Все народы едины для Бога

Игумен Иннокентий (Ольховой) продолжает отвечать на вопросы, которые читатели присылают в редакцию «Прихожанина». Вопросы приходят самые разные. К примеру, почему мы крестимся справа налево, а католики – наоборот? Почему женщинам не разрешается ступать на Святую Гору Афон? Наказал ли Господь Пилата и первосвященника Каиафу, отправивших Спасителя на мученическую смерть? Все вопросы, адресованные игумену Иннокентию, мы собираем, а потом передаем ему. Помните: ни один ваш вопрос не останется без ответа.

«Прихожанин»: Почему православные крестятся справа налево, а католики – слева направо?

Отец Иннокентий: Традиции изображения крестного знамения менялись с течением времени в православном мире, что было обусловлено, в основном, внешними, историческими причинами. Православная Церковь никогда не определяла ту или иную форму крестного знамения как догмат. У крестного знамения нет и точной даты возникновения. Мы не знаем, кто и когда впервые стал осенять себя и других крестом. Кстати, апостолы могли вообще никак не креститься. В апостольские времена особое значение имел другой символ – знак рыбы. Знак «Ихтис» (в переводе – «рыба») первые христиане использовали как аббревиатуру «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». По нему последователи Христа отличали своих от чужих. Первые упоминания о крестном знамении у церковных писателей свидетельствуют о том, что первоначально крестились лишь одним перстом и осеняли им только лоб. Потом, с появлением ереси монофизитства, православные стали употреблять уже «широкое» двоеперстие в знак приверженности догмату о двух природах Христа, Божественной и человеческой, в отличие от монофизитов, утверждавших, что у Христа была лишь одна природа – Божественная. Затем, приблизительно, к концу XIII в. Греческая Церковь перешла на современное троеперстие, как наиболее полно выражающее догмат о Святой Троице.

В том, как именно креститься, нет какой-то особой догматики. И для спасения души это принципиального значения не имеет. Разве не может спастись человек, который не имеет обеих рук и по этой причине не могущий перекреститься? Конечно, может! Все зависит от того, как он живет. Или если вдруг человек по забывчивости или незнанию перекрестится не справа налево, а наоборот, – ничего страшного не произойдет. Разве спасение заключается лишь в том, что Вы тремя перстами совершаете крестное знамение справа налево? Нет, конечно же! Но мы твердо и бережно храним наши церковные установления, освященные Духом Святым.

* * *

«Прихожанин»: Существуют ли исторические сведения о том, покарал ли Господь первосвященника Каиафу и Понтия Пилата, которые обрекли Иисуса Христа на крестную смерть?

Отец Иннокентий: Из исторических источников известно, что вскоре после распятия Христа Понтий Пилат покинул Иудею и уехал в Рим, а там покончил с собой. Почему он так поступил, мы не знаем. Но, резонно полагать, не от хорошей жизни. Ведь на его совести лежал страшный груз за тот грех, что он совершил. Неизвестно также, раскаялся ли он перед смертью или нет.

Что стало с первосвященником Каиафой, неизвестно. Но так ли уж важно знать, что стало с ним при жизни? Каиафа был богоборцем. А раз так, то вряд ли и после смерти его могло ожидать что-то хорошее.

Кстати, многие люди почему-то считают, что Божия кара должна настигать преступников и злодеев здесь, на земле. Меж тем многие плохие люди часто продолжают «жить и не тужить». Почему так? Возможно, потому, что Господь ждет от них покаяния. Он дает им шанс раскаяться. Они могут этим шансом воспользоваться, а могут и пренебречь. И вот тогда уже их ждет наказание после смерти. Если же Бог начнет наказывать всех злодеев уже здесь, на земле, то Он не получит от них добровольного, невынужденного покаяния.

* * *

«Прихожанин»: Почему женщинам не разрешается посещать Афон?

Отец Иннокентий: Святая Гора Афон – место особое. Это отдельная монашеская страна со своим многовековым укладом. Здесь находится 20 монастырей, 12 скитов и 800 отшельнических келий. Ничто не должно нарушать монашеского молитвенного уединения.

Кроме того, Афон считается земным уделом Матери Божией, данным Ей Ее Сыном Иисусом Христом. Согласно церковному преданию, в 44 году от Рождества Христова Пресвятая Богородица вместе с апостолом евангелистом Иоанном отправилась на корабле в плавание, чтобы навестить праведного четырехдневного Лазаря, который жил тогда на Кипре. Сильный ветер направил их корабль к Афонской горе. В то время место это было нехристианское – там находились идолы, посвященные Аполлону. И вот когда Матерь Божия ступила на афонский берег, все идолы возопили: «Люди, обольщенные Аполлоном! Ступайте в Климентову пристань и примите Марию, Матерь Великого Бога Иисуса». Изумленные жители кинулись на пристань, где с почтением приняли Богородицу. Матерь Божия благовестила им Евангельское учение, совершила на Афоне немало чудес и, покидая Святую Гору, сказала: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим! Да пребудет благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и благословением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Все нужное для земной жизни будут они иметь в изобилии с малым трудом; уготована им будет Небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу».

И поскольку Святая Гора Афон стала земным уделом Пресвятой Богородицы, то по Ее завету другим женщинам вход сюда закрыт. Спустя три с половиной столетия на Святую Гору Афон отправилась царица Плакидия, дочь последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого. Она хотела увидеть и саму Святую гору, и восстановленный по приказу ее отца Ватопедский монастырь. Но едва царица вошла в Благовещенский храм монастыря, как услышала голос (он шел от иконы Божией Матери, впоследствии названной «Предвозвестительницей»), который повелел Плакидии немедленно покинуть пределы Святой Горы.

Кстати, в наши дни, по греческим законам женщине, нарушившей афонский уклад и ступившей на берег Святой Горы, грозит тюремное заключение до одного года.

* * *

«Прихожанин»: Почему только иудеев Господь назвал богоизбранным народом? И можно ли отсюда сделать вывод, что другие народы не столь любимы Богом?

Отец Иннокентий: До пришествия в мир Христа иудеи действительно считались богоизбранным народом. Именно иудеям Господь открыл веру в Единого Бога, чтобы они не уклонялись в язычество. Иудеям Бог помогал на протяжении сотен веков, защищал от врагов, давал пророков, обличал за грехи, наставлял и направлял.

И изначально Христос пришел именно к иудеям, к Своему богоизбранному народу, чтобы им первым принести слово Нового завета. Помните разговор Христа с хананеянкой, который приводится в Евангелии от Матфея? «И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне. Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросать псам. Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15, 22–28).

Но что произошло, когда в мир пришел Иисус Христос, Сын Божий? Иудеи не приняли Его. Они отвергли Спасителя рода человеческого и предали мученической казни на Кресте. И после этого перестали быть богоизбранным народом. С этого момента все народы стали едины для Бога. И как сказано в Послании апостола Павла к Колосянам, «теперь нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). Когда иудеи не приняли Христа, Он сказал, что теперь Его народ – люди, которые в Него верят и следуют Его Заветам.

* * *

«Прихожанин»: Почему только православные люди чтят иконы? Почему икон нет у католиков и протестантов?

Отец Иннокентий: Читатель «Прихожанина», задавший этот вопрос, не совсем прав: у католиков есть иконы, и они с удовольствием украшают иконами свои храмы. Есть у них даже чудотворные иконы. Другое дело, что их иконы часто не похожи на православные – они, скорее, напоминают живописные картины итальянских мастеров времен Возрождения.

У протестантов икон действительно нет. Потому что в своей вере они очень многое отвергли. В частности, они отвергли почти все Таинства, кроме Таинства Крещения и Евхаристии. Отказались протестанты и от икон, равно как и от любых иных изображений Христа – оставили лишь изображение Креста. Это был своего рода антикатолический протест, из-за которого они по сути отошли еще дальше от наших общих корней.

В Православной Церкви в иные времена к иконам тоже относились по-разному. Стоит лишь вспомнить страшные иконоборческие периоды VIII и IX веков, когда у власти находились императоры-иконоборцы Лев III Исавр, Константин V Копроним и Лев V Армянин. Не один раз в эти два столетия в Византии разворачивалась целая полемика, считать ли иконопочитание идолопоклонничеством. В VIII веке, в самый разгар очередных иконоборческих сражений, преподобный Иоанн Дамаскин написал свое знаменитое «Слово в защиту икон», где пояснил, что мы поклоняемся не доске, не изображению на ней, а поклоняемся Богу, используя это изображение. Чуть позже состоялся VII Вселенский собор, который защитил иконопочитание. Благодаря этому и другим Соборам, наконец было установлено, что поклонение иконам является не идолопоклонничеством, а почитанием первообраза Спасителя, Божией Матери, святых и ангелов.

* * *

«Прихожанин»: Один читатель «Прихожанина» попросил совета, описав вот такую непростую ситуацию: женщина живет в гражданском браке, фактически, во грехе. Она регулярно ходит в церковь и на исповеди кается в своем грехе, объясняя, что ее любимый мужчина не хочет официально узаконить их отношения. Священник не допускает ее до Причастия. Как ей быть? Она не хочет терять мужчину, но невозможность причащаться ее угнетает…

Отец Иннокентий: На этот вопрос я не могу ответить однозначно и определенно. Есть другие ситуации. К примеру, когда женщина живет с женатым мужчиной и фактически является его любовницей. Понятно, что в этом случае священник не допустит ее до Причастия, потому что женщина совершает грех прелюбодеяния.

Но, бывает, что женщина живет пусть и гражданским браком, но с одним супругом. У них сложилась пусть и незарегистрированная, но все же семья. И в этом случае отношение к такой «семье» у священников бывает разным. Один может проявить снисходительность и допустить женщину до Причастия, другой – строгостью и недопущением до Причастия, возможно, стремится побудить женщину и мужчину сделать шаг навстречу Богу и друг другу и зарегистрировать свои уже существующие отношения. Все зависит от обстоятельств их жизни и желания исправить такую ситуацию.

Беседовал Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить