Кто идет навстречу Христу, тому понятны Eго притчи

Самые разные, порой, весьма необычные вопросы задают нам читатели «Прихожанина». Подобные вопросы мы между собой называем «неудобными», потому что спрашивающие нередко стесняются задать их священнику или другим верующим в храме. Поэтому и присылают их в редакцию нашего интернет-журнала. За ответами мы обращаемся к эконому Данилова монастыря игумену Иннокентию (Ольховому), который резонно полагает, что нет тем неудобных или закрытых и спрашивающий всегда должен получить ответ на свой вопрос.

– Отец Иннокентий, одного нашего читателя интересует вопрос: как часто надо причащаться? Спрашивающий добавляет, что при Петре I принято было причащаться один раз в год. Сегодня многие причащаются чуть ли не каждое воскресенье, а некоторые священники говорят, что надо следовать правилу Троице-Сергиевой лавры, где монахи причащаются один раз в три недели. Чем следует руководствоваться простому мирянину?

– Подход к причащению Святых Христовых Таин должен быть индивидуальным. Здесь нет какого-то единого жесткого правила, которое действовало бы одинаково для всех. Ведь духовная жизнь у всех верующих устроена по-разному: один человек готов причащаться раз в месяц, другой – раз в полгода. Частое причащение требует от верующего большого напряжения духовных и физических сил, и не каждый к этому готов.

Важно, чтобы человек причащался регулярно. Пусть это будет раз в год, но пусть точно – раз в год и не реже! И это уже само по себе хорошо. Если верующий может причащаться раз в месяц – это тоже замечательно. Если он готов причащаться каждый день – прекрасно. Надо только обстоятельно готовиться к Святому Причастию. Подготовка включает в себя пост, чтение специальных церковных молитв , отказ от любых развлечений. Это серьезная внутренняя духовная работа по разбору своих грехов… И прежде всего хранение своего сердца от лукавых помыслов, от гнева, раздражения, обид. Многие прихожане часто сводят подготовку к Причастию лишь к посту и чтению молитв, но это лишь внешняя сторона, а внутренняя духовная жизнь требует немалой борьбы со своими страстями ради хранения своего сердца.

Человек должен подходить к принятию Святых Даров, духовно очистившись. Кроме того, перед Причастием верующего ждет исповедь, а это тоже большая духовная работа.

– Еще один недавно воцерковившийся читатель задал сразу два вопроса: почему монахам при пострижении даются другие, порой, весьма необычные имена? И почему монахи ходят в черном? В знак траура?

– По поводу имен – бывает по-разному. Часто постригаемым в монахи имена даются простые, нам хорошо знакомые: Иоанн, Сергий, Михаил... Порой, и вовсе при пострижении имя остается прежним. Но иногда имена даются редкие, но необычными они кажутся лишь на наш сегодняшний взгляд. Вы же понимаете, что, скажем, до революции были распространены другие имена, чем сегодня, а 1000 лет назад – совсем иные… Ведь Церковь живет не сегодняшним днем – ее история насчитывает две тысячи лет. А ведь была еще жизнь и до Христа. И с тех далеких времен до нас дошли такие имена, как Илия, Авраам, Исаак, Иаков… Просто от каких-то имен мы отвыкли, и потому сегодня они кажутся нам необычными.

Какое имя дать монаху при пострижении – это решает тот, кто его постригает. Таково правило, такова церковная традиция. И не принято, чтобы постригаемый отказывался от предлагаемого имени. Возможно, он не сразу к нему привыкнет, но… со временем привыкнет. Вы спросите, почему тот, кто постригает, выбирает именно это конкретное имя, а не какое-либо другое? Так открывает ему Господь.

Теперь что касается цвета одежды. К слову сказать, преподобный Серафим Саровский носил светлый балахон из некрашеной ткани. В такой же одежде из некрашеной ткани ходили монахи во многих бедных монастырях. И к трауру это не имеет никакого отношения. Монахи выбирают одежду самую простую, самую скромную. Ее еще называют «одеждой смирения». Монашеское одеяние должно быть непраздничное. Черный цвет – он самый простой – куда уж проще?

– Отец Иннокентий, еще вопрос от нашего читателя: почему Христос говорил с людьми притчами?

– Притчи Христовы – это божественные слова высшего порядка. Они предназначены избранным – тем, чьи сердца открыты навстречу Господу. А тем, чьи сердца не готовы принять божественную истину, притчи кажутся непонятными. Это очень тонкий духовный момент: чтобы понять истину в словах Господа, надо сделать шаг Ему навстречу.

Так было две тысячи лет назад: многие слушали, что говорил Христос, но не понимали Его слов, Его притч, Его божественной мысли. Потому что сердца их были закрыты и они ничего не делали – ни одного движения, ни одного шага навстречу Богу. Это происходило даже с апостолами – даже им поначалу не все притчи были понятны. Они также должны были потрудиться, чтобы приблизиться к пониманию Божественной Истины.

Так происходит и сейчас: понимание слова Божия требует усилий, требует движений навстречу Господу. Именно встречное движение и есть ключ к пониманию притч Христа. При этом сердечное движение к Господу должно быть свободным и легким. Сделаешь первый шаг – и одна притча станет понятной. И так, шаг за шагом, человек может приблизиться к Богу и пониманию божественных откровений. А если мы будем стоять столбом и ничего не делать, то слова Господа так и будут для нас закрыты.

Притчи – они даны для избранных, но стать избранным человек может только по своей воле. Помните притчу Христа о брачном пире в Евангелии от Матфея, где много званых, но мало избранных (Мф. 22, 14)? Надо понимать, что в Царствие Божие приглашены все, но, чтобы попасть туда, надо потрудиться. Вас позвали на брачный пир, так придите: откройте дверь и переступите через порог. Сделайте этот шаг – и вы попадете в число избранных. А если вы будете стоять в коридоре и чего-то ждать, колебаться и порог не переступите, то как вы попадете в число избранных?

– Один недавно воцерковившийся читатель «Прихожанина» спрашивает: можно ли заразиться какой-нибудь вирусной болезнью, скажем, гриппом, принимая Святое Причастие из одной Чаши с больными?

– Многовековой опыт Церкви показывает нам, что, причащаясь из одной Чаши с десятками или даже сотнями других людей, заражения не происходит. Хотя, конечно, причащаться приходят вместе люди и больные, и здоровые. Наоборот, зачастую больные исцеляются!

– Отец Иннокентий, еще один недавно воцерковившийся спрашивает о правилах поведениях в храме. К примеру, его интересует, надо ли, когда священник кадит в церкви, поворачиваться и кланяться вслед за ним или следует стоять лицом к алтарю? Почему в одних храмах мужчины располагаются отдельно от женщин, а в других – вперемешку и как правильно? И как понять, какие правила надо обязательно соблюдать?

– Существующие правила поведения в храме – это результат традиций, которые формировались веками. К примеру, традиционно принято, что во время службы мужчины стоят в правой части храма, а женщины – в левой. Это рекомендуется для того, чтобы верующие не отвлекались от молитвы, разглядывая представителей противоположного пола. В монастырях это правило соблюдается, в приходских храмах – часто нет. Почему? Храм бывает небольшой, а мужчин сильно меньше, чем женщин, вот и стоят все вместе.

Конечно, во время службы верующие должны находиться лицом к Царским вратам, к алтарю. Но, когда священник ходит и кадит по храму, принято повернуться к нему и поклониться в его сторону. Ведь он кадит не только помещение храма и иконы, но и всех молящихся в храме. А то получается, он будет вас кадить, освящать, а вы в это время будете стоять к нему спиной или боком. Как-то нехорошо. Но нет необходимости все время стоять лицом только к нему и спиной к алтарю: поклонились, а потом вновь повернулись лицом к Царским вратам.

При принятии Святого Причастия принято пропускать вперед детей, потому что они быстро устают и начинают капризничать. Дальше идут мужчины, а затем – женщины. Почему? Такова традиция, так сложилось в Церкви исторически.

Существуют и другие правила. Скажем, во время службы на Святую Троицу во время чтения особых коленопреклоненных молитв все молящиеся встают на колени. Как разобраться в этих правилах? Думаю, это несложно. Когда человек начинает ходить в церковь, он потихоньку впитывает в себя правила. Он видит, как поступают другие молящиеся, и следует их примеру: кланяется, когда они кланяются, крестится, когда они крестятся. Допустим, обратился священник к верующим со словами: «Мир вам», – все в ответ поклонились, и он поклонился.

Все просто: от наблюдения – к пониманию. Если что-то верующему непонятно, он может спросить у священника или у других верующих в храме. Хорошо бы и книжки почитать – много подробной и полезной литературы издано на эту тему . Но, главное, надо регулярно ходить в храм на службу – и понимание придет.

Беседовал Петр Селинов


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить