих родителей, доказывают, что в подобных запущенных случаях родительский запрет уже не может спасти ребенка. Его надо лечить.

Никакой ребенок после интернет-игры не сядет за книжку, не займется творчеством, не будет рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах, я уж не говорю про молитву. Попробуйте предложить ребенку помолиться, когда он играет в интернете. Не получится. Просто родители должны делать соответствующие выводы и с раннего детства запрещать своему ребенку играть в компьютерные игры.

Детская психика не должна принадлежать интернету. Детям нужно заниматься спортом и творчеством: рисовать, лепить, танцевать, бегать, прыгать, кричать, шуметь, но не сидеть, уткнувшись в экран компьютера. Я уж даже не говорю о физическом вреде: испорченных глазах от постоянного смотрения, больной спине, вялых ногах от сидения.

Детьми надо постоянно заниматься! Сегодня в каждом городе есть спортивные секции, бассейны. Ужасно, когда мама с папой находятся на работе, а ребенок один приходит в пустую квартиру и на 5–6 часов с головой погружается в компьютер. С этим родители должны бороться, бороться вовремя, сообща и конструктивно.

Но это порой бывает непросто. Время сейчас сложное, кризисное. Многие взрослые вынуждены работать с утра до позднего вечера. А ведь еще бывают неполные семьи, где маме, которая пришла с работы, нужно успеть и ужин приготовить, и всякие хозяйственные дела переделать. Вот она и сажает малыша либо к телевизору смотреть мультики, либо дает ему планшет с видеоигрой – лишь бы он не отвлекал ее от дел.

Дети – проект долгосрочный и стратегически важный для жизни всей семьи. И нельзя браться за рождение и воспитание детей, если люди попросту не знают, в чем состоит воспитание. Печально, что современные взрослые люди рожают детей, а потом попросту не знают, что с ними делать, как их воспитывать. Вы упомянули неполные семьи… Ко мне нередко приходят одинокие мамочки и говорят: «Мужа нет. Как мне воспитывать ребенка?» И зачем мне морочить ей голову. Я считаю, что в неполной семье правильного воспитания не получится. Исключения, конечно, бывают, но общее правило таково: в неполной семье правильно воспитать ребенка нельзя. Кроме того, в неполной семье ребенок, как правило, один, у него нет ни братьев, ни сестер. Ну куда это годится?! Получается, что у него нет семьи как таковой. И как вы хотите его воспитывать?

Вот и получается, что сначала такому ребенку мама включает мультики на компьютере, лишь бы он туда пялился и ел кашу. Потом, когда он повзрослеет, ему дают планшет с играми, чтобы не мешал маме заниматься ее делами. Всё это грубейшее нарушение системы воспитания.

Отец Андрей, последний вопрос: как Вы считаете, должна ли Русская Православная Церковь более активно использовать интернет, социальные сети для привлечения молодежи, для построения новых взаимоотношений с современными подростками?

Не надо забывать, что Церковь – это достаточно консервативный институт, и в нем пока, слава Богу, всё остается без изменений. По-прежнему духовным центром является храм или монастырь. Там мы слышим Священное Писание и проповеди, там мы сообща участвуем в богослужениях и Таинствах. Для проповеди в социальных сетях нужны особые способности. Они есть далеко не у всех. Хотя у нас есть православные блоггеры. Возможно, такие люди и должны через интернет вести диалог с молодежью. И все же мне очень жаль, что современная молодежь так подсела на эти сети. Жаль, что ушло старое поколение духовников, пастырей, священников, которые могли бы помочь нам разобраться в этой проблеме, оценить, насколько людям полезно общение в виртуальном пространстве.

Отец Андрей, признаюсь, Вы не очень-то консервативны. Недавно мне довелось видеть фотографии одного молебна, направленного против электронных средств информации, против интернета. Батюшка с крестом и молящиеся старушки на коленях в снегу…

Бывает, что люди заблуждаются. Отдельные священники, как и отдельный храм, не являются Церковью. Я не знаю, что могло сподвигнуть этого священника провести молебен против интернета. Заблуждения или ревность не по разуму. Возможно, этому батюшке надо немножко одуматься. В любом случае мнение такого священника – это только его личное мнение. И здесь мы можем с вами вернуться к тому, с чего начали наш разговор: говоря об интернете и любых электронных средствах передачи информации, надо понимать, что есть зло, а что злом не является. Вспомните, как бессмысленно в советское время под видом антиалкогольной кампании вырубали виноградники. Разве так надо бороться с пьянством? И если в интернете есть что-то полезное, то зачем нам, верующим, от этого отказываться?